Инвестиционная политика
1. Кыргызстан географически обладает сравнительными преимуществами, такими как комфортные природно-климатические условия и экологически чистая окружающая среда.
В республике имеется значительный потенциал для развития энергетики, горнодобывающей промышленности, агропромышленного сектора, туризма.
Страна имеет малые масштабы рынка и поэтому любой успешный реализованный инвестиционный проект становится весомым вкладом в развитие всей экономики и дает возможность обеспечения «быстрого эффекта» для инвестора. Рынок Кыргызстана по многим отраслям экономики пока недостаточно освоен инвесторами, поэтому на нем практически отсутствует конкуренты. Для инвестора существует возможность быстрого повышения эффективности производства и сокращения затрат путем замены устаревшей технологии, имеющей место в ключевых сферах экономики.
Наличие крупных стран — соседей позволяет инвесторам в перспективе расширить рынок для своих товаров и услуг. Дешевая и квалифицированная рабочая сила позволяет обеспечить хорошие прибыли для инвесторов. Быстрая адаптивность кыргызстанцев к переменам дает возможность инвесторам эффективно задействовать человеческие ресурсы страны в использовании современных технологий и новых методов управления.
Эти сравнительные преимущества дают стране большой шанс в достижении инвестиционной привлекательности.
2. За последние годы республика сделала многое, чтобы добиться привлекательного инвестиционного климата. Одними из главных достигнутых преимуществ страны является то, что:
· сохранена политическая стабильность в обществе;
· последовательно реализуется программа рыночных преобразований и макроэкономической стабилизации;
· действует полноценный либеральный торговый режим, система свободного обмена валюты и беспрепятственного вывоза капитала;
· республика стала членом Всемирной Торговой Организации;
· существует либеральный инвестиционный режим, когда практически все сектора экономики открыты для внешних инвесторов;
· введена частная собственность на землю;
· существует и постепенно совершенствуется сеть дорог, охватывающая всю территорию страны;
· проводится активная работа по приватизации и развитию таких важных секторов экономики, как телекоммуникации, энергетика, транспорт и туризм.
3. Несмотря на эти преимущества, существуют трудности, которые необходимо устранить для увеличения объема внутренних и иностранных частных инвестиций.
Кыргызстан в своем развитии столкнулся с внешними вызовами: это, прежде всего, кризис, произошедший в 1998г. в России, — стране, которая является основным торговым партнером Кыргызстана; а также события 1999-2000гг., связанные с вторжением военных бандформирований на юг территории республики. Эти события напрямую повлияли на приток прямых инвестиций, объемы которых сократились с 135.8 млн. долларов в 1998г. до 93.8 млн. долларов в 2001г.
По оценкам экспертов ПРООН, индекс экономической свободы в республике еще незначителен, но он на уровне таких стран, как Китай и Россия. Как у всех стран с переходной экономикой, в Кыргызстане для продвижения инвестиций сохранились барьеры инфраструктурного, торгового, институционального, административного, юридического, а также информационного характера.
Слабость институтов государства, занимающихся инвестиционной политикой; неквалифицированный общий и финансовый менеджмент; недостаточное число разработанных на профессиональном уровне отраслевых, региональных стратегий, а также привлекательных инвестиционных проектов — все эти факторы приводят к недостаточному использованию внутренних сбережений. Малые объемы внутренних инвестиций из-за низкого уровня платежеспособности населения и его недоверия к банковской системе не стимулируют пока приток внешних частных инвестиций в страну. Существование неформальной теневой экономики отвлекает значительные объемы капитала от приоритетных инвестиционных сфер.
4. К сожалению, в мире еще мало знают о Кыргызстане: на многих географических картах остались старые названия страны, ее столицы. Кыргызстан больше ассоциируется как часть бывшего СССР. Недостаточно книг, брошюр, статей, интернет-страниц о стране, слаба рекламная кампания.
До сих пор не на должном уровне находится маркетинговая политика по продвижению инвестиционной привлекательности страны, ее регионов.
