142. С учетом внешних и внутренних предпосылок и тенденций развития мировой экономики в среднесрочном периоде прогнозируется реальный рост ВВП на 5,6% в среднем за год. Кроме внешнего влияния важнейшими предпосылками устойчивого развития экономики станут социально-политическая стабильность, благоприятный инвестиционный климат, снижение долгового бремени, гибкая регуляторная политика в сфере предпринимательства и фискальная реформа, повышение кадрового потенциала через подготовку квалифицированных специалистов в вузах и профессионально-технических учреждениях КР.
143. Следствием роста экономики станет ежегодное увеличение среднемесячной заработной платы (на 4,6%), что приведет к росту денежных доходов населения (на 4,5%) и росту ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет в 2011 г.
144. Экономическая политика будет направлена на развитие реального сектора, привлечение в экономику страны внутренних и внешних инвестиций, содействие эффективному функционированию рынков труда, капитала, земли и природных ресурсов.
Таблица 5.2.1. Темпы роста основных макроэкономических показателей в 2009-2011 гг. (в % к предыдущему году)
|
2005-2008
суммарно (2004=10%)
|
2009
ожид.
|
2010
прогноз
|
2011
прогноз
|
2009-2011
суммарно (2008=100%)
|
Темпы реального роста ВВП
|
120,1
|
104,7
|
105,8
|
106,5
|
118,0
|
Темпы инфляции
|
112,5*
|
112-115
|
110
|
менее 110
|
110,3-111,3*
|
Темпы роста численности занятых
|
102,6**
|
100,6
|
101,1
|
101,0
|
100,9*
|
Темпы роста производительности труда
|
101,6**
|
104,1
|
104,7
|
105,5
|
104,8*
|
Темпы реального роста среднемесячной заработной платы
|
146,0
|
106,1
|
106,4
|
106,5
|
120,2
|
Темпы роста денежных доходов населения
|
109,8*
|
102,9
|
105,1
|
105,5
|
104,5*
|
Продолжительность жизни, лет
|
67,8**
|
68,7
|
69,1
|
70,0
|
69,3*
|
* среднегодовой показатель, в 2011 году для расчета показателя «темп инфляции» взят рост инфляции 9%.
** средний показатель за 2005-2007 годы.
145. Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики продолжат проведение сбалансированной денежно-кредитной политики с целью достижения и поддержания стабильности общего уровня цен.
146. Динамику инфляции будут предопределять сохраняющиеся риски воздействия внешних шоков на макроэкономическую ситуацию в республике и такие факторы, как внутренний и внешний совокупный спрос, изменения во внешней конъюнктуре, а также бюджетно-налоговая и тарифная политика. Предполагается, что проведение согласованной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, инвестиционной, антимонопольной и социальной политики позволит замедлить темпы роста инфляции с 20%, сложившихся в 2008 г., до уровня однозначных параметров к 2011 г.
147. Пик роста потребительских цен пришелся на 2008 год вследствие заметного подорожания основных продовольственных товаров на мировом рынке. На внутреннем рынке потребительские цены формировались в условиях продолжающегося интенсивного повышения потребительского спроса и в результате роста доходов населения, а также роста тарифов на электрическую, тепловую энергию и транспортные услуги.
148. В среднесрочный период сохранится высокий уровень цен на энергоресурсы и продовольственные товары. Влияние немонетарных факторов будет преобладать и соответствовать уровню, наблюдавшемуся с 2006 г. в среднем более 70%. В то же время доля монетарных факторов будет составлять менее 15%, а инфляционных ожиданий населения — порядка 15%.
149. В среднесрочной перспективе для сдерживания инфляции будут предприниматься:
(i) меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли;
(ii) меры по поддержанию эффективности, безопасности и надежности банковской системы с целью стимулирования роста сбережений населения;
(iii) меры по обеспечению экономики ликвидностью в объеме, соответствующем спросу на деньги.
150. В среднесрочной перспективе сохранится политика плавающего обменного курса. Валютные интервенции будут осуществляться в объемах, необходимых для сглаживания резких колебаний обменного курса. При этом международные резервы планируется поддерживать на уровне не менее трех месяцев импорта товаров и услуг.
151. В реальном секторе экономики среднегодовой рост реального ВВП на уровне 5,6% будет обеспечиваться за счет устойчивого роста во всех секторах.
