Развитие науки

1.            Развитие сферы науки в Кыргызстане в последние годы характеризуется значительным сокращением объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Если в 1990 г. удельный вес средств, полученных от выполненных научно-технических работ в валовом внутреннем продукте, составлял 0.7%, то в 1998-2001 гг. — только 0.21%.
Научный потенциал Кыргызстана сосредоточен в настоящее время в 92 самостоятельных научно-технических учреждениях, организациях, предприятиях, высших учебных заведениях, научно-производственных центрах, временных творческих коллективах. Наиболее высок квалификационный уровень специалистов в академическом и вузовском секторах науки, в которых, соответственно, 42 и 43 человека, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, приходятся на каждые 100 специалистов с высшим образованием.
2.            Уменьшение инвестиций в науку изменило распределение финансирования исследований и разработок. Увеличилась доля средств государственного бюджета, расходуемых на проведение фундаментальных исследований, тогда как на научно-технические услуги эти ассигнования практически прекращены. При этом расходы из внебюджетных фондов сократились с 7% в 1996 г. до 0.3% в 2000г. Этот факт говорит о том, что создание различных (общественных, частных, региональных) фондов поддержки науки в последние годы идет на убыль. Незначителен удельный вес финансирования НИОКР из собственных средств научных организаций, заработанных от выполнения хоздоговоров. Эти средства, а также деньги, полученные от сдачи своих помещений в аренду, практически полностью расходуются на оплату труда и погашение эксплутационных расходов, поэтому только небольшая часть заработанных средств может быть использована для проведения научно-исследовательских работ.
3.            Доля вложений средств заказчика в науку сократилась с 32.4% в 1996 г., до 18.8% в 2000 г., а средства иностранных инвесторов возросли в 12 раз. Сократилась доля научно-технических разработок по созданию новых видов материалов, продуктов, процессов, изготовлению опытных образцов новой техники, изделий, продукций, что во многом объясняется невостребованностью этих видов работ из-за отсутствия средств у потенциальных заказчиков.
4.            Уменьшается доля активной части основных фондов из-за интенсивного старения и износа машин и оборудования и практического прекращения их обновления по причине отсутствия инвестиций на эти цели. В минимальных объемах производится централизованное инвестирование на приобретение приборов, оборудования, расходных материалов и т.п. Капитальные вложения также отсутствуют, что неизбежно влечет дальнейшее физическое и моральное старение материально-технической базы.
Сокращается валютная поддержка информационных центров и научных библиотек для обеспечения научной сферы научно-технической информацией из-за рубежа.
5.            Кроме вышеперечисленных, существуют и другие проблемы и угрозы, и большинство из них связано с дефицитом финансовых ресурсов науки. Научно-технологический комплекс традиционно представляет собой один из объектов государственного регулирования и в принципе не может полноценно существовать и развиваться без государственной поддержки.
6.            Для реформирования сферы науки необходимо повысить эффективность использования ограниченных госбюджетных финансовых и материальных ресурсов, выделяемых в последние годы, за счет:
·                конкурсного финансирования научно-технических и технологических проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики;
·                проведения государственной научно-технической экспертизы, как завершаемых исследований, так и проектов, предлагаемых к финансированию;
·                внедрения финансирования проектов на возвратной основе;
·                адресной поддержки научно-технических и технологических разработок, находящихся на стадии внедрения и промышленного освоения.
7.            Объем финансирования науки из республиканского бюджета в 2003 -2005 годы необходимо довести до 1% ВВП против 0.21% в настоящее время, причем, финансирование должно осуществляться на программной основе.
Относительную нагрузку на бюджет следует уменьшать за счет увеличения доли внебюджетных ресурсов, привлекаемых для финансирования научных разработок, включая гранты зарубежных фондов, и довести ее до 50% всего объема финансирования науки к 2005 году.
8.            Уровень заработной платы в сфере науки следует увеличить с тем, чтобы повысить число людей, занятых в сфере науки, до 0.5-0.6% в общей численности занятых в экономике против 0.3% в настоящее время.
Увеличение бюджета науки необходимо использовать и для создания благоприятных условий для привлечения молодежи к научно-технической деятельности путем организации и проведения научных конкурсов молодых ученых и студентов, конференций, семинаров и т.п. Учеба в аспирантуре и докторантуре должна стать престижным занятием, необходимо увеличить размеры стипендий аспирантов.
Увеличению общего количества людей, занятых в сфере науки, и привлечению к научной деятельности молодежи должна способствовать интеграции науки и образования. Действенным и апробированным способом такой интеграции является создание научно-исследовательских институтов и научных центров при ведущих университетах республики. Эффективному продвижению инноваций будет также способствовать формирование независимых научно-исследовательских и технических центров.
9.            В перспективный период в рамках стратегии развития сферы науки необходимо сосредоточить усилия на фундаментальных исследованиях, обеспечивающих выход на приоритеты НССБ – энергетику, информационные технологии, современные методы управления производством, развитие горных территорий и др. По каждому из этих направлений должны быть определены критические проблемы государственного уровня, решение которых будет первоочередным. При этом основная доля государственных ресурсов, выделяемых на науку, должна расходоваться на решение этих проблем в соответствии с приоритетами финансирования фундаментальных наук, а также гуманитарных исследований, связанных с выявлением причин и выработкой рекомендаций по снижению уровня бедности.
10.          В качестве механизмов реализации стратегии развития научной сферы будут использованы:
 
·                Интеграция науки, образования и производства. ВУЗы республики должны стать центрами как фундаментальной, так и прикладной науки.  
 
·                Создание условий для развития системы трансфера технологий должно существенно сократить время между получением результатов научно-исследовательских работ и их практическим внедрением в реальное производство.
 
·                Внедрение системы кредитования прикладных исследований следует обеспечить путем создания Государственного инновационного фонда. Источниками средств фонда могут быть средства республиканского бюджета, Кыргызпатента, отраслевых министерств и ведомств, заинтересованных в использовании результатов научных исследований.
Целесообразно также стимулировать кредитные учреждения направлять финансовые ресурсы в сферу науки.
 
·                Совершенствование законодательной базы в области науки и интеллектуальной собственности предусматривает внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» с целью адаптации его к новым, экономическим условиям функционирования науки.
 
·                Создание телекоммуникационной инфраструктуры науки, максимально возможное использование новых информационных технологий.  
 
·                Развитие международного сотрудничества должно быть неотъемлемой частью научно-технической деятельности.