5. Проведенные исследования показали, что главной причиной, по мнению инвесторов, как зарубежных, так и местных, является нестабильность нашей законодательной базы в области инвестиционной деятельности. Регулярные поправки в Налоговом кодексе, изменение Закона «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике», отмена ряда инвестиционных инициатив налогового и юридического характера значительно снижают привлекательность нашей страны, как места для долгосрочного вложения капитала. Ситуация усугубляется еще тем, что существуют подзаконные и нормативные акты, противоречащие основным законам. Нестабильность законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, сильно отражается на привлекательности существующих свободно–экономических зон (СЭЗ).
Высокое налогообложение, не стимулирующее инвестирование в приоритетные отрасли экономики, проблемы с возвратом НДС на экспорт из-за ограниченности бюджетных ресурсов, наличие взаимозачетных сделок в финансовой системе, усложненность и противоречивость таможенного законодательства — все эти факторы отталкивают инвесторов.
Очень низок уровень реинвестирования в стране, значение которого напрямую зависит от надежности системы защиты инвестиций.
6. Административное регулирование прямых инвестиций недостаточно приспособлено для свободного и быстрого вхождения инвесторов в республику. Большое количество дорогих лицензий и разрешений, обновляемых ежегодно, ложатся на инвесторов дополнительным финансовым бременем. Сложившаяся государственная регуляторно-разрешительная система является серьезным препятствием для создания благоприятного инвестиционного климата. Одним из самых существенных барьеров являются проблемы технического регулирования (технические нормативы на продукцию и оценка соответствия).
7. Излишняя зарегулированность экономики порождает рост коррупции. В соответствии с обследованиями многих международных организаций существующий уровень коррупции в стране иногда сводит на нет все усилия государства по привлечению прямых иностранных инвестиций. Имеет место коррупция в судебных, правоохранительных, финансовых, таможенных, а также налоговых и других органах государственной власти.
8. Начиная с 2001 года, Кыргызская Республика приступила к формированию новой инвестиционной политики страны. Ежегодные инвестиционные саммиты являются ключевым мероприятием, где определяются основные направления политики государства в области привлечения инвестиций и разрабатываются задачи по снятию инвестиционных барьеров на ближайший период. Саммит проходит с участием Президента страны, основных руководителей экономических ведомств, а также с привлечением крупных прямых иностранных инвесторов. На первом саммите, проходившем в июле 2001г., определены основные концептуальные направления новой политики по привлечению иностранных инвестиций в виде матрицы мероприятий по устранению имеющихся барьеров и усилению маркетинговой политики. Для координации реализации решений саммита в августе 2001 года был создан Консультативный совет по иностранным инвестициям и введен институт специального представителя Президента Кыргызской Республики по привлечению иностранных инвестиций.
9. В рамках решений саммита, в 2002 году подготовлен и внесен в Парламент новый законопроект «Об инвестициях в Кыргызской Республике», регулирующий деятельность инвесторов. Он устанавливает основные принципы, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране. В нем как для местных, так и иностранных инвесторов обеспечивается выполнение справедливого и равноправного инвестиционного режима, а также гарантии по защите привлеченного ими капитала. Введен годичный мораторий на разработку и принятие новых нормативных правовых актов, ограничивающих деловую активность предпринимателей. В республике начала действовать система «One-Stop-Shop», в рамках которой был создан единый государственный орган, содействующий вхождению иностранных инвесторов на рынок республики.
10. Главной целью новой инвестиционной политики в стране является создание и максимальное использование конкурентных преимуществ страны для обеспечения активного привлечения прямых инвестиций в экономику.
11. Для дальнейшей либерализации страны для инвесторов, Кыргызстан будет обеспечивать политику «открытых дверей» в области привлечения прямых инвестиций. Для оптимизации регулирования вопросов въезда, выезда и проживания иностранных граждан будут внесены изменения в законодательство о миграции, предусматривающие создание механизма обеспечения либерального визового режима для граждан стран — потенциальных инвесторов.
