34. Проводимая жесткая экономическая политика позволила сохранить макроэкономическую стабильность в стране. В 2005-2007 гг. экономика ежегодно росла в среднем на 3,8%, ВВП на душу населения вырос с 478 до 731 долларов США. Низкий уровень инфляции сохранялся до августа 2007 г., а к концу 2007 г. она достигла уровня 20%. Рост цен на товары и услуги в 2007 г., был обусловлен снижением предложения под влиянием таких факторов, как: (i) рост мировых цен на зерно, нефть и продовольствие; (ii) сокращение производства ряда сельскохозяйственных товаров (зерно, сахарная свекла) в условиях растущего экспортного спроса на сельхозпродукцию. При этом прирост денежных доходов за 2007 г. реально возрос только на 5,3%.
35. Среднегодовой рост инфляции за 2005-2007 гг. составил 10%. При этом рост цен на товары составил 21%, а услуги подорожали почти на 11%. Среднегодовой темп прироста реальных доходов населения за последние три года составил 13,3%. Данные показатели обусловлены относительно низким уровнем инфляции в целом за этот период. На фоне экономического роста снижался уровень общей безработицы, который в 2008 г. ожидается на уровне 7,7%, относительно 8,2%, сложившегося в среднем в 2005-2007 гг. В 2008 г. по предварительным данным рост экономики сложился на уровне 7,6%, при этом ВВП на душу населения составил 959 долларов США.
Таблица 2.1.
Ключевые экономические показатели Кыргызской Республики (2002-2008 гг.)
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Реальный рост ВВП (%)
|
0,0
|
7,0
|
7,0
|
-0,2
|
3,1
|
8,5
|
7,6
|
Инфляция (%)
|
2,3
|
5,6
|
2,8
|
4,9
|
5,1
|
20,1
|
20,0
|
Безработица (%)
|
12,5
|
9,9
|
8,5
|
8,1
|
8,3
|
8,2
|
8,0*
|
Счет текущих операций (% ВВП)
|
-3,1
|
-4,2
|
-3,4
|
-1,6
|
-10,1
|
-6,0
|
-11,9
|
Рост широких денег (%)
|
34,0
|
33,5
|
32,0
|
9,9
|
51,6
|
33,3
|
12,6
|
Первичный дефицит бюджета (% ВВП)
|
-5,1
|
-4,3
|
-3,4
|
-4,2
|
-3,0
|
-1,6
|
-2,0
|
Внешний долг (% ВВП)
|
108,5
|
93,8
|
86,6
|
77,6
|
66,3
|
52,0
|
45,9
|
(*) — ожидаемые показатели.
Источник данных: НСК, НБКР, Министерство финансов, МВФ.
36. Основными факторами, повлиявшими на экономический рост в последние годы, стали:
(i) устойчивый рост экономики в странах — основных торговых партнерах — на уровне 7%-10,7% (Китай — 10,7%, Казахстан — 9,6%, Россия 7,1%);
(ii) рост частного потребления в среднем в год на 14,7%, при этом его удельный вес возрос с 84,5% в 2005 г. до 101,1% в 2007 г.;
(iii) устойчивость коэффициента инвестирования, который составил в среднем около 22% в год;
(iv) повышение в целом эффективности государственной регуляторной политики в экономике, включая предпринимательство; и
(v) существенное улучшение управления государственными финансами через повышение прозрачности и снижение коррупционных проявлений.
37. Структура производства ВВП претерпела заметные изменения. Доля промышленного производства сократилась с 17,3% в 2005 г. до 13,9% в 2008 г., также как и доля сельского хозяйства — с 28,5% в 2005 г. до 25,8% в 2008 г. Доля сектора услуг, начиная с 2002 г. превысила долю сельского хозяйства и в 2008 г. составила 43,9%. В 2008 г. структура производства ВВП не претерпела существенных изменений.
38. Индекс физического объема промышленной продукции в 2008 г. составил 114,9%(1), что преимущественно обусловлено воздействием работы базовых предприятий золотодобычи и энергетического сектора, удельный вес которых в объеме промышленной продукции составил около 33%. Без учета «Кумтора» наблюдался спад производства промышленной продукции более чем на 2%. Тенденция роста в промышленном секторе наблюдается последние два года, тогда как в 2005-2006 гг. индекс физического объема промышленности был отрицательным (спад более чем на 10%). Особо необходимо выделить 2007 год, когда значительного роста в промышленности (на 7,3%) удалось достичь при отрицательном показателе на предприятиях, разрабатывающих месторождение «Кумтор» (-1%).
39. Неблагоприятные природно-климатические условия в 2005 г., рост цен на ГСМ, а также инфляционные процессы в 2007 г. обусловили реальное сокращение объемов сельскохозяйственного производства на 0,3%. В 2008 г., по предварительным данным, реальный прирост здесь составил 0,7%.
