2. Макроэкономическая политика
1. Прогнозируется, что в результате реализации предусмотренных стратегией мероприятий среднегодовой рост реального ВВП составит 6,1%. В результате показатель ВВП на душу населения в 2010 году составит более 720 долларов США и увеличится к уровню 2005 года более чем на 54%. При этом, ежегодный реальный рост среднемесячной заработной платы прогнозируется на уровне 5-6%, что приведет к увеличению денежных доходов населения. В свою очередь, реальный рост денежных доходов населения прогнозируется в среднем на 2-2,5% ежегодно, что приведет к ежегодному сокращению уровня бедности на 2,5-3%.
Таблица. Темпы роста основных макроэкономических показателей в 2006-2010гг. (в сопоставимых ценах, % к предыдущем году)
|
2000-2005 суммарный
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010 суммарные
|
Темпы роста ВВП
|
119,8
|
105.0
|
105.5
|
106.5
|
107.0
|
107.0
|
135.1
|
Темпы роста численности занятых
|
109,4
|
100.9
|
100.9
|
100.9
|
100.9
|
100.9
|
104.6
|
Темпы роста производительности труда
|
112.0
|
104.0
|
104.5
|
105.6
|
106.0
|
106.1
|
129.1
|
Темпы роста реальной заработной платы
|
174,4
|
105.3
|
106.4
|
106.0
|
105.4
|
105.4
|
131.9
|
Стоимость единицы рабочей силы*, %
|
62.3**
|
63.0
|
64.1
|
64.4
|
64.0
|
63.6
|
|
Уровень бедности, %
|
45,9***
|
43,6
|
40,8
|
37,8
|
34,9
|
32,2
|
|
* по годам рассматриваемого периода; ** за 2005 год, *** за 2004г. по новой черте бедности
2. Выбор подобной политики развития на предстоящие 5 лет обусловлен c учетом сложившейся структуры экономики, характеризуемой в настоящее время явной недостаточностью предложения рабочих мест с высокой производительностью и высокой добавленной стоимостью, и необходимостью одновременного достижения двух целей:
(I). Роста эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики посредством опережающего роста производительности труда, стабилизации и дальнейшего сокращения стоимости единицы рабочей силы;
(II). Сохранения и углубления характера экономического роста как способствующего сокращению бедности через рост занятости и доходов от трудовой деятельности[1] как основного средства достижения показателей СРС по сокращению уровня бедности,
3. Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики продолжат проведение соответствующей денежно-кредитной политики с целью достижения и поддержания стабильности цен, которая будет направлена на поддержание уровня инфляции не выше 5,7 процента в 2006 году (декабрь к декабрю 2005 года). Динамика инфляции будет определяться внутренним спросом, колебаниями цен на внешних рынках, бюджетно-налоговой и тарифной политикой. В среднесрочной перспективе сохранится политика плавающего обменного курса. Валютные интервенции будут осуществляться только в объемах, необходимых для сглаживания резких колебаний обменного курса. При этом международные резервы планируется поддерживать на уровне не менее 3,5- 4,0 месяца импорта товаров и услуг. Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики в целях обеспечения макроэкономической стабильности предпримут все меры по дальнейшему укреплению независимости НБКР. Важным направлением станет дальнейшее повышение прозрачности проводимой денежно-кредитной политики, что позволит укрепить доверие населения и участников рынка к банкам.
4. Среднесрочная фискальная политика будет направлена на опережающий рост доходной части консолидированного государственного бюджета по сравнению с расходной частью, что приведет к заметному снижению дефицита бюджета в этом периоде с 4,1% к ВВП в 2006 году до 3,9% к ВВП в 2010 году.
5. Будет продолжена политика по сокращению объемов иностранного заимствования под гарантии Правительства. Будут сокращены займы как на финансирование платежного баланса, так и на финансирование Программы государственных инвестиций. Государственные инвестиции в рамках ПГИ будут сокращены с 4,4% в 2006 году до 1,2% к ВВП в 2010 году (внешняя часть). В то же время Правительство приложит максимум усилий к повышению эффективности проектов ПГИ. Предполагается увеличение грантовой внешней помощи основных доноров.
6. Особое внимание Правительство будет уделять вопросам устойчивого внешнего долга. В контексте бюджетной политики долговая устойчивость предполагает такой объем накопленного внешнего долга и размеры регулярных расходов на его обслуживание, платежи по которым будут производиться без ущерба для других статей бюджета и развития экономики в целом. В целях уменьшения бремени внешнего долга, потенциально угрожающему обеспечению устойчивого роста Правительство рассмотрит все возможности его дальнейшей реструктуризации.
7. Реализация среднесрочной инвестиционной политики приведет к росту валовых инвестиций до уровня 24% к ВВП. Их рост будет обеспечен за счет увеличения частных инвестиций в результате устранения всех административных барьеров, реального укрепления доверия и повышения устойчивости финансовой системы и банковского сектора для страхования возможных рисков инвесторов, а также создания благоприятного таможенного и налогового режимов.
[1] Несмотря на кажущуюся противоречивость этих целей в краткосрочном плане, эффективное сокращение бедности в средне- и долгосрочной перспективе невозможно без приоритета целей роста эффективности экономики на основе опережающего роста производительности труда и сокращения стоимости единицы рабочей силы.