Государство будет активно продолжать процесс приватизации в экономике с целью снижения секторальных препятствий и функциональных ограничений для вхождения иностранного капитала.
Будут разработаны программы развития отраслей и регионов. Необходимо создание баз данных для конкретных инвестиционных проектов в энергетике, горнодобывающей промышленности, перерабатывающей промышленности, туризме, информационных и телекоммуникационных сферах, а также в области сервисных услуг. Эти проекты станут мощными рецепиентами для привлечения прямых инвестиций.
12. Для обеспечения стабильных основ инвестиционной политики, правовых гарантий инвесторов и защиты их капитала будет принята четкая и ясная законодательная база и проводиться ее устойчивое совершенствование в сторону обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Будут приняты меры по максимальному сокращению и упрощению разрешительной системы страны, выработаны четкие и ясные процедуры по административному регулированию. Они должны неукоснительно выполняться соответствующими государственными органами. Административное регулирование прямых иностранных инвестиций должно быть максимально приспособлено для свободного и быстрого вхождения инвесторов в республику. Необходимо привести область технического регулирования в соответствие с нормами ВТО и других международных организаций. Будет усовершенствована нормативно-правовая база по страхованию рисков для инвестиций.
13. Необходимо добиваться реинвестирования капитала. Государство должно гарантировать, что инвестиционные споры между государством и инвестором будут вестись объективно и честно. В первую очередь, такие гарантии должны быть обеспечены соответствующими законами и строгим их соблюдением. Необходимо повышение доверия инвесторов к нашим судам и судопроизводству в целом.
14. Кроме того, будет активизирована работа по подписанию соглашений о защите инвестиций с потенциальными странами — инвесторами. Активизация действий в данном направлении станет серьезным фактором, характеризующим отношение Кыргызстана к вопросу защиты прав инвесторов и уменьшения возможных рисков, которые они несут в связи с капиталовложениями в нашу страну.
На фоне предполагаемых мероприятий по улучшению инвестиционного климата наиболее важной задачей станет формирование имиджа Кыргызстана, как малой страны с очень привлекательными возможностями для вложения капитала. В этом направлении первоочередным мероприятием станет разработка и постоянное проведение рекламных программ по освещению инвестиционных возможностей страны.
Для их решения будет разработан план информационной работы на 2003-2005 годы, координирующий деятельность всех министерств и ведомств в области презентаций инвестиционных возможностей.
15. В целях продвижения инвестиций будут вноситься необходимые и возможные изменения в налоговое законодательство для повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к иностранным и отечественным инвесторам, а также для стимулирования притока инвестиций в страну. Будут внесены изменения в таможенное законодательство в сторону его упрощения, прозрачности и однозначного толкования.
16. Кыргызстан будет эффективно развивать свободно-экономические зоны (СЭЗ), используя их в качестве экспортных центров, точек инвестиционного роста. Необходимо привести деятельность свободных экономических зон в соответствие с международными стандартами. С целью повышения привлекательности уже успешно действующих СЭЗ необходимо, через совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечить стимулы и мотивации для их интенсивного развития. В будущем Кыргызстану необходимо через них стимулировать приток новых технологий, рост производства и экспорта современной продукции.
17. Необходимо качественным образом усилить институты по привлечению прямых инвестиций, отдав приоритет полугосударственным структурам. Большое внимание будет уделяться обучению профессиональных менеджеров в подготовке инвестиционных проектов и проведению их маркетинга.
18. Предполагается развитие института торгово-инвестиционных представителей республики за рубежом, на которые также может быть возложено решение вышеперечисленных задач.
19. Важным мероприятием станет также создание специального аналитического центра экспертизы и доработки бизнес-проектов. Основной целью подобного центра станет повышение уровня грамотности населения, а также содействие предпринимателям по доработке бизнес-проектов до необходимого уровня и дальнейшего размещения их в сети Интернет. Другой функцией центра станет осуществление текущего анализа нормативно-правовой базы с целью дальнейшего совершенствования законодательства в части инвестиционной деятельности и координации общегосударственных приоритетов с отраслевыми и региональными.