6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Финансовые ресурсы для осуществления КОР будут обеспечиваться главным образом за счет собственного экономического потенциала (бюджетные ресурсы, частные инвестиции, финансируемые из частных внутренних сбережений), а также из внешних источников (прямые иностранные инвестиции, инвестиции в рамках ПГИ, программные займы, гранты и гуманитарная помощь).

В прогнозируемый период общие поступления в бюджет возрастут (см. главу 5) за счет мер по повышению бюджетных доходов, реформированию налоговой системы и увеличению неналоговых поступлений (в т.ч. от приватизации), что укрепит ресурсную базу КОР. Наибольшую долю в доходах государственного бюджета по-прежнему будут составлять налоговые поступления. 

 

Важным источником финансовых ресурсов останется государственное внешнее заимствование, объем которого, однако, должен быть ограничен из-за критической ситуации с внешним долгом. Это приведет к снижению дефицита бюджета. В связи с этим будет проводиться активная работа по поиску и привлечению льготных займов, грантов и гуманитарной помощи. К этой работе будут максимально привлекаться НПО, и их роль в освоении грантов и гуманитарной помощи значительно повысится, а участие государства — снизится. В результате этого объем грантов и гуманитарной помощи, учитываемых в доходах государственного бюджета и направляемых на текущие расходы государства уменьшится с 1,0% ВВП в 2000 г. до 0,2% в 2010 г. (см. таблицу 2).

 

Внутренние частные сбережения и прямые иностранные инвестиции будут одним из основных источников финансирования КОР. Целенаправленное привлечение прямых инвестиций в необходимых для развития экономики объемах должно обеспечить замещение относительного сокращения государственных инвестиций.

Распределение финансовых ресурсов КОР  будет происходить через текущий государственный бюджет, бюджет развития и частные инвестиции.

 

 

Текущий государственный бюджет. Формирование бюджета на программной основе позволит рационально планировать и направлять ресурсы на финансирование приоритетных направлений КОР.

 

Вследствие реформирования государственного управления и повышения его эффективности, расходы из средств  государственного бюджета на институциональное развитие снизятся с 2,9% ВВП в 2000 г. до 0,9% в 2010 г.

 

Принимая во внимание то, что человеческое развитие является важнейшим направлением КОР, государство будет увеличивать объем финансирования, направляемого в социальную сферу с 7,3% ВВП в 2000 г. до 10,3% в 2010 г.

 

Вследствие возрастания в экономике роли частного сектора, текущие расходы государства на поддержание и развитие производственной инфраструктуры снизятся с 1,0% ВВП  в 2000 г. до 0,9% в 2010 г.

 

Несмотря на то, что доля расходов на безопасность развития в ВВП снизится с 2,7% в 2000 г. до 1,6% в 2010 г., расходы на природоохранные мероприятия будут увеличиваться.

В республиканском бюджете будет предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с развитием регионов, которое будет осуществляться в рамках региональных программ. Эти мероприятия будут предусматривать развитие материально-технической базы реального сектора, социальной сферы и инфраструктуры регионов, что обеспечит постепенный их переход на самофинансирование.

 

Вследствие улучшения управления внешним долгом доля расходов государственного бюджета на выплату процентов по внешнему долгу снизится с 1,8% ВВП в 2000 г. до 1,1% в 2010 г.

 

Бюджет развития (ПГИ). Сокращение объемов государственных инвестиций (см. главу 5) потребует и одновременно станет результатом повышения качества отбираемых проектов для государственного инвестирования. ПГИ, как ожидается, будет ориентирована на поддержку только стратегически важной социальной и производственной инфраструктуры.

 

Финансирование государственных инвестиций будет осуществляться главным образом за счет льготных заимствований у международных организаций и стран-доноров. Прогнозы, основанные на стратегии КОР, показывают, что внешние государственные заимствования составят около 2,9% ВВП в 2010 г. по сравнению с 6,9% в 2000 г.

Государственный инвестиции будут направлены на институциональное, социальное развитие и экономический рост.

При отборе инвестиционных проектов для включения в ПГИ будут строго соблюдаться следующие критерии, которые позволят распределить их по уровню приоритетности:

соответствие целей проектов целям КОР;

 

стратегическая важность проекта;

 

взаимосвязь с другими проектами;

 

внутренняя норма прибыли не менее 12% и уровень экономической доходности не менее 10%;

 

простота реализации;

 

экологичность;

 

невысокий инвестиционный риск.

 

 

Таблица 2.

 

Финансовые ресурсы КОР, % ВВП

 

 

 

2000

 

2001

 

2004

 

2007

 

2010

 

I. Текущий государственный бюджет

 

16.5

 

17.7

 

16.8

 

17.2

 

16.8

 

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

Для институционального развития

 

2.9

 

2.3

 

1.2

 

1.1

 

0.9

 

Для социального развития

 

7.3

 

7.7

 

8.6

 

10.1

 

10.3

 

Для экономического развития

 

1.0

 

1.3

 

1.2

 

1.0

 

0.9

 

Безопасность развития

 

2.7

 

2.0

 

1.5

 

1.5

 

1.6

 

Выплаты процентов по внешнему долгу

 

1.8

 

2.3

 

2.5

 

1.6

 

1.1

 

Прочие

 

0.9

 

1.9

 

1.9

 

1.9

 

2.0

 

Финансируемые из:

 

 

 

 

 

 

Внутренних источников

 

15.6

 

16.0

 

15.7

 

16.6

 

16.6

 

 — Налоги

 

11.6

 

12.7

 

13.8

 

14.1

 

14.5

 

 — Другие (вкл. внутренние заимствования)

 

4.1

 

3.3

 

2.0

 

2.5

 

2.0

 

    Внешних источников (гранты)

 

1.0

 

1.8

 

1.0

 

0.6

 

0.2

 

II. Бюджет развития (ПГИ)

 

8.5

 

7.0

 

4.2

 

3.1

 

3.5

 

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

Для институционального развития

 

0.1

 

0.3

 

0.1

 

0.1

 

0.1

 

Для социального развития

 

0.4

 

0.8

 

0.9

 

0.9

 

1.4

 

Для экономического развития

 

7.6

 

5.5

 

3.2

 

2.1

 

2.0

 

Безопасность развития

 

0.4

 

0.4

 

0.03

 

0.04

 

0.03

 

Финансируемые из:

 

 

 

 

 

 

Внутренних источников

 

1.6

 

1.0

 

0.3

 

0.2

 

0.6

 

Налоги, другие доходы

 

0.9

 

0.6

 

0.2

 

0.1

 

0.4

 

Внутренние заимствования

 

0.7

 

0.4

 

0.1

 

0.0

 

0.1

 

Внешних источников*

 

6.9

 

6.0

 

3.9

 

2.9

 

2.9

 

III. Частные инвестиции

 

7.5

 

9.7

 

14.4

 

15.9

 

16.7

 

Финансируемые из:

 

 

 

 

 

 

Внутренних частных сбережений

 

5.3

 

5.1

 

9.4

 

11.4

 

12.8

 

Прямых иностранных инвестиций

 

2.2

 

4.6

 

5.0

 

4.5

 

3.9

 

Итого

 

32.5

 

34.4

 

35.4

 

36.2

 

37.0

 

* чистый объем внешних заимствований

 

 

Частные инвестиции. Возрастающий с 7,5% ВВП в 2000 г. до 16,7% в 2010 г. объем частных инвестиций будет направлен в основном на экономическое и социальное развитие. При этом значительные их объемы будут финансироваться из прямых иностранных инвестиций.