Развитие культуры
Ситуация в сфере культуры в последние годы характеризуется снижением объемов бюджетного финансирования, что повлекло за собой значительное уменьшение объемов непосредственной производственной деятельности учреждений культуры и искусства. Расходная часть государственного бюджета по сфере «культура» остается на минимальном уровне, обеспечивая лишь ее выживание. Согласно Закону «О культуре», доля ее финансирования в республиканском бюджете должна составлять 3 %. Фактически доля расходов на культуру в 2000-2001 годах составила 0.4 % к ВВП.
1. В настоящее время в крайне тяжелом положении находятся такие важные и ориентированные на большие группы населения учреждения культурной инфраструктуры, как библиотеки и клубы. Для подавляющего большинства населения республики, особенно жителей отдаленных районов, именно эти учреждения и школы являются единственным очагом культуры.
2. Процент охвата населения общедоступными библиотеками составляет сейчас лишь 28%. Фонды библиотек республики уменьшились на 7.6 %, уровень подписки на периодические издания в среднем по республике уменьшился в 12 раз, около 30% сельских библиотек за последние годы не получили ни одного экземпляра новых книг, включая периодические издания. Падает обеспеченность населения книгами. Проблему усугубило то обстоятельство, что за прошедшие 10 лет в республике сокращены 394 библиотеки (34.5% от их общего количества), в результате чего число пользователей библиотек уменьшилось на 66.5 %, читателей-детей — на 27 %. Многие из них вынуждены идти на сокращение штатов и рабочего дня. 48% библиотечных работников, в основном в сельской местности, работают на 0.5 ставки, что составляет 150-200 сомов в месяц.
Библиотеки практически не располагают средствами современной компьютерной техники, не развиваются электронные средства связи. Ни одна общедоступная библиотека не обладает возможностями прямого выхода на информационные базы данных СНГ и мира. Из 1010 функционирующих библиотек капитального ремонта требуют 280, 31 библиотека находится в аварийном состоянии.
3. Сеть стационарных клубных учреждений сокращена на 32%. На сегодня в республике имеется около 300 населенных пунктов, не имеющих домов культуры. К примеру, только в Баткенской области их 36, Ошской – 51, Иссык-Кульской — 43, Чуйской – 23, Таласской – 31, Джалал-Абадской – 59, Нарынской – 12. 310 клубов в республике требуют капитального ремонта, год их постройки приходится в основном на 50-70 годы, 45 из них находятся в аварийном состоянии.
В сложившихся условиях население республики, в частности сельские жители, стараются практиковать культурное саморазвитие, занимаясь народным фольклором, развивая народные промыслы. Вместе с тем, число кружков и коллективов художественной самодеятельности сократилось на 42.7%, более чем наполовину (57.8%) уменьшилось общее число ее участников.
4. Срочного капитального ремонта требуют и республиканские учреждения. Среди них Национальная библиотека, Кыргызский национальный драматический театр им. Абдумомунова, Русский театр драмы, Республиканское художественное училище, Центральный государственный архив политической документации, ряд других объектов.
5. В сфере культуры основными проблемами сегодня являются:
· слабая проработанность нормативно-правовой базы в сфере культуры, в результате чего отрасль продолжает оставаться «непривлекательной» для инвесторов, спонсоров и меценатов;
· слабая адаптированность учреждений культуры к рыночным условиям;
· недопустимо низкий уровень заработной платы работников культуры и их социальная незащищенность, обусловившие отток кадрового потенциала;
· снижение качества и разнообразия услуг, предоставляемых учреждениями культуры. Ряд учреждений фактически находится в режиме консервации, не имея достаточных материальных и финансовых ресурсов для обеспечения нормальной работы;
· падение посещаемости учреждений культуры ввиду низкой платежеспособности населения и невысокого качества предоставляемых услуг;
· доминирование в сети учреждений культуры морально устаревших объектов и технологий организации культурной деятельности, слабо приспособленных к новым социальным и экономическим условиям;
· резкое сокращение расходов на приобретение инвентаря и оборудования для учреждений культуры, отсутствие средств на проведение капитального и текущего ремонта;
· отсутствие механизмов распространения новых достижений культуры.
6. Основной целью реформирования сферы культуры является сохранение имеющегося культурного потенциала страны, обеспечение конституционных гарантий на доступ к культурным ценностям, адаптация сферы культуры к рыночным условиям.
7. Содействие развитию культуры в рыночных условиях представляет для государства исключительную задачу.
Для ее решения будет проводиться постоянная работа по следующим основным направлениям:
· формирование устойчивой системы культурного воспитания, особенно молодого поколения;
· восстановление и расширение новых культурных связей и интеграция в мировую культуру;
· сохранение самобытных традиционных направлений культуры;
· развитие отечественного кинематографа, театрального, музыкального, изобразительного искусства;
· открытие вспомогательных производственных цехов для нужд сферы культуры с целью создания рабочих мест;
· создание рациональной системы подготовки кадров культуры;
· улучшение правовой базы, способствующей развитию культуры, благотворительному взаимодействию учреждений культуры с бизнес-средой для расширения спонсорской помощи.
8. Правительством внесена в Жогорку Кенеш новая редакция Закона «О защите и поддержке культурной деятельности в Кыргызской Республике», принят Закон «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики» и другие правовые акты, разрабатывается Государственная программа «Культура – источник духовного богатства и наследия поколений». Принятие этих документов позволит учреждениям культуры, кинематографии и архивного дела предметно и целенаправленно решать конкретные вопросы по развитию культуры, сохранению исторических памятников и защите культурных ценностей.
Учитывая возложенные на сферу культуры задачи, учреждениями культуры будут проводиться благотворительные мероприятия, предоставляющие возможность для бесплатного посещения инвалидами, пенсионерами, студентами, школьниками и малоимущими концертов, выставок, спектаклей.