Развитие корпоративного управления

image_pdfimage_print
1.     Важнейшим направлением институциональных реформ и структурных преобразований в реальном секторе стала реализация программы «Корпоративное управление и реформа предприятий — 1», осуществленная при поддержке Азиатского Банка Развития.
В целях улучшения правовой и регулятивной базы корпоративных отношений, повышения прозрачности управления, отчетности и ответственности исполнительных органов в акционерных обществах, было разработано и утверждено Руководство по корпоративному управлению, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, внесены изменения и дополнения в законодательство по вопросам корпоративного управления.
За последние годы более 500 акционерных обществ открытого типа переработали, утвердили и перерегистрировали свои уставы в соответствии с принципами корпоративного управления. В их число входят и три самых крупных акционерных общества — «Кыргызтелеком», «Кыргызэнерго» и авиакомпания «Кыргызстан аба-жолдору» (из них два последних были реорганизованы в 2001 году и разделены на ряд акционерных обществ). Наиболее важные аспекты внедрения принципов корпоративного управления заключались в четком разграничении полномочий каждого из органов управления акционерного общества и порядка принятия ими решений.
В рамках этой Программы особое внимание уделялось повышению уровня знаний рядовых акционеров, содействию роста их активности по защите прав и активизации участия в управлении акционерными обществами. Важным шагом стало введение должности секретаря акционерного общества, отвечающего за связь общества с акционерами.
Реализация Программы позволила создать основные юридические, регулятивные и институциональные рамки для корпоративного управления, юридические рамки для банкротства. Принципы корпоративного управления были распространены на ключевые сферы производственного сектора экономики республики. Созданы условия для практического осуществления требований законодательства по вопросам финансовой несостоятельности предприятий и проведения процедур банкротства. Намеченные цели программы были полностью достигнуты. Ее результаты были высоко оценены международными экспертами. Программа признана модельной для стран переходного периода.
2.     В ходе реализации первой Программы по корпоративному управлению был выявлен ряд проблем, которые требуют решения в ближайшей перспективе.
Нуждается в дальнейшем развитии институциональная среда для эффективного корпоративного управления и его нормативно-правовая основа. Недостаточны действующие механизмы защиты прав держателей малых пакетов акций. Ограничены возможности и навыки акционеров и исполнительных органов для эффективного мониторинга полноты и правильности исполнения нормативных документов, регулирующих работу акционерных обществ. Большое число акционерных обществ имеет проблемы, связанные со слабым менеджментом.
Недостаточно активна политика и среда по мониторингу корпоративного управления. Крупные акционеры не всегда знают свои полномочия или пренебрегают ими. Не во всех случая соблюдаются строгие критерии назначения членов Совета директоров или правления акционерного общества, что приводит к внутреннему конфликту интересов. Отсутствие ясной и соответствующей основы для корпоративной политики в акционерных обществах влияет на внутреннюю практику управления. Нуждаются в существенном усилении возможности государства осуществлять мониторинг и регулировать правовые положения корпоративного управления, особенно в договорных обществах с государственной долей в уставном капитале.
Остается слабым корпоративное управление в банковском секторе. Вмешательство акционеров коммерческих банков в работу правлений банков при принятии решений по кредитам стало нередким явлением, приводящим к тому, что кредиты выдаются аффилированным лицам крупных акционеров банка. Наряду с тем, что банковское законодательство и система надзора были усилены за последние несколько лет, некоторые недостатки в законодательстве и проблемы при разрешении споров помешали Национальному банку в его усилиях эффективно исполнять надзорные функции. К примеру, финансовое состояние многих банков существенно ухудшилось в результате вмешательства в их деятельность акционеров и фактов выдачи кредитов аффилированным заемщикам.
Отсутствие надежной и прозрачной информации о предприятиях. Требования к отчетности в ряде случаев являются сложными и не позволяют проводить эффективный анализ финансового состояния предприятий.
Все еще слабо внедряются современные стандарты бухгалтерского учета и аудита. Несмотря на то, что при поддержке USAID проведено обучение значительного числа бухгалтеров и других представителей более чем 1000 хозяйствующих субъектов, сохраняются следующие проблемы:
·                большое количество предприятий не перешло на международные стандарты бухгалтерского учета, включая многие крупные акционерные общества с государственной долей в уставном капитале;
·                отсутствие в Государственной налоговой инспекции необходимого числа квалифицированных специалистов, умеющих работать с финансовой отчетностью, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
·                наличие в законодательстве противоречий, связанных с международными стандартами финансовой отчетности.