40. Среднегодовой темп роста валовой продукции строительства за 2005-2007 гг. составил 19,0%, в основном за счет опережающего роста внутренних частных инвестиций. Внешние же инвестиции имели тенденцию к снижению, в частности портфель ПГИ сократился с 3,8% в 2005 г. до 2,7% к ВВП в 2007 г. В целом, использование капитальных вложений возросло с 11,6 млрд. сомов в 2005 г. до 24,1 млрд. сомов в 2007 г. В 2008 г., в результате неблагоприятного влияния мирового финансового кризиса, в строительстве наблюдался спад почти на 11%.
41. Сальдо платежного баланса в последние годы складывалось положительным (в 2005-2007 гг. этот показатель возрос с 29,1 млн. долл. США до 296,8 млн. долл. США), что позволило заметно улучшить ситуацию с международными резервами, достигшими 612,4 млн. долларов США на конец 2005 г. и 1176,6 млн. долларов США — на конец 2007 г.(2). Уровень резервных активов НБКР в 2007 г. составил 3,3 месяца импорта, по сравнению с 3,2 месяца импорта в 2006 г. В 2008 г. этот показатель ожидается на уровне 3,0 месяца импорта(3).
42. Предпринимаемые структурные меры в области денежно-кредитного регулирования позволили в целом укрепить финансовую систему и банковский сектор страны. Стабильность учетной ставки на уровне 4,6% в сочетании со снижением нормы обязательных резервов до 10% свидетельствуют о смягчении монетарной политики по сравнению с концом 90-х годов. Совокупный капитал коммерческих банков вырос за 2005-2007 гг. в 3,3 раза и составил 8,9 млрд. сомов. Активы банков за три года увеличились в 2,4 раза, обязательства — в 2,2 раза(4). Позитивное влияние на развитие банков оказало привлечение ряда иностранных коммерческих банков, доля которых насчитывает уже более 2/3 активов банковской системы. Все эти факты свидетельствуют о возрастании доверия к банковской системе и о повышении ее роли в финансировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
43. Кыргызская Республика смогла обеспечить увеличение доходной части государственного бюджета. В 2005-2008 гг. доходы государственного бюджета составили 24,5% ВВП, что на 3,8 процентных пункта выше уровня 2003-2005 годов. Расходы государственного бюджета в 2005-2008 гг. ежегодно росли в среднем на 36% и составили 31,7% ВВП в 2008 г.(5). Общий объем внешнего финансирования программы государственных инвестиций снизился до уровня 1,6% к ВВП в 2007 г., что связано с необходимостью жесткого управления ситуацией с внешним долгом. Дефицит бюджета с учетом программы государственных инвестиций не превысил пороговых значений и составил в среднем 2,7% ВВП в 2005-2008 гг. Таким образом, Правительство смогло обеспечить выполнение одной из важнейших макроэкономических задач — сокращение и контроль над дефицитом государственного бюджета.
44. Кыргызской Республике в целом удалось добиться позитивных сдвигов в управлении внешним долгом, который сократился с 77,6% от ВВП в 2005 г. до 45,9% к ВВП в 2008 г. Уровень государственного долга является одним из важных факторов, влияющих на развитие
45. Объем финансирования ключевых социальных направлений развития имел устойчивую тенденцию роста. Наибольший объем финансирования приходился на сектор образования. По сравнению с 2003-2005 гг. объем государственных расходов в данном секторе увеличился с 4,6% ВВП до 5,7% ВВП в 2005-2007 гг. Доля расходов на здравоохранение в ВВП возросла с 2,2% в 2005 г. до 2,6% в 2007 г., а удельный вес расходов на социальное обеспечение и страхование составил 2,7% ВВП в среднем в год. В 2008 г. объем расходов в секторе образования ожидается на уровне 5,6%, а объем расходов на здравоохранение, соответственно, на уровне 2,6%, в секторе социальной защиты 2,5%(6).
46. Основные преобразования в социальной сфере были направлены на поиск источников адекватного финансирования, улучшение адресности оказываемой помощи, повышение уровня социальной защиты. Несмотря на меры, принятые Правительством КР в 2005-2007 гг. по увеличению размеров заработной платы бюджетникам, пособий, льгот и другой помощи, финансирование и уровень доходов населения этой категории остается на низком уровне. Среднегодовой размер социальных пособий в 2007 г. составил 504,4 сома или 18% от минимального потребительского бюджета (МПБ). Среднемесячная заработная плата работников образования и здравоохранения составила в 2007 г. — 86,8% и 82,4% от МПБ(7), в 2008 г. ожидается на уровне 91,5% и 86,1% соответственно(8).
47. В период 2000-2004 гг. имело место существенное сокращение уровня бедности вне зависимости от метода оценки и пересчета в 2003 г. черты бедности. Так, уровень бедности по потреблению на душу населения снизился с 43,1% в 2005 г. до 35% в 2007 г.(9).
48. Значительное сокращение уровня бедности в 2005-2006 гг. было отмечено среди сельского населения, хотя в 2003-2004 гг. темпы сокращения уровня бедности в городской местности опережали темпы сокращения бедности в селах. С учетом использования новой черты бедности (новая методология расчета) ее уровень в городе в 2005 г. составил 29,8%, в 2007 г. — 23,2%. Вследствие использования более высокой черты бедности изменился показатель бедности в сельской местности и составил в 2005 г. 50,8%, в 2007 г. — 41,7%.
