РАЗДЕЛ X. ПОДДЕРЖКА МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА
1. Основные финансовые институты донорского сообщества предпринимают целенаправленные усилия по увеличению объемов финансовой и технической помощи, выделяемой для стабилизации экономической и социальной ситуации странам Центрально-азиатского региона. Кыргызстан входит в число стран региона, которым будет оказана помощь, направленная на рост экономики, содействие притоку прямых инвестиций с целью улучшения жизненного уровня населения и борьбы с бедностью.
Большинство доноров и стран высоко оценивают демократические преобразования Кыргызской Республики и считают, что развитие экономики и укрепление демократических институтов является надежным средством защиты от экстремизма. Необходимо отметить, что международное сообщество также стремится развить региональное сотрудничество в Центральной Азии, и многие доноры считают, что Кыргызская Республика занимает важное место в данном сотрудничестве.
МВФ, ВБ, ЕБРР, АБР и многие другие доноры обратились с призывом к международному сообществу увеличить поддержку на грантовой основе бедных стран, находящихся в зоне афганских событий.
Кроме того, МВФ и ВБ обратились к донорам с обращением о реструктуризации существующих кредитных линий, переводе их на грантовую основу в бедных странах, имеющих большую внешнюю задолженность.
2. Многие доноры способствовали принятию Парижским клубом кредиторов в марте 2002 года решения о реструктуризации внешних долгов Кыргызстана перед членами клуба. В результате проведена реструктуризация кредитов по двухсторонним соглашениям, подписанным до 31 августа 2001 года между Кыргызстаном и членами Парижского клуба на «хьюстонских условиях».
3. Комиссией Европейского сообщества (КЕС) увеличена помощь Кыргызстану практически в два раза. В рамках Меморандума о взаимопонимании на 2002 год КЕС предоставляет Кыргызстану гранты на программу продовольственной безопасности в стране. Средства направляются на поддержку платежного баланса республики, финансирование импорта продовольствия, продвижение ряда реформ, проводимых в сельскохозяйственном секторе республики, а также на поддержку социального сектора. Программа способствует сокращению бедности в стране.
Через программу ТАСИС изменены подходы предоставления помощи стране. Европейская комиссия перешла от проектного к программному подходу, сконцентрировав свою поддержку не в решении отдельных проблем, а в приоритетных направлениях развития. В перспективе ТАСИС планирует инвестировать средства в институциональное и законодательное реформирование, развитие малого и среднего бизнеса, инфрастуктуры и торговли, а также финансового сектора. Необходимо отметить, что Программа ТАСИС, начиная с бюджета ТАСИС-2003 года, предусматривает реализацию проектов регионального Центральноазиатского значения. Этот подход будет осуществляться в рамках трех направлений: содействие институциональным, правовым и административным реформам; содействие в преодолении социальных последствий переходного периода; развитие инфраструктурных сетей.
4. Программа Развития ООН также перешла от проектного к программному подходу. В соответствии с новым подходом проведены структурные изменения в представительстве ПРООН в Кыргызстане. ПРООН оказывает значительную помощь на грантовой основе в совершенствовании и повышении эффективности государственного управления, проведении функционального анализа государственных структур. Проводится работа по децентрализации управления и развитию местных сообществ. Важным направлением деятельности ПРООН в Кыргызстане является содействие социальной мобилизации населения, поддержка индивидуального, малого и среднего предпринимательства, микрокредитование граждан, а также создание условий для развития наиболее бедных сельских населенных мест. Разворачиваются работы по содействию развития информационно-коммуникационных технологий, привлечению прямых инвестиций и разработке инвестиционных проектов. Оказывается большая помощь в разработке системы мониторинга и оценки мер, связанных с сокращением бедности в рамках КОР/НССБ, а также по проведению исследований актуальных проблем устойчивого человеческого развития в Кыргызстане.
Большой вклад в человеческое развитие и защиту прав человека вносят организации ООН:
ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО, Фонд народонаселения, Организация ООН по СПИДу, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа ООН по контролю наркотиков и ряд других.
5. Азиатский Банк Развития в целях более эффективной помощи бедным странам реформировал свою структуру в центральном офисе. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и Азиатским Банком Развития о стратегии помощи Кыргызской Республике на очередной трехлетний период, который в основном будет направлен на решение неотложных социальных проблем, таких как бедность и безработица. Этим самым АБР придает высочайший приоритет оказанию помощи в сокращении бедности в стране.
В 2002 году АБР осуществляет реализацию программ по улучшению регионального сотрудничества и торговли, помогая модернизировать таможенную систему в Кыргызской Республике; разработать эффективный и жизнеспособный региональный механизм распределения энергии, чтобы облегчить передачу электричества из регионов с избыточным производством в регионы, испытывающие дефицит электроэнергии.
