Реформа в правовой сфере

image_pdfimage_print
1.    В качестве антикоррупционной деятельности государства, рассчитанной на среднесрочный период должно стать изменение правового поля. Этот шаг включает такие меры, как создание институциональной и организационной системы, обеспечивающей предсказуемость законодательства и установление иерархии нормативных правовых актов, инвентаризация законодательства, усиления потенциала государственных органов в системе государственного управления по превентивному исключению конфликта интересов и коррупционных возможностей в нормативных правовых актах.
2.    В настоящий момент существует реальная угроза «захвата» судебной системы, судебные органы испытывают давление как со стороны политических сил, так и криминалитета. Эффективность исполнения решений судов находится на катастрофическом уровне. Все это так или иначе связано с коррупционными проявлениями в судебных органах. В связи с чем важнейшей задачей государства является  комплексное реформирование судебной системы.
3.    Для реализации норм и положений Конвенции ОООН против коррупции, ратифицированной Кыргызстаном, необходимо выполнить ряд мероприятий, например направленных повышение эффективности расследований в сфере административной коррупции.
4.    В рамках работы по подготовке Концепции Пороговой программы Корпорации Вызовов Тысячелетия Кыргызстан должен принять ряд мер по сокращению коррупции в судебных органах, повышению независимости и эффективности судебной системы.
5.    В  этих целях следует провести функциональный анализ судебной системы для определения ее оптимального размера и структуры, принять новый закон «О статусе судей», в котором будут закреплены полномочия независимого органа, обеспечивающего общественный и профессиональный контроль над судьями, процедуру отбора и назначения только квалифицированного персонала, с полномочиями проведения внутренних расследований, принять меры для выработки правовой политики и стратегии деятельности судов и управления, защиты их от политических посягательств, обеспечения реального разделения судебной и исполнительной власти.
6.    Для создания условий для развития предпринимательства будут внесены изменения, направленные на упрощение судопроизводства и сокращение сроков судебного процесса по коммерческим делам, изменен порядок и размеры государственной пошлины, взимаемой по итогам рассмотрения дела в суде. Будет внедрена единая система судебной информации и управления, которая  обеспечит автоматическое распределение дел и открытый доступ граждан к судебным решениям через Интернет.
7.    В целях достижения эффективной и открытой системы правосудия и вовлечение населения в процесс судопроизводства необходимо пересмотреть нормы Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики с целью передачи органам суда полномочий прокуратуры по даче санкций на арест и предварительное заключение под стражу, а также рассмотреть вопрос о создании в Кыргызской Республике института судов присяжных.
8.    Неотложной задачей является реорганизация правоохранительных органов, которая должна включать уточнение миссии, целей и задач, исключение лишних, дублирующих и несвойственных функций, перераспределение человеческого потенциала, обеспечение мер по предотвращению коррупции в самих правоохранительных органах. Следует обеспечить независимость их деятельности от политического влияния. Компетентность и профессионализм должны стать главными требованиями к работе правоохранительных органов.
9.    Необходимо создать совместные наблюдательные органы, включающие представителей правоохранительных органов, гражданского общества, средств массовой информации.