Гендерная политика

image_pdfimage_print
1.            В Кыргызской Республике проводится целенаправленная политика обеспечения гендерного равенства и развития. Была разработана и реализована Национальная программа по поддержке женщин «Аялзат» (1996-2000). Этот национальный документ учитывает основные положения платформы действий, принятой IV Всемирной конференцией ООН по положению женщин (Пекин, 1995 год) и признанной мировой общественностью в качестве программы прав человека для женщин. Формирование и реализация гендерной политики осуществляется при активной поддержке ряда международных организаций: ПРООН, ОБСЕ, Фонд «Сорос-Кыргызстан», Фонд народонаселения ООН, ЮСАИД, Фонд К. Аденауэра и многих других.
По результатам выполнения национальной программы «Аялзат» на специальном заседании Комиссии ООН по положению женщин, Кыргызстан был назван в числе первых десяти государств, успешно выполняющих обязательства, принятые на Пекинской конференции.
2.            Проводится обучение по реализации гендерной политики. Увеличивается количество граждан Кыргызской Республики, понимающих, что гендерное равенство, социальная или любая иная защищенность женщин в условиях свободного рынка непосредственно связаны с формированием в обществе идеологии гендерного равенства и развития.
3.            Однако, несмотря на декларируемое равенство прав мужчин и женщин в законодательстве Кыргызской Республики, все еще отсутствует равенство возможностей их реализации.
В структурах власти по-прежнему доминируют мужчины. Женщины, представляя 51 процент электората, в представительных органах всех уровней имеют численность от 6.7 процента до 16 процентов, среди руководителей органов власти и управления – 14.7 процента, среди руководителей структурных подразделений, департаментов, управлений – 24.4 процента.
4.            В период с 1996-2001 годы уровень экономической активности среди женщин снизился на 4.9 процента, среди мужчин на 1.9 процента. Женщины составляют 53.3 процента от общего числа безработных граждан, из них 15 тыс. безработных женщин (45 процентов) проживают в сельской местности. Вместе с малоимущими и одинокими женщинами они составляют почти третью часть общей численности женщин, нуждающихся в различных формах социальной помощи. В целях снижения бедности среди этого контингента женщин широкое распространение получила организация самозанятости через систему кредитования и микрокредитования.
При этом из 49.2 процента живущих в бедности семей, возглавляемые женщинами семьи менее бедны, чем семьи, возглавляемые мужчинами. В новых экономических условиях женщины оказались более мобильны, значительная часть женщин перешла на работу в частный сектор. Тем не менее, в республике сохраняется разрыв в оплате труда мужчин и женщин: заработная плата женщин в среднем составляет 67.6 процента от заработной платы мужчин. Указанные различия обусловлены тем, что женщины соглашаются на любую работу и занимают, в основном, низшие должности в малооплачиваемых отраслях — сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, социальной сфере. При этом использование отпусков по уходу за детьми снижает пенсионные накопления женщин от 10 до 30 процентов. В результате средний размер пенсий у женщин составляет 94-95 процентов от пенсии мужчин.
В структуре занятого населения по найму работает 75.1 процента женщин, среди владельцев собственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств их 15-18 процентов, а среди работающих на семейном предприятии без оплаты – 46.3 процента. Земельными долями наделены 50.8 процента женщин, но, несмотря на юридически равные с мужчинами права на владение землей как частной собственностью, существующие традиционные стереотипы фактически ограничивают правоспособность женщин в этом вопросе.
Неразвитость и сокращение социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, привели к тому, что домашний труд является в значительной степени женским. Работающие женщины уделяют ведению домашнего хозяйства ежедневно в среднем по 4-5 часов, затрачивая на это 19 процентов суточного фонда времени, а неработающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства вдвое больше, чем работающие. У мужчин эти затраты не превышают 5 процентов и составляют немногим более одного часа.
5.            Бедность и связанные с ней социальные проблемы оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья граждан.
Несбалансированное питание, недостаточный доступ к услугам здравоохранения наряду с повышенными трудовыми нагрузками отрицательно сказываются на здоровье женщин. Анемия среди беременных женщин составляет в среднем 54.7 процента, однако, в отдельных регионах этот показатель возрастает до 70-90 процентов. Только 40.3 процента родов проходят нормально (без патологий). Вместе с тем, благодаря реформам в здравоохранении, модернизации родовспомогательных учреждений, проведенных при поддержке Всемирного Банка, Азиатского Банка Развития, стран Европейского Союза, Правительства Германии, Правительства Японии, Правительства Швейцарии, ряда других доноров уровень материнской смертности снизился за годы независимости на 38.6 процента и составил в 2001 году 49.9 (из 100000 родивших). Тем не менее, этот показатель почти в 2.5 раза превышает среднеевропейский уровень. Важным шагом в обеспечении гендерного равенства стало принятие Закона «О репродуктивных правах».
