3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

 
 
Перед Кыргызстаном стоит много нерешенных задач, среди которых наиболее приоритетными и требующими немедленных действий являются:

 

3.1. Реформа государственного управления

 
Неэффективность системы государственного управления стала тормозом дальнейшего продвижения рыночных реформ. Фундаментальная реорганизация и совершенствование государственного управления предполагают институциональную и правовую реформу всех ветвей государственной власти – Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики и местных государственных администраций, судебной системы. Должна быть реформирована государственная служба. Необходимо тщательно пересмотреть и реформировать управление государственными финансами, добиваясь прозрачности и подотчетности их использования. Следует настойчиво и целенаправленно искоренять коррупцию. 
 
 

3.2. Сокращение бедности

 
Более 52% населения Кыргызстана находится за чертой бедности. Это одна из наиболее острых проблем страны. Бедность становится социально и политически дестабилизирующим фактором. В этой связи разработана Национальная стратегия сокращения бедности на 2001-2003 годы. Аналогичные программы будут реализовываться в качестве составной части КОР и в 2004-2010 годы.
 

3.3. Развитие села, депрессивных малых городов и отдаленных районов

 
Особенно в тяжелом положении находятся жители сельских регионов, депрессивных малых городов и районов, где уровень бедности значительно превышает средние по республике показатели. За счет сельского хозяйства в 2000 году  обеспечивалось 36,8 % ВВП республики. В силу того, что здесь проживает более 80% бедных, развитие села является важным приоритетом. 
 
Такое развитие подразумевает не только финансовую и техническую поддержку сельскохозяйственного производства, но и оказание жителям основных видов услуг, сопоставимых с теми, что имеются в крупных городах. 
 
Вызывает озабоченность ситуация, в которой оказались жители депрессивных отдаленных горных районов, малых городов. Хотя речь идет о жителях небольших и разбросанных по территории страны населенных пунктов, но, как граждане Кыргызстана, они имеют право и должны пользоваться основными видами социальных и коммунальных услуг. 

 

3.4. Обеспечение безопасного развития

 
Высокий приоритет этого направления обусловлен необходимостью обеспечения национальной безопасности государства, личной и имущественной защищенности людей.
 
Обеспечение безопасного развития в условиях существования внешних и внутренних угроз, включая эффективное противодействие международному терроризму, религиозному экстремизму, незаконному обороту наркотиков, организованной преступности, должно строиться на основе мобилизации всех внутренних возможностей и активного сотрудничества с другими государствами.
 
Важными факторами безопасного развития являются также сохранение экологического равновесия, предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижение последствий стихийных бедствий.
 
 

3.5. Развитие частного сектора

 
Устойчивое экономическое развитие должно быть основано на динамичном, свободно развивающемся и продуктивном частном секторе. Поэтому еще одной высокоприоритетной задачей является создание благоприятной предпринимательской среды и обеспечение роста числа малых и средних предприятий как в городах, так и в сельских районах. Это подразумевает проведение реформ в правовой, надзорной и финансовой областях, в рамках которых работают физические и юридические лица частного сектора, а также развитие соответствующей рыночной инфраструктуры. Частный сектор будет вовлечен в развитие объектов транспорта, телекоммуникаций, энергетики, строительство жилья, а также в дальнейшее развитие таких потенциально высокопродуктивных областей деятельности, как финансы, туризм и агробизнес. Индивидуальный, малый и средний бизнес станет источником повышения занятости населения и основой роста частного сектора.
 

3.6. Управление внешним долгом

 
Внешний долг Кыргызстана превысил 130% к объему ВВП. Основное бремя его обслуживания лежит на государственном бюджете. В то же время страна не может двигаться вперед без обоснованных и высоко результативных льготных внешних заимствований у стран-доноров и международных финансовых учреждений. Будет обеспечен баланс между возможностью обслуживания внешнего долга и необходимостью привлечения новых финансовых средств на первоочередные нужды развития.
 

3.7. Привлечение частных прямых иностранных инвестиций

 
Иностранные заимствования, привлекаемые под гарантию Правительства Кыргызской Республики, должны быть в значительной степени замещены прямыми внешними и внутренними инвестициями, направляемыми на обеспечение устойчивого развития. Частный сектор, при поддержке иностранных инвесторов, должен взять на себя основную долю ответственности за экономический рост в будущем. Прямые иностранные инвестиции принесут с собой не только финансовые ресурсы, но также новые технологии и возможность выхода на другие рынки. Будут продолжены правовые, институциональные и финансовые реформы, необходимые для создания благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего развитие предпринимательства.
 

3.8. Укрепление финансовой системы

 
Состояние финансовой системы не обеспечивает мобилизации необходимых финансовых ресурсов для устойчивого экономического роста. Сбережения населения в банковской системе сократились до уровня 6% к объему ВВП, а банковское кредитование частного сектора составляет менее 4% к объему ВВП. 
 
Развитие финансовой системы в первую очередь связано с оздоровлением и укреплением банковского сектора. Необходимо восстановить доверие населения к коммерческим банкам для эффективной мобилизации внутренних сбережений и удовлетворения потребностей населения, а также отечественных и иностранных предпринимателей в кредитных ресурсах и банковских услугах. Кроме того, неотложной задачей является развитие небанковского сектора – рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, страхового бизнеса, системы кредитных союзов и институтов микрокредитования. 
 

3.9. Развитие внешней торговли

 
Проведение активной внешнеэкономической политики является важным приоритетом и предполагает максимальное использование преимуществ участия Кыргызстана в ВТО, в региональных союзах, двух- и многосторонних соглашениях, расширение сотрудничества с традиционными торговыми партнерами, а также поиск новых рынков сбыта для отечественной продукции и услуг. 
 
С учетом особенностей структуры экономики первоочередное внимание будет уделено замещению импорта товаров народного потребления, развитию сравнительных преимуществ страны и конкурентоспособности продукции, экспортного потенциала энергетики, отраслей агропромышленного комплекса, а также сферы услуг.