Совершенствование пенсионной системы
1. Процесс реформирования пенсионной системы, смысл которого заключается в переходе от распределительной пенсионной системы к пенсионному страхованию, основанному на личных накоплениях каждого гражданина, можно охарактеризовать следующими достигнутыми результатами.
Изменена пенсионная формула в соответствии со стажем, заработной платой и суммой страховых отчислений и введен персонифицированный учет застрахованных и юридических лиц.
Создана единая самоуправляемая система по сбору и аккумулированию страховых взносов, назначению, начислению, перерасчету и выплате пенсий. Введены новые принципы планирования бюджета, начат ежедневный мониторинг движения финансовых ресурсов, основанный на электронной базе данных в разрезе регионов.
Суммы страховых взносов на личных страховых счетах застрахованных граждан регулярно индексируются в пределах 75% от роста средней заработной платы в республике, фактически сложившейся за отчетный год.
Поэтапно снижены ставки тарифов страховых взносов с работодателя и увеличена доля, выплачиваемая работником. Так, тарифы на 2002 год снижены по сравнению с 2001 годом на 4 процента.
Серьезными проблемами пенсионной системы, требующими решения в среднесрочной перспективе, являются:
· сокращение бюджета Социального фонда до 5.6% ВВП в 2001 году в связи со снижением на 4% тарифов страховых взносов с работодателя;
· сокращение количества плательщиков страховых взносов на одного пенсионера;
· низкий уровень пенсий, который не в полной мере удовлетворяет социальные потребности пожилых людей;
· несвоевременная выплата пенсий;
· выплата пенсий в натуральном виде;
· наличие льгот для отдельных категорий граждан по долгосрочному выходу на пенсию (доля таких пенсионеров составляет 7.2%).
2. Дальнейшее реформирование пенсионной системы должно быть направлено на достижение основной цели — обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей.
3. Приоритетами пенсионной реформы являются:
· стабилизация финансовой устойчивости Социального фонда;
· поэтапное повышение уровня жизни пенсионеров;
· совершенствование системы управления государственным социальным страхованием;
· подготовка к внедрению накопительной пенсионной системы.
4. Для достижения поставленных целей будут использованы следующие механизмы:
· более полное привлечение к уплате страховых взносов работников, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
· уплата страховых взносов только в денежной форме;
· внедрение дифференцированной регрессивной шкалы ставки тарифов страховых взносов на все виды выплат, начисленных работодателем в пользу работника. Установление верхнего предела ставки страховых взносов на одного работника в год;
· разработка системы индексации общего размера пенсии;
· разработка механизма выплаты взносов на обязательное медицинское страхование пенсионеров;
· принятие мер для полной ликвидации задолженности Соцфонда перед Фондом обязательного медицинского страхования;
· расширение круга лиц, имеющих право на получение социального пособия, пенсионерами, получающими трудовую пенсию при неполном страховом стаже, в размере меньшем, чем размер социального пособия;
· увеличение размера базовой части пенсии по мере роста средней заработной платы для поддержания ее в соответствии с законодательством на уровне 12 процентов от средней заработной платы в республике за отчетный год и поэтапный перевод ее финансирования из республиканского бюджета;
· обеспечение прозрачности доходов и расходов Социального фонда;
· разработка системы взимания страховых отчислений от сельских товаропроизводителей;
· поэтапное повышение с 2003 года размеров пенсий по возрасту;
· разработка нормативных правовых актов по развитию системы государственного страхования;
· создание законодательной базы для подготовки и постепенного внедрения накопительных элементов в пенсионную систему и гарантии сохранности пенсионных активов в будущем.