Социально-экономические проблемы и бедность способствуют росту алкоголизма, наркомании, туберкулеза, болезней, передаваемых половым путем. За последние пять лет количество заболеваний туберкулезом у женщин возросло в 2 раза, некоторыми венерическими заболеваниями – в 5 раз. Мужчины составляют 67 процентов болеющих активным туберкулезом, 86,5 процента больных с алкогольной зависимостью. Резко возросло число ВИЧ-инфицированных, среди которых 173 человека – мужчины и 16 – женщины.
6.            Бедность также является одним из факторов, провоцирующих рост насилия в отношении женщин и среди женщин. В настоящее время при поддержке международных организаций действуют всего 10 кризисных центров и убежищ, хотя потребность в них гораздо больше. За последние три года в эти кризисные центры обратилось за помощью около 30 тыс. женщин, подвергшихся разным формам насилия.
По независимой оценке около 4 тысяч женщин в Кыргызстане ежегодно становятся жертвами торговли людьми. По сравнению с 1994 годом в два раза увеличилась женская преступность, при этом в ее структуре доминируют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Военные конфликты также обусловили актуализацию проблем защиты женщин в этих зонах и их участия в процессах миротворческой деятельности.
7.            Главными проблемами обеспечения гендерного равенства, развития семьи и женщин являются:
·                пробелы в законодательстве и его неполная адекватность проводимой политике обеспечения гендерного равенства и развития;
·                отсутствие активной идеологии гендерного равенства и развития, повышения роли женщин, поддержки института семьи, как первичной основы для полной реализации прав человека;
·                острота социальных проблем и отсутствие базовых условий для устойчивого человеческого развития;
·                сохранение патриархального уклада, закрепляющего традиционно зависимое положение женщин;
·                отсутствие возможностей для финансирования в необходимых объемах мер по реализации гендерной политики и соответствующих национальных и секторальных программ;
·                отсутствие гендерного баланса на всех уровнях принятия решений, недостаточный уровень использования гендерных подходов в проводимой экономической и социальной политике, в совершенствовании государственного управления;
·                недостаточная подготовка государственных служащих, граждан по вопросам гендерного равенства и развития, отсутствие должной ответственности и отчетности выборных официальных лиц в вопросах содействия гендерному равенству, что затрудняет проведение на практике соответствующих мер политики;
·                отсутствие достаточных кредитных и иных ресурсов для обеспечения самозанятости, создания индивидуального, малого и среднего бизнеса, сохраняющееся неравенство в оплате труда мужчин и женщин, увеличение объемов неоплачиваемого домашнего труда женщин вследствие выполнения репродуктивных функций и сокращения социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности;
·                увеличение масштабов насилия и сексуальной эксплуатации женщин (включая детей и подростков), в том числе насильственный вывоз с этой целью за рубеж, как следствие ухудшения экономического положения населения, отсутствие государственной поддержки развития кризисных и информационно-консультационных центров по оказанию помощи жертвам насилия;
·                наличие гендерных стереотипов в СМИ, которые мешают достижению гендерного равенства;
·                недостаточная обоснованность методологии гендерного анализа и механизмов внедрения гендерных подходов в общественную практику, а также эффективной системы гендерного мониторинга и оценки.
8.            В целях проведения активной и последовательной политики гендерного равенства и развития разработаны и утверждены Указом Президента Кыргызской Республики Национальный план действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2002-2006 годы и матрица мероприятий по его осуществлению на 2002-2006 годы. Образован Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте Кыргызской Республики и секретариат Национального совета, как структурное подразделение Администрации Президента Кыргызской Республики.
9.            Проблема обеспечения гендерного равенства и развития носит комплексный характер. Этот важный фактор преодоления бедности во всех ее проявлениях определил главные приоритеты предстоящей работы:
·                совершенствование институционального механизма достижения гендерного равенства;
·                соблюдение гендерного баланса на всех уровнях принятия решений;
·                учет гендерного компонента экономического развития в сфере труда, занятости и социальной защиты;
·                учет гендерных аспектов в здравоохранении, образовании и культуре;
·                уменьшение всех форм насилия в отношении женщин, включающее комплексных мер по предупреждению и снижению гендерного насилия в обществе, недопущению торговли людьми, а также обеспечению защиты и поддержки жертв торговли, повышению осведомленности по проблеме насилия среди населения.
Предстоит привести национальное законодательство в соответствие с обязательствам Кыргызстана по международным конвенциям и договорам, касающимся гендерных проблем. Для этого будут разработаны процедуры и механизм обязательной гендерной экспертизы, продолжено проведение экспертизы действующих законов и новых законопроектов. В первоочередном порядке необходимо принять подготовленные проекты законов «О государственных гарантиях обеспечения гендерного равенства в Кыргызской Республике», «О социально-правовой защите от насилия в семье», а также разработать с учетом гендерного компонента новые законы о государственной и муниципальной службе. Будут предприняты меры по повышению информированности населения, особенно бедного, о национальном законодательстве, международных конвенциях и договорах в области гендерного равенства.