Таблица 5.2.2. Структура производства и темпы роста реального ВВП, 2009-2011 гг.
|
2008г.
ожид.
|
2009г.
прогноз
|
2010г.
прогноз
|
2011г.
прогноз
|
2009-2011гг.
в среднем
за год
|
ВВП в текущих ценах (млрд. сомов)
|
180,9
|
218,9
|
259,3
|
304,3
|
260,9
|
ВВП по видам экономической деятельности (%)
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100
|
Сельское хозяйство
|
26,9
|
26,2
|
25,8
|
25,4
|
25,8
|
Промышленность
|
13,9
|
14,1
|
14,1
|
13,1
|
13,8
|
Строительство
|
3,3
|
3,5
|
3,7
|
3,9
|
3,7
|
Услуги
|
42,2
|
42,5
|
42,7
|
43,8
|
43,0
|
Косвенные налоги
|
13,7
|
13,7
|
13,7
|
13,8
|
13,7
|
Темпы реального роста ВВП (%)
|
7,7
|
7,4
|
8,3
|
8,1
|
7,9
|
ВВП без учета «Кумтора»
|
5,6
|
7,1
|
7,9
|
8,6
|
7,9
|
Сельское хозяйство
|
2,0
|
2,6
|
3,1
|
3,5
|
3,1
|
Промышленность
|
15,9
|
11,1
|
14,7
|
5,4
|
10,4
|
Промышленность без
учета «Кумтора»
|
1,8
|
9,9
|
13,2
|
8,0
|
10,4
|
Строительство
|
10,5
|
11,2
|
11,6
|
13,0
|
11,9
|
Услуги
|
8,4
|
8,9
|
9,1
|
11,1
|
9,7
|
152. В структуре использования ВВП доля валовых инвестиций возрастет с 29,7% в 2008 г. до 36,2% к ВВП в 2011 г. за счет стимулирования притока частных внутренних и иностранных инвестиций.
153. Среднесрочная инвестиционная политика предусматривает в среднем ежегодный рост валовых инвестиций на уровне 14,1%. Рост инвестиций будет обеспечен за счет увеличения частных инвестиций в результате: (i) устранения всех административных барьеров; (ii) создания благоприятного таможенного и налогового режимов; (iii) реального укрепления доверия и повышения устойчивости финансовой системы, включая банковский сектор и рынок страхования, что повысит эффективность механизма защиты инвесторов от возможных рисков, и станет источником долгосрочных инвестиций. Доля государственных инвестиций в 2009-2011 гг. прогнозируется в среднем на уровне 4,1% в год.
154. Немаловажным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность страны, будет устойчивость внешнего долга. В контексте бюджетной политики долговая устойчивость предполагает такой объем накопленного внешнего долга и размеры регулярных расходов на его обслуживание, платежи по которым будут производиться без ущерба для других статей бюджета и развития экономики в целом. В целях уменьшения бремени внешнего долга, потенциально угрожающего обеспечению устойчивого роста экономики, Правительство рассмотрит все возможности его дальнейшей реструктуризации.
155. В среднесрочной перспективе будет продолжена политика жесткого управления государственным долгом, хотя в настоящее время этот фактор представляет уже меньшую опасность для макроэкономической стабильности. В 2009-2011 гг. привлечение иностранных финансовых кредитных ресурсов по-прежнему будет жестко регламентировано целесообразностью, льготностью и максимизацией их потенциального влияния на развитие экономики страны.
156. Прогнозируется снижение удельного веса потребления в ВВП с 106,4% в 2008 г. до 99,5% в 2011 г., вследствие тенденции перехода экономики из потребительской в формат инвестиционной. Рост частного потребления в 2009-2011 гг. в среднем на 3,7% в год будет обеспечен ростом денежных доходов населения, что связано с прогнозируемым ростом реальной заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности. Учитывая реформы, направленные на оптимизацию государственного управления, удельный вес государственного потребления снизится с 16% в 2008 г. до 13,9% в 2011 г., его темп роста будет сдерживаться в среднем на уровне 1,4% в год.
