1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА
1.1. Декларация видения
Народ Кыргызстана стремится создать процветающее государство, в котором все члены общества будут равно пользоваться достижениями политического, социального и экономического развития. Это предполагает комплексный подход к обновлению и развитию политических институтов, социальных благ и экономического потенциала. Управление государством будет реформировано для обеспечения его эффективности на основе главенства демократических принципов и закона, что позволит создать соответствующие условия, при которых станет возможным политическое, социальное и экономическое развитие демократического общества.
В то же время усилия будут направлены на коренное улучшение качества жизни всего населения. Бедность должна неуклонно снижаться. Старики и инвалиды будут обеспечены адекватной социальной защитой, дети — условиями для здорового развития и образования. Молодежи необходимо предоставить все возможности для реализации ее потенциала. Все трудоспособные женщины и мужчины должны иметь возможность осуществить свои законные жизненные цели. Эти стремления будут основаны на всестороннем социальном и экономическом развитии, способном удовлетворять материальные и духовные потребности народа во имя будущего развития страны. Кыргызстан займет достойное место в мировом сообществе.
Комплексная Основа Развития Кыргызской Республики до 2010 года предназначена для претворения в жизнь такого видения.
1.2. Национальные цели
Национальное видение представляет собой совокупность национальных целей, которые определяют стратегию действий в рамках КОР.
Общая национальная цель КОР — достичь политического и социального благополучия, экономического благосостояния народа Кыргызстана в условиях главенства принципов свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого.
Эффективное и прозрачное государственное управление, справедливое общество, обеспечивающее защиту и человеческое развитие, устойчивый экономический рост — три основные составляющие общей цели.
Эффективное и прозрачное государственное управление подразумевает:
· демократическую и открытую систему государственной власти;
· независимую, справедливую и компетентную судебную власть;
· профессиональную, эффективную, подотчетную государственную службу;
· демократические институты.
Справедливое общество, обеспечивающее защиту и человеческое развитие, предполагает:
· искоренение либо значительное сокращение бедности;
· развитие адресной и эффективной системы социальной защиты;
· сокращение общего уровня безработицы;
· обеспечение доступности услуг здравоохранения, образования;
· развитие науки и культуры.
Устойчивый экономический рост включает:
· развитие рыночной экономики, основанной на принципах частного предпринимательства;
· создание рыночных институтов и системы эффективного макроэкономического управления;
· формирование эффективной финансовой системы;
· активное развитие приоритетных отраслей реального сектора экономики.
1.3. Национальный консенсус
Основополагающим принципом выбора целей, определения приоритетов, а также подходов и методов подготовки и реализации КОР признается:
· максимальное участие в этом процессе представителей всех ветвей государственной власти, гражданского общества;
· достижение согласованности совместных действий, распределения полномочий и ответственности;
· обеспечение прозрачности и доступности информации о предпринимаемых мерах, всестороннего мониторинга, оценки хода реализации и достигнутых результатов.
Эти принципы были реализованы в 1999-2001 годах при подготовке КОР на основе организации многочисленных представительных международных семинаров, круглых столов и встреч, проведения открытых слушаний, консультаций и обсуждений между заинтересованными участниками, в том числе представителями стран-доноров и международных организаций, о чем регулярно сообщалось в средствах массовой информации. (Подробная информация об участии гражданского общества в программе КОР изложено в приложении З).
Такой же подход будет использоваться и в практической реализации КОР, на основе создания системы прямой и обратной многосторонней связи между исполнителями конкретных программ и мер с представителями гражданского общества, широкой информированности всех граждан в рамках партнерства и участия в развитии.