С. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА НССБ
5.13. На основе диагностики бедности, секторальной политики и технических консультаций НССБ охватила пятнадцать задач-целей по сокращению бедности до 2005 года. Посредством включения в систему индикаторов НССБ индикаторов бедности, материнской и детской смертности, доступа к базовому образованию и услугам здравоохранения Правительством КР была сделана попытка интегрировать цели КОР и ЦРТ.
5.14. С широкой поддержкой внешних партнеров были предприняты действия по разработке национальной системы мониторинга и оценки развития. Секретариатом по КОР была разработана стратегия развития системы мониторинга и оценки, пилотный этап которой был реализован при поддержке ЕС/ТАСИС. Совместно со Всемирном Банком была разработана соответствующая информационная система по мониторингу и оценке реализации КОР/НССБ. Развивалась инфраструктура мониторинга и оценки[1]. Создаются ресурсные центры, в которых будет проводиться обучение государственных служащих, представителей гражданского общества процедурам проведения мониторинга. При разработке линейных политик внедрена практика по разработке системы количественных и качественных индикаторов. Однако необходимо отметить, что за период реализации НССБ система мониторинга и оценки действовала в основном на центральном уровне.
5.15. Несмотря на все достижения, в связи со сложностью и новизной процесса НССБ, вопросы мониторинга отошли на второй план и не были полностью реализованы по схеме, которая была заявлена в документе НССБ. Несмотря на первоначальные намерения постепенно расширить основной набор индикаторов, в процессе НССБ этого сделать не удалось. Секретариат по КОР, который отвечал за координацию процесса мониторинга и оценки политики КОР/НССБ, не имел достаточного кадрового потенциала для оценки воздействия развития на местном уровне в связи с чрезвычайной масштабностью задач. На местном же уровне отсутствовал институциональный механизм по сбору, обработке и анализу информации. Сложная ситуация по сбору индикаторов на уровне областей и районов не позволяет выявлять региональные проблемы, неравенство и диспропорции для определения эффективных мер воздействия по сокращению бедности. В будущем будет важно попытаться формализовать качественные показатели на уровне сел и городов для использования их для разработки местных стратегий развития. В целом же необходимо отметить, что мониторинг и оценка НССБ не стали организованной системой.
5.16. Слабые стороны системы индикаторов КОР/НССБ. Всеохватность программы и несвязанность отдельных индикаторов с задачами сделали невозможным эффективный мониторинг процесса НССБ. Плохо собирались индикаторы отслеживания (программные) и индикаторы воздействия. Семьдесят пять процентов индикаторов НССБ не собирались Секретариатом КОР. Необходимо четко определить направления деятельности и взаимные отношения министерств и ведомств по сбору, передаче данных, по их обработке, анализу, отслеживанию и оценке. Также важно уточнить индикаторы для каждого уровня управления, процедуры информационного обмена и взаимодействия между уровнями. Все это должно иметь четкую институциональную основу. Как следствие, очень трудно было отследить ход реализации мер политики, предусмотренных в КОР/НССБ, а также успешность, адекватность и эффективность конкретных стратегий и программ. Важно отметить, что определенные недостатки в выбранном наборе индикаторов отразили существовавшие на момент разработки КОР и НССБ ограниченные возможности по проведению мониторинга и оценки. Таким образом, Отсутствие необходимой системы мониторинга и оценки привело к отсутствию хорошей аналитической базы для корректировки самой НССБ, а также совершенствования будущих программ и реформ, подлежащих реализации в рамках КОР.
5.17. Кадровый потенциал, как в государственных, так и негосударственных структурах для проведения мониторинга и оценки НССБ еще не сформировался. Проводимые Секретариатом по КОР учебные мероприятия по привитию навыков мониторинга и оценки всем участникам процесса НССБ в связи с ограниченностью ресурсов не были достаточно масштабными. Отсутствие налаженной системы мониторинга и оценки, наряду с недостатком обратной связи между политическим уровнем, исполнителями программы и ее конечными получателями, а также недостаточная прозрачность процесса реализации программы, общественный контроль и подотчетность исполнителей сказались на проблемах с управлением процессом реализации программы.
5.18. Отсутствие в матрице НССБ четких индикаторов ресурсов, индикаторов результативности и эффективности воздействия мероприятий, индикаторов промежуточных результатов работы для каждого участника не позволило вовлеченным сторонам четко знать свои обязанности, а Секретариату по КОР проводить координацию и контроль действий по снижению бедности. Основными причинами сложившегося положения стали: (i) отсутствие экспертизы индикаторов КОР/НССБ на предмет их целесообразности, (ii) отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей участников системы мониторинга и оценки НССБ, (iii) отсутствие методики расчета, сбора, обработки и анализа показателей НССБ и другие.
5.19. Важно усилить расчет альтернативных, независимых от государства, оценок реализации стратегии. Вовлечение гражданского общества в реализацию КОР/НССБ, мониторинг и оценку было ограниченным. В основном гражданское общество привлекалось донорами и проектами во время проведения тематических исследований по тем или иным вопросам. Следует существенно усилить прозрачность процесса таких оценок, доступность для обсуждения широких кругов. Возможно, для проведения таких оценок, необходимо предусматривать бюджетные средства и конкурсное участие независимых неправительственных организаций.
[1] Было создано более 30 центров общественного доступа, в которых был обеспечен свободный доступ к системе через Интернет. В рамках проекта Тасис были созданы дополнительно два ресурсных центра с базой данных в Бишкеке и Караколе, и четыре рабочие платформы КОР в аккредитованных школах в Иссык-Кульской и Баткенской области.