Дерегулирование экономики
1. Коррупционные проявления в экономике ведут к таким последствиям как ухудшение конкурентной среды, росту теневой экономики, увеличению цены на товары и услуги, в стоимость которых закладываются неофициальные выплаты, затруднению роста доходной части бюджета по сравнению с потенциальными возможностями. Все это требует принятия неотложных мер по дерегулированию экономики.
2. Целью таких мер должно стать снижение регулятивных и контрольных функций государства в сфере бизнеса, создающих благоприятную среду для роста коррупции. Дерегулирование экономики должно включать в себя отказ от избыточности обязательных требований к экономической деятельности предпринимательства и их администрирования, повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо.
3. Для усиления стабильности и предсказуемости законодательства, ликвидации неопределенности для предпринимательства, снижения рисков для инвестиционной деятельности необходимо принять новую редакцию Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» с приданием ему статуса Конституционного закона, который должен содержать в себе нормы обеспечивающие четкую иерархию нормативных правовых актов, введение обязательных правовой, финансово-экономической и других специализированных экспертиз проектов актов с прогнозированием последствий принятия актов; установление разумных сроков по введению в действие законов.
4. Следует также обеспечить информированность населения и бизнес-сообщества о новых проектах нормативных правовых актах через СМИ и Интернет; расширить практику совместной разработки законодательства силами гражданского общества, частного сектора и государственного аппарата; привлечь особое внимание к законотворческой работе Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Парламент должен взять на себя инициативу по широкому оповещению частного сектора о планируемых законопроектах в области экономики.
5. С целью преодоления недостатков сложившейся системы регистрации субъектов предпринимательства необходимо принятие нового закона, предусматривающего единую систему законодательства, определяющую порядок и процедуру государственной регистрации, внедрение принципа «единого окна», решение проблемы эффективного добровольного (юридически оформленного) ухода бизнеса с рынка.
6. В целях совершенствования лицензионно-разрешительной системы необходимо принять новый закон о лицензировании, в которым будет установлен исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий. Это позволит исключить ситуацию, когда лицензиар имеет право требовать от заявителя огромное количество документов, подтверждающих соответствие ведомственным актам, устанавливающим необоснованные требования и не предусмотренных Законом.
7. Необходимо продолжить ревизию регуляторно–разрешительной системы с целью отмены нормативных правовых актов и норм, вводящих непредусмотренные законами разрешения и нормативы, регулирующие предпринимательскую деятельность, для устранения противоречий между нормативными правовыми актами и соответствующими законами.
8. Обязательные государственные требования к финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства и административные процедуры по оценке соблюдения таких требований должны быть установлены только в законах прямого действия и такие требования и процедуры должны быть гармонизированы с общепринятыми в мировой практике подходами и международными стандартами.
9. С целью упорядочения деятельности государственных инспекционных органов необходимо принять закон, регламентирующий полномочия по осуществлению проверок исключительно законами, устанавливающий презумпцию добросовестности хозяйствующих субъектов, неприменение санкций в отношении хозяйствующих субъектов в случае противоречий и неясностей законодательства.
10. Одним из антикоррупционных мер, предусмотренных в новом Налоговом Кодексе должны стать меры по минимизации числа прямых контактов налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе путем внедрение возможности сдачи налоговых отчетов по электронным средствам связи.
11. В области таможенного администрирования в первую очередь следует обеспечить прозрачность деятельности таможенной службы путем обеспечения доступа всех заинтересованных лиц ко всей необходимой им информации, а также развития партнерского сотрудничества таможни и бизнес-сообщества. Развитие сферы околотаможенных услуг позволит минимизировать личное общение участников ВЭД с таможенными органами и тем самым будет способствовать сокращению злоупотреблений со стороны сотрудников таможенной службы.