В социально-экономической сфере необходимо определить роль и ответственность государства, профсоюзов и работодателей по внедрению мер, обеспечивающих равные возможности для женщин и мужчин в трудовых отношениях, направленные на преодоление препятствий при приеме на работу, в карьерном продвижении, в неравной оплате за труд одинаковой ценности.
Следует разработать и внедрить принципы совместного управления экономикой семьи, для чего обеспечить равный доступ для женщин к собственности и ресурсам. Необходимо также провести гендерный анализ внутренней и внешней миграции населения для более сбалансированного подхода к созданию рабочих мест и рынков труда. Предстоит предпринять меры по поддержке дошкольных учреждений и учреждений детского питания, а также по обеспечению равных прав на социальную защиту обоих родителей в репродуктивной деятельности.
Для уменьшения всех форм насилия в отношении женщин необходимо обеспечить государственную поддержку существующей сети кризисных центров для жертв насилия и распространение такого опыта по всем регионам республики, продолжить обучение сотрудников правоохранительных органов гендерной чувствительности.
Необходимо принять меры по созданию и развитию общественных структур на местном уровне по предотвращению насилия в виде групп самоподдержки, обеспечению участия женщин в разрешении конфликтов, повышению информированности населения по данной проблеме.
Будут разработаны комплексные меры по снижению гендерного насилия в обществе и недопущению торговли людьми.
10.          Следующими важными шагами на основе накопленного положительного опыта по дальнейшему развитию гендерной политики станет устранение имеющихся гендерных диспропорций, более полный и комплексный учет этого фактора во всех сферах жизни общества.
На втором этапе предстоит проделать следующую работу.
В институциональной сфере для дальнейшего продвижения политики гендерного равенства предстоит обеспечить полное внедрение методологий учета гендерного компонента в национальные, секторальные, отраслевые и региональные программы, в бюджетный процесс и деятельность государственных структур.
Для соблюдения представленности интересов женщин в политике, на всех уровнях принятия решений предстоит реализовать конкретные меры к достижению более полного гендерного баланса в кадровом составе органов управления.
Необходимо расширить научные исследования по вопросам гендерного развития, более полно учитывать их результаты при разработке стратегии, политики, планировании, шире использовать гендерно-разделенную статистику, что облегчит проведение мониторинга и оценки выполнения гендерного компонента. Ежегодно разрабатывать Национальный отчет о гендерном развитии и обеспечивать его широкое обсуждение.
В социально-экономической сфере необходимо разработать меры по интеграции неформального сектора в экономику республики, что обеспечит защиту прав женщин и мужчин, занятых в этом секторе, разработать и внедрить механизмы устранения гендерной асимметрии в пенсионных накоплениях вследствие выполнения женщинами репродуктивной функции. Также следует определить экономическое содержание женского домашнего (репродуктивного) труда и меры его компенсации через совершенствование системы государственных пособий.
В сфере образования и культуры необходимо разработать и внедрить систему гендерного просвещения для государственных и муниципальных служащих всех уровней, представителей органов местной власти и самоуправления, судейского корпуса, сотрудников правоохранительных органов.
В сфере здравоохранения необходимо обеспечить расширение доступа мужчин и женщин к качественным медицинским услугам и профилактическим программам.
С целью формирования новых отношений между полами, следует начать работу по внедрению гендерного компонента в государственные стандарты обучения и изменению традиционных моделей воспитания мальчиков и девочек в семье и обществе.
Необходима также организация информационно-просветительских кампаний для населения, направленных на освещение гендерной политики страны.
Для уменьшения всех форм насилия в отношении женщин необходимо оказывать всестороннюю помощь в реализации Национальной программы по предотвращению торговли людьми, а также разработать комплекс мер, связанных с защитой женщин, живущих в зонах конфликтов.
Предстоит повысить доступ бедных слоев населения, подвергшихся насилию, к бесплатной правовой помощи, в том числе через использование и развитие механизма социальной адвокатуры.
Для изучения проблем снижения преступности, в том числе женской и несовершеннолетних, ее профилактики и реабилитации лиц, отбывших наказание, следует рассмотреть возможность создания независимого криминологического центра.
В этих же целях необходимо принять конкретные меры по обеспечению раздельного содержания женщин и несовершеннолетних девочек в пенитенциарных учреждениях, создать и внедрить реабилитационные программы для лиц, совершивших насилие.
В целом необходимо разработать единый подход межсекторального реагирования на насилие в отношении женщин, а для проведения мониторинга и оценки эффективности применяемых мер в данной области внедрить гендерно-разделенную уголовную статистику.
Обеспечение гендерного равенства и развития должно стать важным компонентом в комплексном процессе обеспечения полной реализации прав человека.