1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. В сентябре 2000 года Кыргызская Республика в числе 191 страны — члена ООН подписала Декларацию тысячелетия, где было отражено видение и цели мирового сообщества на перспективы развития. В рамках Декларации тысячелетия были определены 8 Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые должны быть достигнуты к 2015 году. Фактически ЦРТ направлены на комплексное сокращение бедности.
1.2. В мае 2001 года Кыргызская Республика разработала и приняла Комплексную Основу Развития до 2010 года (КОР), ставшую долгосрочным документом развития Кыргызской Республики. Общей целью КОР стало стремление достичь политического и социального благополучия, экономического благосостояния народа Кыргызстана в условиях главенства принципов свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого. Главной же задачей, определенной в рамках КОР, было комплексное сокращение бедности в Кыргызстане, что в целом полностью соответствовало видению и принципам, определенным в рамках Декларации тысячелетия.
1.3. В феврале 2003 года официальные власти Кыргызской Республики совместно с гражданским обществом и международными партнерами по развитию разработали и в феврале 2003 года утвердили Национальную Стратегию Сокращения Бедности (НССБ) на 2003-2005 годы. НССБ стала первым этапом реализации Комплексной Основы Развития Кыргызской Республики до 2010 года и была принята в качестве среднесрочной программы действий Правительства КР по проведению активных экономических, социальных и политических реформ, обеспечивающих человеческое развитие и сокращение бедности.
1.4. При разработке НССБ велся активный диалог Кыргызской Республики со всеми партнерами по развитию. В частности, были учтены меры политики развития, предусмотренные различными соглашениями, такими как Механизм Сокращения Бедности и Содействие Экономическому Росту (PRGF) между Кыргызской Республикой и Международным Валютным Фондом (МВФ), Стратегии Помощи Стране, принятые Всемирным Банком (ВБ) и Азиатским Банком Развития (АБР), и другие меморандумы о сотрудничестве. Международное сообщество в целом поддержало НССБ и выразило готовность к сотрудничеству на Консультативной встрече доноров, состоявшейся в 2002 году в Кыргызстане.
1.5. В рамках НССБ было определено три ключевых направления развития, отражающих интересы всего общества: (i) стимулирование экономического роста и повышение занятости населения; (ii) повышение эффективности социальной защиты и развитие человеческого потенциала; и, (iii) улучшение государственного управления и создание институциональных возможностей. Особенностью НССБ стала попытка сфокусировать весь имеющийся потенциал, все ресурсы республики на одной цели — сокращении бедности, путем комплексного воздействия по каждому из указанных направлений.
1.6. Следует признать, что при этом были получены положительные результаты. В частности, удалось повернуть экономический рост на сокращение бедности, особенно на сокращение крайней бедности. Путем продолжения структурных реформ в социальном секторе удалось улучшить социальные стандарты жизни определенных категорий населения – детей, инвалидов, пенсионеров, бюджетных работников. К сожалению, неэффективная система государственного управления частично замедлила возможности экономического роста. Не было эффективного сопровождения всего процесса НССБ со стороны органов государственного управления.
1.7. Настоящий документ является вторым обзором реализации НССБ на 2003-2005 годы, и подготовлен для обсуждения на национальном уровне, а также для обсуждения с международным донорским сообществом. В отчете отражены основные результаты проводимых Кыргызской Республики политических и социально-экономических реформ в соответствующий период времени по указанным приоритетам.
1.8. Принимая во внимании тот факт, что целью НССБ было определено сокращение бедности, то одна из глав посвящена количественным и качественным характеристикам бедности в Кыргызской Республике в период 2003-2005 годов. В третьей главе отражены количественные итоги реализации НССБ с позиции макроэкономической оценки. Четвертая глава будет сфокусирована на реформах и структурных преобразованиях, мерах политики, осуществленных за отчетный период времени. В обзор также включен краткий анализ процесса координации, мониторинга и оценки реализации НССБ. Завершающим разделом отчета станет заключение, в котором, будут отражены уроки, извлеченные из реализации НССБ на 2003-2005 годы.