4.1.4. Вызовы и угрозы производственно-технологической безопасности
100. В Кыргызстане существуют значительные разрывы между потребностями развития экономики и ее технологической поддержкой за счет собственных возможностей. Экономика Кыргызстана во всех ключевых отраслях находится в технологической зависимости от других стран. В сельском хозяйстве страны использует элитный семенной материал, племенной скот, агротехнологии, оборудование, разработанные и произведенные в других странах. Страна частично утратила достижения предшествующих поколений по выращиванию собственного высокопродуктивного племенного скота, районированных элитных семян по основным земледельческим культурам. Текущее состояние научно-технического потенциала не позволяет добиваться определяющих успехов при их воспроизводстве и совершенствовании. В другой важнейшей для страны отрасли — энергетике все технологическое оборудование ввозится из-за рубежа. Отсутствие собственных инноваций, устойчивая технологическая зависимость Кыргызстана приводит не только к снижению конкурентоспособности экономики, но и ставит барьер для достижения более высоких показателей социально-экономического развития.
101. Существующий уровень развития науки и научные достижения Кыргызстана не обеспечивают в достаточной мере потребности социально-экономического развития Кыргызстана. За годы независимости страна частично утеряла накопленный за прошлые годы научный потенциал. Не смотря на небольшой количественный рост числа работников, занятых в научных исследованиях и разработках, результаты научных исследований не имеют достаточно высокой научной ценности, не соответствуют лучшим мировым достижениям, не находят должного практического применения в экономике страны. Кадровый состав научных кадров медленно обновляется молодыми учеными, что приводит к потере преемственности. Средний возраст работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2006 г., составил 46,6 лет, в том числе кандидаты наук — 50,5 лет, доктора наук — 58,1 лет. В настоящее время общество не оценивает науку как важнейший фактор экономического развития, саму научную деятельность как престижную, достойную высокой материальной поддержки. Соответственно не создана система стимулов для поощрения научно-исследовательской работы.