Россия может восстановить утраченные позиции в Кыргызстане с помощью образования
Один из самых известных педагогов Кыргызстана, реформатор в системе образования республики и бывший депутат парламента Омурзак Мамаюсупов считает, что открытие филиала МГУ в Узбекистане является событием знаковым, передает ИА REGNUM.
«Оно свидетельствует о возрастающем влиянии России в нашем регионе. Конечно, в отличие от Узбекистана, в Кыргызстане в силу целого ряда причин изучению русского языка уделялось больше внимания, особенно в системе среднего образования. Еще на заре нашей независимости, в далеком 1993 году, в столице республики был открыт КРСУ, который во многих отношениях как бы является аналогом открывшегося в Узбекистане филиала МГУ. Но не будем закрывать глаза на имеющиеся проблемы. Южный регион Кыргызстана, включающий в себя три области – Баткенскую, Ошскую и Жалалабадскую, — в котором проживают около 60% кыргызов, по-прежнему испытывает большие трудности в доступе к изучению русского языка. Исходя из этого, было бы весьма разумно, если бы нечто подобное филиалу МГУ или какого-то другого российского авторитетного гуманитарного вуза было открыто именно в южной столице Кыргызстана городе Оше. Тем более, что в этом отношении есть определенные подвижки: за последние годы в Оше открыто консульство Российской Федерации, торговые дома, увеличилось число российских предприятий, а также кыргызско-российских СП.
Как известно, после распада СССР и в первые кризисные годы независимости именно южный регион Кыргызстана в наибольшей степени пострадал от массового оттока русскоязычного населения в Россию. Все это привело к тому, что в настоящее время существуют большие проблемы для жителей юга Кыргызстана. Если в целом по стране уровень подготовки кадров русистов в вузах, а также качество преподавания русского языка в школах осталось на том же самом уровне, который считается для нашего региона весьма высоким, или понизился сравнительно ненамного, то в южном регионе однозначно можно утверждать, что теперь гораздо труднее получить качественные знания русского языка в школе или же в областных вузах, чем это было в советскую эпоху».
В то же самое время Мамаюсупов утверждает, что в новых условиях нужны новые подходы для решения этих проблем. За годы независимости, благодаря инициативе Мамаюсупова, в стране была создана сеть специализированных средних школ для одаренных детей из сельского региона.
«Именно такой подход, — сказал Мамаюсупов, — будет наиболее плодотворным для Кыргызстане. Россия могла бы использовать пример Турции, которая за годы независимости создала обширную сеть кыргызско-турецких лицеев, открыв несколько университетов в столице, как бы завершая полный цикл образования и даже эффективно решая проблемы трудоустройства своих выпускников».
Как отмечает ИА REGNUM, в свое время О. Мамаюсупов неоднократно обращался с подобными предложениями как к руководству Кыргызстана, так и в посольство Российской Федерации. В Ноокатском районе Ошской области в 1996 году даже была открыта первая совместная кыргызско-российская гимназия для одаренных детей. Однако тогда этот почин не получил дальнейшей поддержки.
OP | www.pr.kg