49. Несмотря на существенное сокращение бедности по стране в целом, сохраняются значительные региональные различия в уровнях бедности. Обозначилось три региона, в которых уровень бедности по итогам 2007 г. превысил 45%. Это Джалал-Абадская область — 53%, Нарынская область 45,2% и Ошская область — 46,6%. В остальных регионах республики этот показатель сложился ниже 45%. Практически во всех регионах уровень бедности в сельской местности выше, чем в городской.
50. Показатели младенческой смертности имели отличия от рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), что значительно занижало страновой показатель. В 2004 г. осуществлен переход Кыргызстана на международные критерии живорождения и, соответственно, младенческой смертности, когда в органах ЗАГСа началась регистрация смерти новорожденных с низкой массой тела (от 500 до 1000 г). Показатель младенческой смертности(10) возрос с 20,9 промилле в 2003 г. до 25,7 — в 2004 г., и 30,6 промилле — в 2007 г.
51. В целом уровень младенческой смертности во многом обусловлен неудовлетворительным состоянием здоровья матерей. Материнская смертность увеличилась с 50,9 умерших женщин на 100000 детей, родившихся живыми, в 2004 г., до 51,9 — в 2007 г. Почти 80% случаев материнской смертности регистрируется в сельской местности.
52. За период 2005-2007 гг. показатель материнской смертности увеличился с 51,2 киломилле за 2002-2004 гг. до 55,8 киломилле в среднем за год. При этом в 2005 г. материнская смертность составила 60,1 киломилле, в 2006 г. — 55,5 киломилле, в 2007 г. этот показатель снизился до 51,9 киломилле(11).
53. При поддержке международного сообщества Кыргызская Республика в 2005-2007 гг. смогла обеспечить высокий уровень иммунизации населения на уровне 93,1%, что позволило снизить уровень заболеваемости корью и краснухой. В течение последних трех лет достигнута стабилизация заболеваемости туберкулезом. Снижена заболеваемость малярией и эхинококкозом. Вместе с тем, особого внимания требует резкий рост заболеваемости бруцеллезом — на 22% в 2005-2006 гг. В последние годы отмечаются вспышки брюшного тифа, острых кишечных инфекций. Ежегодно регистрируются вспышки брюшного тифа, что связано с низким качеством или отсутствием чистой питьевой воды. Однако стоит отметить снижение заболеваемости вирусным гепатитом в 2006 г. по отношению к 2005 г. на 25%.
54. Уровень населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, снизился в 2004-2006 гг. с 7,8% до 5,6%. Несмотря на то, что медицинские услуги доступны широкому кругу граждан, их стоимость и удаленность медицинских учреждений от некоторых населенных пунктов являются серьезным препятствием, особенно для сельской местности.
55. Благодаря поддержке ВБ и АБР, удалось сохранить обеспечение доступа населения к чистой питьевой воде на уровне 89,8% в 2006 г. Негативная тенденция наблюдается с доступом населения к санитарно-гигиеническим условиям, соответствующий показатель снизился с 32,8% в 2000 г. до 23,9% в 2006 г. Ситуация требует дополнительных усилий, что подтверждается вспышками инфекционных заболеваний, особенно в южных регионах республики.
56. Одной из важнейших задач, стоявших перед Правительством в последние годы, было обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. В области доходов бюджета Социального фонда последние пять лет характеризовались тенденцией устойчивого роста бюджетных поступлений. Доходы бюджета Социального фонда за этот период возросли на 1,2% к ВВП, или с 6,4% к ВВП в 2005 г. до 7,2% в 2007 г. Одним из главных источников, обеспечивших рост бюджетных доходов, стали поступления от сбора страховых взносов. Объем сбора страховых взносов увеличился за эти годы на 0,2% с 4,9% к ВВП до 5,1%, несмотря на снижение ставки тарифов страховых взносов с 33% в 2003 г. до 27% в 2007 г. Среднегодовой темп роста сбора страховых взносов в этот период составил 15,4% при среднегодовом номинальном росте ВВП на 13,2%. Это позволило упрочить позиции Социального фонда и своевременно исполнять все обязательства по выплате пенсий. Благодаря улучшению администрирования и росту сборов страховых взносов удалось добиться ежегодного повышения базовой части пенсий и дифференцированного увеличения страховых частей пенсий. Тем не менее, низкий размер пенсий продолжает оставаться серьезной проблемой, которую предстоит решать в рамках настоящей Стратегии.
57. Одной из серьезнейших проблем, стоящих перед страной, является вопрос поддержки детей. По различным оценкам, в настоящее время в республике насчитывается свыше 10 тысяч безнадзорных детей, более 23 тысяч работающих детей и 20 тысяч детей, не посещающих школу. Проблеме поддержки детей необходимо уделять больше внимания, поскольку игнорирование этой проблемы может привести к «декапитализации» человеческого потенциала страны.
———————————————————————————————————————————————————