До 2006 года предполагается осуществление проектов по развитию детей раннего возраста на уровне населенных пунктов в области реформы образования. Будет осуществлен проект по финансированию строительства дорог, связывающих Кыргызскую Республику с соседними странами, такими как Китайская Народная Республика, Таджикистан и Узбекистан. Через программу «Финансовое посредничество и мобилизация ресурсов» будет оказана поддержка в реформе банковского сектора, финансовой реструктуризации жизнеспособных предприятий, развитию фондового рынка и рынка сектора страхования. Будут осуществляться региональные проекты, связанные с эффективным распределением электроэнергии в бедных регионах, а также развитием сельского хозяйства.
АБР намерен оказывать техническую поддержку в области координации внешней помощи, а также институциональном развитии страны.
6. Всемирный банк для более эффективной работы с центрально-азиатскими странами, переместил департамент, отвечающий за этот регион из Вашингтона в г. Алматы (Казахстан). Программа Всемирного Банка в Кыргызской Республике нацелена на оказание помощи в сокращении бедности и защите уязвимых слоев населения. В рамках этой помощи Всемирный Банк поддерживает усилия в достижении устойчивого экономического роста, особенно, в сельской местности, в обеспечении многих регионов страны чистой водой, содействует развитию местных сообществ и кредитованию сельского населения, способствует развитию соответствующей правовой и регулятивной базы для развития частного сектора, а также совершенствованию государственного управления и укреплению институционального потенциала.
8-9 апреля 2002 года в Кыргызстане находился с официальным визитом Президент Всемирного Банка господин Джеймс Вульфенсон. Глава Банка отметил высокий уровень экономических и социальных реформ, проводимых в стране, успешную реализацию проектов, финансируемых Всемирным Банком в здравоохранении, аграрном секторе и других сферах. Высоко оценил Президент Всемирного Банка уровень и качество подготовки Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года и среднесрочной Национальной стратегии сокращения бедности. Господин Дж. Вульфенсон заверил, что Кыргызстан и впредь может рассчитывать на содействие и поддержку со стороны Группы организаций Всемирного Банка.
7. Министерство Международного Развития (ММР) Великобритании значительно активизировало свою работу в Кыргызстане, увеличив объемы финансирования почти в 2.5 раза по сравнению с 1997 годом. Ежегодный объем финансирования ММР по программе двустороннего сотрудничества составляет 2.5 миллиона фунтов стерлингов. ММР работает в партнерстве с Правительством Кыргызской Республики на национальном, областном и районном уровнях, а также с международными организациями и гражданским обществом. Помощь ММР сконцентрирована в таких секторах, как сельское хозяйство, здравоохранение, социальный сектор и окружающая среда. ММР реализует проекты по реформам государственного управления и коммунальных служб. Огромная грантовая помощь направляется на обеспечение населения сельских территорий чистой водой, повышение уровня занятости и доходов для сельских жителей. С целью усиления системы мониторинга и оценки процесса КОР и НССБ оказана техническая помощь Национальному статистическому комитету республики. Кроме того, оказывалась активная помощь в подготовке документов КОР и НССБ через проведение конференций, семинаров, привлечение зарубежных и местных экспертов, публикацию брошюр. Практически все реализуемые ММР проекты направлены на сокращение бедности в стране.
8. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) реализует крупные инвестиционные проекты в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, телекоммуникации.
Важный шаг был сделан ЕБРР в текущем году, когда было принято решение об открытии кредитной линии на сумму 15 млн. долларов США в виде прямых инвестиций в частный сектор без предоставления гарантий Правительства Кыргызской Республики .
9. Исламский банк развития (ИБР) также выразил намерение предоставлять помощь Кыргызстану в виде прямых инвестиций на развитие частного сектора и предпринимательства. В июле 2001 года в ходе визита миссии ИБР в Кыргызскую Республику была утверждена 3-летняя программа сотрудничества. Помощь будет оказываться в промышленности, энергетике, реконструкции автодорог, здравоохранении.
10. Швейцария начала оказывать помощь Кыргызской Республике начиная с 1996 года и уже с 1998 года более чем удвоила объемы предоставляемой финансовой и технической помощи. В то время как финансовое содействие предоставляется через Государственный секретариат по экономическим вопросам (SECO), техническая помощь предоставляется Швейцарским агентством развития и сотрудничества (SDC). В 2002 году общий объем помощи, предоставленный Швейцарией, составил около 12 миллионов долларов США полностью в виде грантов. В соответствии с общими целями и правовой базой официальной помощи, предоставляемой Швейцарией, практически все мероприятия направлены на сокращение бедности. Финансовая помощь в основном направлена на поддержание бюджета и мер по улучшению макроэкономической ситуации в стране, в частности, через содействие по управлению долгом. SECO также поддерживает дальнейшую интеграцию Кыргызстана в региональную и мировую экономику. Другие проекты направлены на поддержку регистрации прав на землю и совершенствование национальной статистики. Развитие частного сектора, в частности, малого и среднего бизнеса, поддерживается через серию проектов финансового и технического содействия. Значительный вклад также делается в: развитие сельского и лесного хозяйства, предоставление правовых консультаций в сельских районах, обеспечение чистой питьевой водой в городских и сельских районах, реализацию Программы реформирования здравоохранения «Манас» и поддержку частных инициатив и децентрализации в горных районах. Кроме того, Кыргызская Республика является ключевым партнером и участником нескольких региональных программ Швейцарского финансового и технического содействия общим объемом примерно в 6 миллионов долларов США в год на период с 2003 по 2005 год. Эти программы ориентированы на продвижение региональной торговли, урегулирование вопросов регионального водопользования и гидрометеорологии, обучение журналистов и усиление возможностей на местном уровне по управлению конфликтными ситуациями и разногласиями.