Остается слабой операционная и финансовая деятельность предприятий. Большое количество акционерных обществ в стратегических отраслях, таких как машиностроение, легкая и пищевая промышленность, а также горнодобывающая промышленность, испытывают острый недостаток в оборотном капитале. Этот фактор, наряду со слабым менеджментом, недостаточной финансовой дисциплиной и низкой конкурентоспособностью производимой продукции, становятся причиной банкротства многих хозяйствующих субъектов. Настоятельной необходимостью является проведение оценки жизнеспособности компаний, чтобы оказать помощь в разработке программ их оздоровления или реструктуризации и реорганизации.
3.     Учитывая эти обстоятельства, при поддержке Азиатского Банка Развития была подготовлена и в 2001 году начата реализация Программы «Корпоративное управление и реформа предприятий-2».
Цель развития корпоративного управления и реформы предприятий заключаются в том, чтобы укрепить доверие инвесторов и повысить эффективность работы хозяйствующих субъектов путем усиления корпоративного, финансового управления. Для достижения поставленной цели, политика государства будет направлена на следующие приоритетные направления:
·                развитие, укрепление и осуществление эффективного корпоративного управления путем совершенствования политической, институциональной и правовой структуры;
·                широкое внедрение международных стандартов бухгалтерского учета, аудита и оценки;
·                укрепление и повышение эффективности управления коммерческих банков и правовой структуры, направленной на защиту прав кредиторов;
·                содействие проведению реформ в области права и судебной системы, с целью становления арбитража как работоспособного механизма разрешения коммерческих споров, упрощения судебных процессов и процедур;
·                проведение реструктуризации неэффективных, но жизнеспособных предприятий, а также ликвидация нежизнеспособных предприятий.
4.     В рамках указанных направлений предстоит:
·                разработать концепцию развития и совершенствования корпоративного управления в Кыргызской Республике на период до 2006 года;
·                 провести независимую оценку качества системы корпоративного управления компаний, прошедших листинг на Кыргызской фондовой бирже. Оценка должна выявить полноту и правильность исполнения установленных стандартов корпоративного управления, применяемых компаниями;
·                отойти от практики участия государственных служащих в органах управления акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале, заменив их на профессиональных менеджеров, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. Включить в перечень требований по проведению конкурса подготовку кандидатами планов по совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах, где они предполагают работать, с последующим мониторингом государством исполнения ими таких планов. Отработать систему повышения квалификации государственных представителей в органах управления акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале;
·                разработать типовые корпоративные акты (положения об органах управления, этический кодекс корпоративного управления ит.д.), содержание которых соответствовало бы принципам корпоративного управления Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и обеспечить их широкое распространение, стимулировать разработку акционерными обществами собственных внутренних корпоративных актов;
·                привести законодательную базу в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Повысить качество и эффективность проводимого государственными органами контроля и мониторинга за исполнением законодательства субъектами корпоративных отношений, усилить требования к открытым акционерным обществам по вопросам прозрачности их финансовой и операционной деятельности;
·                обеспечить до 2004 года переход акционерных обществ на международные стандарты финансовой отчетности;
·                передать часть функций государства по регулированию корпоративных отношений саморегулируемым организациям, а также стимулировать развитие института внесудебного рассмотрения корпоративных споров;
·                усилить корпоративное управление в коммерческих банках;
·                дальнейшее совершенствование законодательства о банкротстве, направленное на повышение эффективности его процедур, ответственности сторон в процессе банкротства, усиление защиты прав кредиторов, расширение практики использования механизмов добровольной реструктуризации и возбуждения процедур банкротства в отношении убыточных предприятий, имеющих просроченные задолженности перед государством.
5.     Для дальнейшего продвижения реформ в рамках концепции развития корпоративного управления на 2003-2006 годы будет продолжена работа по:
·                повышению эффективности системы корпоративного управления, уточнению его принципов и созданию адекватных механизмов реализации, максимальному расширению сферы применения;
·                созданию условий, способствующих образованию некоммерческих организаций (ассоциаций, фондов и общественных объединений), основными целями которых будет защита прав и законных интересов акционеров, внесудебное разрешение корпоративных споров, развитие института профессиональных менеджеров и управляющих компаний);
·                созданию условий, способствующих развитию системы внутреннего регулирования корпоративных отношений в акционерных обществах.