РАЗДЕЛ V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 
 
1.            Макроэкономическая ситуация в Кыргызстане в течение 1999-2001 гг. заметно стабилизировалась, но все еще остается недостаточно устойчивой. Об этом свидетельствует динамика всех основных макроэкономических показателей в течение данного периода времени.
 
Темпы прироста ВВП за 1999-2001 гг. составили в среднем 4.8 % в год, причем в 2000 и 2001 гг. ВВП увеличивался более чем на 5% ежегодно. Этот рост был достигнут в основном за счет роста производства в сельском хозяйстве (средний темп прироста 5.9% в год) и сфере услуг (средний темп прироста 3.8% в год). Развитие в сельском хозяйстве происходило, главным образом, благодаря произошедшей в отрасли коренной структурной перестройке и проводимой земельно-аграрной реформе, а также вследствие расширившегося в последнее время притока финансовых ресурсов в отрасль[1]. Вместе с тем в сельском хозяйстве все острее начинает ощущаться недостаток долгосрочных капитальных вложений, оторванность сельскохозяйственных производителей от рынков сбыта готовой продукции, производственных ресурсов и услуг. Рост сферы услуг является выражением происходящего укрепления в стране частного сектора, в том числе малого и среднего предпринимательства. Динамика производства в последние годы складывалась во многом под влиянием технических и климатических факторов, способных существенно изменить объемы производства в двух важнейших отраслях промышленности – производстве золота и электроэнергетике – и в разные годы приводивших к увеличению или уменьшению общего объема промышленного производства[2]. Остальная часть промышленности развивалась медленно, хотя в самое последнее время в легкой и пищевой промышленности наметилось некоторое оживление.
 
2.            Рост ВВП и, в особенности, сельскохозяйственного производства обусловили рост частного потребления (на 5.2% в 2001 г.); соответственно жизненный уровень населения несколько возрос, а уровень бедности уменьшился.
 
Государственное потребление за это время сократилось с 19.1% ВВП в 1999 г. до 17.5% в 2001 г., что, прежде всего, было связано с возросшими выплатами по государственному внешнему долгу. С одной стороны, это послужило серьезным стимулом начать реформы в направлении рационализации государственных расходов, но, с другой стороны, вынудило сократить расходы на стратегически важные социальные программы в области образования и здравоохранения.
 
3.            Валовые инвестиции в стране остались на уровне 18.0% к ВВП в 1999-2001 г. г. В этот период наблюдалось сокращение масштабов Программы государственных инвестиций, также, как и притока прямых иностранных инвестиций, что, несомненно, представляет собой тревожную тенденцию. Одновременно с этим возросли частные внутренние инвестиции, что, напротив, может выражать здоровую тенденцию увеличения внутренних частных сбережений и их трансформации в инвестиции.
 
4.            Из всех составляющих ВВП в наибольшей степени вырос чистый экспорт (с –14.7% ВВП в 1999 г. до –0.3 % ВВП в 2001 г.). Такая его динамика сложилась вследствие стагнации экспорта товаров и услуг (который все еще не может вернуться к уровню 1998 г.) и резкого падения объемов импорта (почти в два раза по сравнению с 1998 г.). Причинами проблем в области экспорта стали ограничения в торговле с соседними странами и в транзите экспортируемых товаров через их территорию, а также сырьевая структура и чрезмерная товарная концентрация экспорта, делающая его сильно зависимым от колебаний цен на мировых рынках. Падение импорта связано с уменьшением ввоза капитальных товаров в рамках ПГИ, но, в большей степени, является последствием процесса импортозамещения, особенно в сфере производства потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции.
 
Указанная динамика экспорта и импорта, а также общая тенденция сокращения размеров получаемой внешней помощи привели к тому, что в платежном балансе страны произошли существенные изменения. Если ранее он характеризовался очень большим дефицитом текущего счета, доходившим до 16.2% ВВП, то в 2001 г. этот дефицит составил всего 3.3% ВВП. Одновременно с этим значительное положительное сальдо счета движения капитала и финансовых операций, за счет которого финансировался дефицит текущего счета, превратилось в 2001 г. в нулевое, т.е. чистого притока средств в страну по этому счету уже не происходило. В результате всей этой разнонаправленной динамики, а также благодаря реструктуризации внешнего долга Кыргызстана странами-донорами, а затем и Парижским клубом, международные резервы НБКР увеличились как в абсолютном выражении, так и в месяцах импорта, составив на конец 2001 г. величину 4.1 месяца импорта товаров и услуг.
 
Улучшение ситуации с торговым балансом и текущим счетом платежного баланса, вместе с жесткой денежно-кредитной политикой, проводимой НБКР, привели к стабилизации обменного курса сома. В течение 2001 г. номинальный курс сома даже укрепился на 1.2% по отношению к доллару. В свою очередь, стабильность сома, ограничительная денежная политика, уменьшение государственных расходов и дефицита государственного бюджета создали условия для существенного замедления инфляции. Еще в 1999 г. темп инфляции составлял 39.9%, а в 2001 году он снизился до всего лишь 3.7%, что является самым низким показателем за всю историю независимого Кыргызстана.
 
5.            Многие изменения в экономике страны, произошедшие в 1999-2001 гг., были обусловлены развитием ситуации с государственным бюджетом и государственным внешним долгом. Предшествующий период экономического развития страны характеризовался интенсивным государственным внешним заимствованием, средства от которого направлялись на финансирование, как текущих расходных программ, так и на инвестиционные проекты. В результате достаточно быстро государство накопило значительный внешний долг, который после девальвации сома в 1998-1999 гг. стал соизмерим с величиной ВВП страны, а его обслуживание оказалось проблематичным. Для решения долговой проблемы потребовалось существенное сокращение бюджетного дефицита (с 11.9% ВВП в 1999 г. до 5 % в 2001 г.), финансировавшегося, в основном, за счет внешнего заимствования. Это затронуло и займы в рамках ПГИ, вследствие чего ее размер уменьшился с 9.4 % в 1999 г. до 4.4% ВВП в 2001 г. В целом государственные расходы уменьшились радикально – с 30.4 % ВВП в 1999 г. до 22.8 % ВВП в 2001 г. Такое существенное сокращение государственных расходов потребовалось еще и потому, что не удалось добиться увеличения государственных доходов, которые даже сократились с 17.7% в 1999 г. до 17.0% в 2001 г. Эта болезненная бюджетная корректировка, вызвавшая ряд нежелательных изменений в экономике страны, и стабилизация других макроэкономических параметров позволили, однако, заключить соглашение с МВФ по программе PRGF и добиться реструктуризации Парижским клубом части государственного внешнего долга.


[1]    Через посредство таких организаций, как Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация, кредитные союзы, различные микрофинансовые программы, а также в виде инвестиционных проектов по реабилитации ирригационных систем, развитию сельскохозяйственных вспомогательных служб.
[2]    Эти факторы кардинально повлияли на результаты экономической деятельности в Кыргызстане в первом полугодии 2002 г. Вследствие сокращения добычи золота на Кумторе и более позднего урожая темп прироста ВВП по сравнению с первым полугодием 2001 г. составил 4.9%. Хотя в экономике (и особенно в промышленном производстве) действительно продолжают оставаться серьезные проблемы, она все же не находится в таком глубоком кризисе, как об этом можно было бы подумать, судя только по показателю прироста ВВП.