11. Правительство Германии практически удвоило объем помощи Кыргызстану. Будет предоставлена помощь в развитии перерабатывающей промышленности в Баткенской области, в развитии частного сектора, малого и среднего предпринимательства, строительства линий электропередачи, сельского хозяйства, промышленности, биосферных территорий, на поддержку здравоохранения — охраны материнства и детства, борьбы с туберкулезом, а также в развитии инфраструктуры городов.
Через представительство ГТЦ оказывается значительная консультационная помощь на грантовой основе.
12. Правительством Японии предоставлена Кыргызстану грантовая помощь для закупки сельскохозяйственной техники для фермеров, реконструкции дорог и аэропорта «Манас», развития социального сектора. В настоящее время в ряде университетов республики осуществляются программы по развитию информационных систем, программированию и электронной технике. В перспективе Японское Правительство намерено оказать содействие в создании Национального центра информационных технологий в Кыргызстане. Оказывается большая техническая помощь. В частности, в текущем году при поддержке Японского агентства JICA подготовлены предложения по развитию промышленности и промышленной политике.
13. Правительства скандинавских стран (Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания) также намерены оказать поддержку Кыргызстану как стране, соответствующей принятым ими критериям помощи бедным странам. Скандинавские страны особенно заинтересованы в содействии развитию социального сектора, что является очень актуальным для Кыргызстана.
14. ЮСАИД инициировал проект развития агробизнеса, который будет реализовываться в Ошской области и рассчитан на два года. Реализация проекта будет способствовать укреплению сельскохозяйственного предпринимательства на юге республики. Кроме того, ЮСАИД поддерживает ряд проектов, связанных с развитием предпринимательства и привлечением в республику иностранных инвестиций.
15. Большую гуманитарную, техническую и консультативную поддержку оказывают международные организации и фонды — ВОЗ, МОТ, Фонд Ага-Хана, Фонд Эберта, Фонд Аденауэра, Фонд «Сорос-Кыргызстан», Корпус Мира и Корпус милосердия, Фонды спасения детей (Нидерланды и Великобритания), ТИКА, ФИНКА, Хельветас, зарубежные университеты и другие зарубежные неправительственные организации и волонтеры.
16. Азиатский Банк Развития, Всемирный Банк, Департамент Международного Развития Великобритании, ПРООН, ТАСИС, ряд других доноров оказывают значительную экспертную поддержку министерствам и ведомствам, членам рабочих экспертных групп, участвующим в подготовке полной редакции НССБ.
Важная работа была проведена в этом контексте миссиями МВФ, Всемирного Банка, АБР, ПРООН, ММР, состоявшимися в апреле – августе 2002 г. В ходе работы миссий уточнены новая методика определения показателей уровня бедности и крайней бедности, обсуждены вопросы социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на энергоносители, концепции реформирования пенсионной системы, системы образования, развития аграрного сектора и другие вопросы, связанные с реализацией КОР и подготовкой полной версии НССБ.
17. Многие известные частные мировые компании, такие как IBM, IDS SCHEER (Германия) поддержали процесс КОР/НССБ в Кыргызстане. В частности, фирма IBM поддержала идею комплексного развития страны на базе строительства информационного общества и дала свое принципиальное согласие участвовать в построении информационной государственной электронной сети в Кыргызстане.
Для разработки системы мониторинга КОР/НССБ на принципах электронного правительства фирмой было представлено на грантовой основе оборудование из серии последних технологических достижений корпорации IВМ в области производства аппаратной и программной платформ, а также систем коммуникаций.
Фирма IDS SCHEER заявила о своей полной поддержке подходов Кыргызстана по разработке НССБ и желании помочь стране в разработке эффективных управленческих подходов для процесса НССБ. Фирма предоставила свои программные продукты, позволяющие поставить принципы разработки и реализации НССБ на единую методологическую основу с применением современных методов проектирования бизнес-процессов. Это позволит в перспективе создать платформу для эффективной управленческой системы на всех уровнях разработки и реализации комплексных программ развития страны: на международном, национальном, отраслевом и региональном, а также на уровне конкретных субъектов деятельности. Использование этого программного обеспечения позволит обеспечить перевод государственного управления на принципы электронного правительства.
18. Проведение Консультативного совета доноров впервые в Кыргызстане 9-11 октября 2002г. в г. Бишкек еще раз подтверждает огромную поддержку с их стороны процесса КОР и НССБ, усилий, предпринимаемых Кыргызстаном по сокращению бедности, активному проведению реформ, обеспечивающих экономический рост и эффективное государственное управление.
Кыргызстан приветствует переход на более высокий уровень сотрудничества со всеми донорами, основанный на принципах равноправного партнерства и участия.