А. ПОЛИТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ

 
 
1.9. Период реализации НССБ для Кыргызской Республики стал богатым на события политического, социального и экономического характера. Республика по определенным показателям смогла добиться существенного прогресса, вместе с тем по ряду направлений столкнулась с определенными вызовами. Не смотря на трудности и потрясения, имевшие место в эти годы Кыргызстан, по-прежнему, жестко придерживается курса реформ, направленных на создание справедливого общества, построенного на демократических принципах.
 
1.10. В период 2003-2005 года происходили и продолжают иметь место процессы, связанные с конституционной реформой. Главная цель реформ – это усиление демократии, прав человека.  Кыргызская Республика нацелена на обеспечение сбалансированности конституционных полномочий всех ветвей государственной власти: компетентное и ответственное правительство, независимые и справедливые суды, сильный и конструктивный парламент.
 
1.11. В результате принятия в 2003 году изменений в Конституцию КР Жогорку Кенеш КР был преобразован из двухпалатного в однопалатный, выборы в который прошли в первой половине 2005 года. Произошли преобразования в судебной системе, что позволило оптимизировать структуру судебной системы в целях более эффективного осуществления правосудия. Наибольшее количество изменений и преобразований происходило в исполнительной ветви власти, как результат осенью 2005 года вышел новый Закон КР «О правительстве КР». В декабре 2005 года успешно проведены очередные выборы глав местных органов самоуправления.
 
1.12. 2003-2004 годы стали фактически самым успешными в экономическом плане годами, когда макроэкономическая стабильность была достигнута по большинству ключевых показателей. Экономический рост в среднем составил 7%, что соответствовало оптимистическому прогнозу КОР. Такая ситуация была обусловлена ростом внутреннего спроса. Наблюдался заметный рост реальных доходов населения, была обеспечена относительная стабильность цен. Кроме того, в этот период международная и региональная экономическая конъюнктура складывалась положительно для поддержания спроса. ВВП на душу населения вырос с 279 долларов США в 2000 году до 433 долларов США в 2004 году. Однако 2005 год для Кыргызской Республики стал годом непростых испытаний, экономическая ситуация по сравнению с предыдущими годами заметно отличается, что связано со снижением производства золота, сельскохозяйственной продукции и влиянием политических событий, имевших место в марте 2005 года на экономические ожидания.
 
1.13. Хотя уровень бедности по-прежнему остается высоким, тем не менее, благоприятные экономические условия позволили снизить уровень общей бедности с 52% в 2000 году до 45,9% в 2004 году по потреблению на душу населения[1]. Уровень крайней бедности сократился по сравнению с 2000 годом более чем в два раза. В 2005 году прогресс в вопросе сокращения бедности замедлится.
 
1.14. По социальному направлению республика активно осуществляла меры политики, предусмотренные НССБ. В сфере образования и здравоохранения были продолжены структурные реформы, начатые в предыдущие годы. Одним из важнейших направлений были социальная защита и пенсионное обеспечение. За это время увеличен размер пенсий и пакетов социальной защиты. Правительство КР также приняло меры по повышению доходов служащих системы государственного управления.
 
1.15. В 2005 году Кыргызстан был отобран для участия в Программе для пороговых стран Корпорации Вызовов Тысячелетия, основанной правительством США, что является признанием того, что страна показывает приверженность добросовестному управлению, экономической свободе и инвестированию в людей.  Совет директоров Корпорации использовал данные по 16 показателям для оценки того, в какой степени политический и экономический курс направлен на поддержку полномасштабного устойчивого экономического роста. У Кыргызстана отставание наблюдается по таким показателями как «коррупция» и «справедливое управление».
 
1.16. Политические события, имевшие место в Кыргызской Республики весной 2005 года, стали свидетельством тому, что реформы и меры политики, осуществляемые в Кыргызской Республике носили по отдельным направлениям не достаточно глубокий характер. Существовал разрыв среди различных социальных и региональных групп в возможности получения и доступа к результатам, полученным от экономического роста и проводимых реформ, что также усугублялось проявлением коррупции на всех уровнях управления. Как следствие это привело к росту массовых недовольств, пиком которых стало 24-25 марта 2005 года.
 
1.17. В середине 2005 года в стране прошли досрочные президентские выборы, и был избран новый Президент КР. Незначительно позже назначен новый Премьер-министр КР и сформирован новый состав Правительства КР. Впервые в соответствии с внесенными поправками в Конституции КР весь состав членов Правительства КР согласован и утвержден с Жогорку Кенешем КР.
 
1.18. Возникшая в какой-то момент после 24-25 марта неопределенность в отношении процесса НССБ, была развеяна после президентских выборов и назначения Премьер-министра. Новое высшее руководство страны озвучило приверженность процессу НССБ и заверило народ Кыргызстана и международное сообщество в продолжении реформ в рамках КОР и НССБ. Об этом было заявлено Президентом КР и Премьер-министром КР во время встреч с донорами и выступлений перед правительством. 
 
1.19. Новое руководство в качестве первых шагов определило приоритеты, которые связаны с борьбой с коррупцией, созданием рабочих мест и сокращением бедности. Кроме того, Президентом КР была поставлена чрезвычайно важная задача по обеспечению дальнейшей политической стабильности, что является основой для продолжения и углубления реформ, направленных на развитие Кыргызстана.


[1] В 2003 и 2004 году показатели бедности были рассчитаны с учетом новой черты бедности.