В. РЕСУРСНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ НССБ

5.9. Эффективность достижения поставленных задач в НССБ во многом определялась обеспечением адекватными финансовыми ресурсами. Фактически существовало три основных источника ресурсной поддержки реализации НССБ, во-первых, это государственный бюджет, во-вторых, это привлечение внутренних и иностранных инвестиций в экономику КР, в-третьих, финансовая и техническая помощь, оказываемые международным сообществом.
5.10. Общие доступные государственные ресурсы базировались на среднесрочном прогнозе бюджета до 2005 года. Несмотря на ограниченность, связанную с внешним долгом, удалось увеличить объем финансирования государственных расходов в 2003-2004 годах до 20% ВВП. С учетом основных приоритетов НССБ были установлены расходы по основным направлениям развития, были увеличены номинальные расходы на образование, социальную защиту, здравоохранение, государственное управление. Подготовка бюджета на среднесрочной основе обеспечила последовательность, предсказуемость и прозрачность в принятии решений в управлении государственными финансами. Вместе с тем, необходимо отметить, что в силу слабой координации и отсутствия достаточного опыта не полностью было обеспечено преобразование приоритетов в соответствующее распределение бюджета. Одной из причин является тот факт, что фактически республика не перешла на программный подход к формированию бюджета, хотя и декларируется республикой не первый год. Это связано со слабой политикой в области делегирования финансовых функций с центрального уровня на линейный и местные уровни. Слабым звеном по-прежнему остается институциональная и кадровая слабость по обеспечению оценки стоимости мер и пакета ресурсов на уровне индивидуальных министерств и местных уровнях.
5.11. Несмотря на стабильность в финансовой системе и определенные улучшения в кредитоспособности банковской системы, а также позитивных тенденциях роста иностранных инвестиций, механизм частного финансирования НССБ имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Объем инвестирования экономики Кыргызстана составил [x] % ВВП. Как и следовало ожидать, финансировались коммерческие проекты в таких областях как финансовый рынок, сельское хозяйство, связь, строительство и другие. Вместе с тем, учитывая тенденции снижения производства золота и его экспорта, в ближайшей перспективе перед республикой будет остро стоят вопрос об улучшении инвестиционного климата и диферсификации источников роста, что требуется для удержания высоких темпов экономического роста и как следствие, снижение бедности.
5.12. Определяющим фактором в ресурсной поддержке стало привлечение финансовых ресурсов международных организаций и стран-доноров. Внешнее финансирование для покрытия нехватки бюджетных потребностей было выделено в размере [x] млн. долларов США. В то время как на Консультативной встрече доноров было заявлено о готовности выделения порядка 700 млн. долларов США. Финансируемые за счет иностранных источников государственные инвестиции оставались в пределах 3,5-4 % к ВВП, что было ниже более ранних периодов. Вместе с тем, этого требовала ситуация с внешним долгом. За счет внешних источников были профинансированы приоритетные для Кыргызстана направления развитие сельского хозяйства (38% от всего объема финансирования), поддержание и модернизация транспорта и коммуникаций (27%), здравоохранение (12%), энергетика (8%) и образование (6%). Оказанная помощь была достаточна для удовлетворения критических потребностей развития. Важным для Кыргызской Республики стало решение многих доноров об увеличении грантовой составляющей, так например, АБР увеличил грантовую компоненту до 50% от оказываемой помощи. В то же время, требует улучшения механизм, обеспечивающий координацию и согласование выделяемых ресурсов с приоритетами НССБ, особенно это касается финансовых и технических ресурсов, которые напрямую не связаны с ежегодным бюджетом и среднесрочным планированием бюджета.