Протест в исламском мире : расклад интересов

В мире наметилась тенденция противостояния между западными странами и представителями радикального крыла исламского мира. Об этом свидетельствуют погромы со стороны арабского населения ряда европейских стран и недавняя волна протеста мусульман многих государств по поводу карикатуры с изображением пророка Мухаммеда на страницах датских изданий. На первый взгляд, эти два события обусловлены разными причинами. В частности, эксперты чаще всего связывают прошлогодние погромы чернокожей молодежи во Франции и Бельгии издержками чрезмерно либеральной иммиграционной политики этих стран, которая привела к образованию на их территории сообществ, не интегрированных в достаточной степени в местную культуру. В случае с карикатурой датской газеты, многие ссылаются на растущую нетерпимость к западным ценностям в мусульманских странах. Есть и такие, кто усматривает в обоих событиях целенаправленную провокацию неких третьих сил. По их мнению, ужесточение миграционной политики западных стран по отношению к мусульманским мигрантам и их дискредитация выгодны как самим принимающим государствам, так и США или Израилю, которым выгодна дискредитация радикальных течений ислама в глазах западного сообщества. В свою очередь «карикатурный скандал», на их взгляд, выгоден, прежде всего, Ирану, чтобы консолидировать мусульманский мир в случае нападения Соединенных Штатов. В пользу такой версии говорит тот факт, что на карикатуры, которая появилась в датских газетах еще осенью, мусульманское сообщество отреагировало с таким запозданием. Поэтому о полной консолидации исламского мира как таковой говорить, видимо, все же рано, поскольку интересы мусульманских сообществ в европейских и мусульманских странах существенно отличаются. Показательно, что молодые мусульмане запада, ранее бунтовавшая на улицах европейских стран, протестовал против карикатур с изображением пророка весьма вяло, что связано с опасением потерять ранее привилегированное положение. Но в любом случае масштабы и драматизм этих событий продемонстрировали миру растущее влияние исламского фактора, не считаться с которым становится все труднее. Вместе с тем они также стали свидетельством его растущего радикализма, все больше затрудняющего диалог цивилизаций. Вряд ли можно назвать терпимостью к свободе слова или адекватным ответом на оскорбление религиозных ценностей погромы и поджоги датских посольств, когда можно было просто ответить такой же карикатурой.

Все это позволяет согласиться с прогнозами отдельных специалистов о неизбежности конфликта цивилизаций в ближайшие годы. Каким конкретно будет расклад сил в этом противостоянии, сказать трудно, но многие западные эксперты сходятся на том, что, скорее всего, это будет в первую очередь борьба за влияние на Европу, как законодательницу мод во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Вероятнее всего, в предстоящем конфликте цивилизаций будут широко использоваться так называемые сетевые структуры, к разновидности которых относятся террористические организации типа «Аль-Каэды». Как показал опыт Ирака, попытка силового решения подобного рода проблем способна привести к появлению новых очагов международного терроризма. В этом плане представляется, что в случае войны США с Ираном неизбежно появление новых террористических сетей. В этих условиях в выигрыше будут те страны, которые имеют относительно монолитную этническую структуру, в международной политике соблюдают принципы невмешательства, а во внутренней – укрепляют государственность и добиваются ликвидации бедности, безработицы и других факторов, способствующих появлению почвы для терроризма и экстремизма. В настоящее время к разряду таких стран можно отнести Китай, некоторые другие страны Юго-Восточной Азии.

Для того, чтобы избежать конфликта цивилизаций или смягчить его последствия, необходимо поощрять авторитетные силы, способные провести модернизацию ислама, а также пересмотреть политику западных стран как по отношению к исламским странам, так и в отношении мигрантов. В глобальном масштабе важно усилить работу ООН и других международных организаций, направленные на раннее предупреждение конфликтов путем устранения социальных причин политического экстремизма.

В Кыргызстане, в силу ряда исторических и других причин, религиозный экстремизм пока не способен самостоятельно стать главной причиной широкомасштабных конфликтов. Однако он уже вполне может использоваться различными силами как мощный дополнительный фактор в случае конфронтации общества по другим признакам, будь это борьба власти с оппозицией, межэтнические или приграничные конфликты. Поэтому на нынешнем этапе, когда испытанию подвергаются сами устои государства, очень важно не допустить дестабилизации обстановки, чтобы им не воспользовались третьи силы для своих целей. Ответственность за сохранение стабильности лежит практически на всех ветвях власти, которым доверена судьба народа Кыргызстана.

Ж. Касаболотов, ИАЦ «Кабар»