8. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА

 

Ключевым аспектом реализации КОР будет проведение регулярного мониторинга и оценки промежуточных и конечных результатов.

Система мониторинга и оценки послужит важным инструментом повышения эффективности осуществления стратегий КОР и поможет определять достигнутый прогресс в реализации целей КОР, оценивать эффективность использования ресурсов, предпринятых мер и мероприятий. Мониторинг и оценка обеспечат основу для своевременного предупреждения негативных последствий от принятия неадекватных политических и административных решений. Это позволит своевременно вносить коррективы в текущую политику и повысить эффективность реализации стратегии.

Мониторинг КОР будет осуществляться на основе регулярного отслеживания отобранных индикаторов, удовлетворяющих критериям измеримости, адекватности, невысокой стоимости сбора информации, прямого отражения промежуточных результатов, нечувствительности к влиянию побочных (не связанных с результатами) факторов. Эффективный мониторинг потребует использования системы индикаторов, которые позволят измерять и оценивать выполнение конкретных мер для того, чтобы ответить на вопросы: выполнены ли запланированные действия, достигнуты ли целевые прогнозируемые параметры развития, каковы промежуточные результаты мер политики, предусмотренных в матрице действий КОР?

Оценка позволит анализировать данные по индикаторам не только количественного, но и качественного характера, поскольку именно оценка ответит на вопросы: почему и как удалось достичь поставленных целей и задач, промежуточных и конечных результатов; либо, напротив, почему и каким образом этого не произошло? Оценка позволит сделать вывод и принять решение, как повысить эффективность и результативность реализации КОР и составляющих ее программ. Оценка даст возможность усовершенствования не только существующих, но и будущих программ и реформ, подлежащих реализации в рамках КОР.

Система индикаторов для удобства мониторинга и оценки будет разделена на четыре уровня:

 

· индикаторы воздействия.

 

Каждый из этих уровней обеспечит соответствующий массив информации для проведения мониторинга и оценки.

Индикаторы международного уровня будут использоваться международными организациями и донорами для международных сопоставлений и анализов. Данные индикаторы немногочисленны и призваны выявлять общие проблемы страны, отслеживать тенденции их развития по сравнению с другими странами, служить ориентиром для привлечения внешних средств в приоритетные сферы.

Национальные индикаторы тесно связаны с международными показателями и, помимо общих макроэкономических данных, включают более детальные индикаторы приоритетных направлений развития страны. Национальные индикаторы будут использоваться для выявления специфических изменений, тенденций и проблем в развитии страны, а также для установления дальнейших приоритетов, выявления сильных и слабых сторон экономики, возможностей и рисков.

 

Индикаторы отслеживания (программные) будут отслеживать ход реализации мер политики, предусмотренных в КОР и составляющих ее программах. Отслеживание результатов предполагает учёт достижений на пути к поставленным целям, а также осуществление обратной связи с участниками процесса реализации по вопросам эффективности предпринимаемых мер. Эти индикаторы станут ключевыми для определения успешности, адекватности и эффективности конкретных стратегий и программ КОР. Программные индикаторы будут привязаны к конкретным срокам и действиям матрицы КОР. Данный уровень индикаторов дополняется показателями, присущими отдельным регионам, которые позволят выявлять региональные проблемы, неравенство и диспропорции.

 

Индикаторы воздействия представляют собой важное дополнение к индикаторам отслеживания (программным). Оценка воздействия означает качественное и количественное определение изменений, которые будут происходить от выполнения мер политики КОР и составляющих её стратегий и программ. Для официальных лиц, участников процесса, оценка воздействия станет инструментом для принятия решений, позволяющих обеспечить подотчётность программ в глазах общественности. Данные, которые будут получены в результате оценки воздействия, послужат информационной базой для принятия решения о расширении, коррекции или свёртывании конкретной программы или стратегии КОР и будут использованы для обоснования и определения последующих новых приоритетов.

 

Перечень индикаторов приведен в приложении 5, который будет совершенствоваться в процессе реализации КОР.

 

Сбор данных по указанным индикаторам для мониторинга будет осуществляться на регулярной основе, а к сбору данных по индикаторам для оценки воздействия будет применяться системный подход.

 

Большая часть данных, в особенности количественных, будет предоставляться Нацстаткомом, а также другими министерствами и государственными ведомствами по соответствующим им сферам деятельности, которые будут нести полную ответственность за собираемые данные. Надежность и достоверность этих данных будет подвержена контролю и регулярным, но не частым, проверкам.

 

Институционализация системы мониторинга и оценки. Для успешного функционирования всей системы мониторинга и оценки важна ее институционализация, закрепленная нормативно-правовыми актами. Это предполагает исключительную ответственность всех участников реализации КОР за регулярное проведение внутреннего мониторинга для обеспечения своевременного выявления отклонений в процессе отслеживания стратегии и выработке упредительных мер.

 

Комплексный анализ и оценку результатов будет осуществлять Секретариат Национального Совета по КОР при Президенте Кыргызской Республики.

 

Для качественного и эффективного мониторинга и оценки КОР Секретариат будет наделен полномочиями привлекать другие национальные и международные мониторинговые службы и экспертов из государственного, неправительственного и частного секторов. Они будут осуществлять альтернативную, дополняющую и перекрестно-контролирующую оценки эффективности реализации КОР и программ, финансируемые за счет собственных средств организаций или привлеченных средств.

 

Результаты мониторинга и оценки будут ежегодно публиковаться и представляться всем заинтересованным сторонам в доступном формате и на доступном языке. Это обеспечит необходимую обратную связь между политическим уровнем, где будут приниматься решения по реализации КОР и ее программ, непосредственными исполнителями (ключевыми министерствами и ведомствами), а также населением страны, которое является конечным пользователем КОР и будет также оценивать результаты ее исполнения. Распространение результатов мониторинга и оценки обеспечит открытость и прозрачность процесса реализации КОР, и благодаря этому, общественный контроль и подотчетность исполнителей улучшат управление реализацией стратегии и составляющих её программ, повысят их эффективность и результативность.

 

Для оперативного сбора данных, а также распространения результатов мониторинга и оценки  КОР будут широко использоваться национальные компьютерные сети и системы, такие как «Шайлоо», и другие.