Риски и угрозы

1.    Реализация данной Стратегии развития страны сопряжена с реальными рисками и угрозами, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические риски, техногенные и экологические риски, а также  риски операционного характера.
 
2.    Макроэкономические риски предполагают   дисбаланс показателей макроэкономической стабильности в результате  сохраняющегося пока высокого уровня внешнего долга,  возможного ухудшения внутренней и внешней ценовой конъюнктуры, снижения темпов экономического роста и уровня  инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита и т.д.  При таком сценарии цели и задачи в рамках данной стратегии могут оказаться недостижимыми.
 
3.    Низкий уровень бюджетообразующих характеристик ВВП  предоставляется также реальной угрозой для укрепления бюджета страны, нацеленного на поддержание устойчивости развития страны. В структуре  производства  ВВП традиционно  доминируют сфера   услуг и сельское хозяйство с удельным весом    до 70%.    Низкие   бюджетообразующие характеристики в сельском хозяйстве  связаны с  существующим механизмом взимания налога,  исходя не из результатов хозяйственной деятельности, а посредством установления фиксированного налога на землю. В сфере же услуг низкая собираемость налогов обусловлена наличием теневой деятельности, которая только  в торговле достигает 70% от розничного  товарооборота страны. Такой риск трудно преодолим, однако его воздействие на достижение целей и решение задач стратегии намечено уменьшить через действенные механизмы, направленные на сокращение теневой деятельности и расширение индустрии за счёт оздоровления и развития  её приоритетов ( энергосектор, горнодобыча, переработка сельскохозяйственной продукции).
 
4.    Деиндустриализация экономики является также явной угрозой экономической безопасности страны. Удельный вес паромышленности  в ВВП сократился вдвое относительно 1992 года ( с 32% к ВВП до 16% к ВВП), в то время как уровень налоговых доходов с предприятий промышленности возрос до 50%. Поэтому, в стратегии предстоит решение задачи  реанимации промышленности, в основном, за счёт: (а) придания импульса развития работающим предприятиям, (в) строительства новых предприятий, (г) запуска простаивающих, но жизнеспособных предприятий и (д) очищение индустрии в целом от балласта неработающих предприятий, которые составляют почти одну треть от общего количества предприятий промышленности.
5.    Медленное оздоровление энергетического сектора и квазифискальный дефицит (КФД) в этом секторе экономики является ещё одним риском и угрозой для поддержания энергетической безопасности страны и сохранения макроэкономической стабильности. Нестабильная финансово-экономическая деятельность энергосектора  является реальным источником риска для макроэкономической стабильности и неустойчивости бюджета и может подорвать усилия по обеспечению экономического роста страны. Поэтому, Правительство страны ещё с 2003 года приступило к реализации комплекса мер для поэтапного снижения КФД за счёт  сокращения коммерческих потерь, повышения сбора платежей денежными  средствами и повышения тарифов.
 
6.    Природно-климатический фактор является объективным риском для устойчивого развития одного из важнейших приоритетов Стратегии –аграрного сектора, поскольку территория страны находится в зоне рискованного земледелия. Для снижения воздействия этого фактора в Стратегии предусмотрены меры по восполнению потерь урожая в случае ухудшения природно-климатических условий.
 
7.    Слабые возможности по накоплению внутренних сбережений из–за сохраняющегося высокого уровня бедности в стране является ещё одним риском и препятствием для роста внутренних ресурсов, которые в Стратегии планируется направить на финансирование инвестиций на уровне, необходимом для обеспечения устойчивости экономического роста . 
8.    Медленное продвижение реформ государственного управления может стать ещё одним препятствием и риском для решения задач, намеченных в данной стратегии. Хотя в  последние годы  в этом направлении и наметились хорошие сдвиги, однако в рамках этой стратегии предстоит  решить наиболее сложные задачи и довести реформы до практической и эффективной реализации, которые  должны дать реальные результаты,  в том числе, по снижению уровня коррупции в стране и  повышению прозрачности государственного управления.
9.    Геополитические риски. Успех реализации стратегии, прежде всего, зависит от политической ситуации в стране. Сохраняющаяся политическая нестабильность порождает риски для устойчивого роста экономики и макроэкономической стабильности. Нежелание иностранных инвесторов работать в нестабильной ситуации создаёт также угрозу стагнации экономики и падении жизненного уровня населения в стране. Основой экономических реформ должен стать трезвый подход, основанный на отказе от популистских заявлений и решение неотложных нужд населения. Должен быть поставлен надежный заслон разного рода попыткам фундаменталистского  переустройства Кыргызстана. Как автократическая диктатура, так и тирания демократии равно неприемлемы для страны на современном этапе, поскольку они изначально рождают значительное количество непреодолимых политических рисков.
10.    Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств  от конкретных проектов данной Стратегии. Поэтому, одной из серьёзных  задач становится минимизация экологических рисков, связанных с общим развитием страны. Для этого необходимо своевременное прогнозирование и выявление возможных угроз, включая оценку экологических факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями, разработка и осуществление мер по снижению рисков чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.  В числе приоритетных  мер по снижению экологических рисков будут: (а)оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения,  (б) обеспечение приоритетного учета  интересов населения и природной среды при создании новых производств, (в) обучение всех групп населения правилам поведения действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями, (г) разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.
11.    Операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, техническими и нормативно- правовыми аспектами  могут снизить эффективность реализации стратегии. Подобного рода риски присутствуют практически постоянно и в той или иной мере негативно сказываются на результатах развития страны. В Стратегии ставится задача по минимизации воздействия операционных рисков на продвижение приоритетов развития страны, намеченных на период 2007 –2010 г.г.