157. В среднесрочном периоде прогнозируется неоднозначная тенденция роста экспорта и импорта товаров и услуг. При этом показатель чистого экспорта в 2011 г. улучшится на 0,4 процентных пункта по сравнению с 2008 г. и составит 35,7% ВВП. Среднегодовой рост экспорта составит 4,3% и будет в основном обеспечен увеличением поставок золота, как за счет роста производства на месторождении «Кумтор», так и введением новых мощностей («Талды-Булак Левобережный» и «Джеруй»). Увеличение объемов импорта (на 5,5% в среднем за год) будет определяться не только ростом импорта энергопродуктов, но и увеличением доли поставок инвестиционных товаров в общем объеме импорта с 13% в 2008 г. до 20% в 2011 г., в рамках обозначенного сценария по переходу экономики в инвестиционный формат.
158. Рост объемов капитальных вложений в экономику страны является обосновывающим фактором перехода экономики страны из потребительского формата в инвестиционный. Планируется, что объем капитальных вложений из всех источников финансирования возрастет в 2009-2011 гг. до 14 млрд. сомов в среднем за год, что в 2,5 раза больше значения этого показателя за 2005-2007 гг. (5,5 млрд. сомов). При этом объем капитальных вложений из бюджета (с учетом софинансирования) в 2009-2011 гг. составит более 6 млрд. сомов (43%) в среднем за год или в 3,8 раза больше, чем значение этого же показателя в 2005-2007 гг.(21).
Таблица 5.2.3. Использование ВВП, 2009-2011 гг. (доля в ВВП, %)
|
2009г.
ожид.
|
2010г.
прогноз
|
2011г.
прогноз
|
2009-2011гг.
в среднем
за год
|
Потребление
|
105,1
|
102,7
|
99,5
|
102,5
|
Государственное
|
15,4
|
14,7
|
13,9
|
14,7
|
темпы реального роста,%
|
1,5
|
1,4
|
1,3
|
1,4
|
Частное
|
89,7
|
88,0
|
85,6
|
87,8
|
темпы реального роста,%
|
3,9
|
3,5
|
3,6
|
3,7
|
Валовые инвестиции
|
30,8
|
33,3
|
36,2
|
33,4
|
темпы реального роста,%
|
9,1
|
15,8
|
17,5
|
14,1
|
Государственные инвестиции
|
4,1
|
4,3
|
4,1
|
4,1
|
Частные инвестиции
|
26,7
|
29,0
|
32,1
|
29,3
|
Экспорт (товары и услуги)
|
52,4
|
52,1
|
51,5
|
52,0
|
темпы реального роста,%
|
-3,8
|
9,1
|
7,7
|
4,3
|
Импорт (товары и услуги)
|
88,3
|
88,1
|
87,3
|
87,9
|
темпы реального роста,%
|
-1,2
|
9,6
|
8,2
|
5.5
|
Чистый экспорт
|
-36,0
|
-36,0
|
-35,7
|
-35,9
|
159. Среднесрочная бюджетная политика будет направлена на опережающий рост доходной части бюджета по сравнению с расходной частью, что приведет к заметному снижению дефицита бюджета (включая ПГИ) с 2,0% к ВВП в 2008 г. до 0,6% к ВВП в 2011 г.
160. Сохранение стабильной макроэкономической ситуации, улучшение налогового и таможенного администрирования, увеличение налогооблагаемой базы будут способствовать обеспечению устойчивых и стабильных доходов бюджета. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений также окажет положительное воздействие на доходы местных бюджетов.
161. Удельный вес доходов бюджета снизится с 25,8% к ВВП в 2009 г. до 24,1% к ВВП в 2011 г. при их номинальном увеличении. Среднегодовой номинальный темп роста доходов составит 8,2%. Повышение бюджетных доходов в среднесрочной перспективе произойдет главным образом за счет роста налоговых поступлений. Объем налоговых доходов увеличится с 19,8% к ВВП в 2009 г. до 20,1% в 2011 г.
162. Политика государственных расходов будет сфокусирована на программах и проектах развития, определяемых настоящей Стратегией. В соответствии с приоритетами настоящей Стратегии Программа государственных инвестиций (ПГИ) будет также нацелена на поддержку важнейших элементов производственной, в том числе сельскохозяйственной и социальной инфраструктур.
163. Несмотря на уменьшение доли расходов государственного бюджета с 27,7% ВВП в 2009 г. до 24,8% в 2011 г., номинальный рост расходов бюджета в среднем ежегодно составит 6,8%. При этом текущие расходы на социальный сектор будут ежегодно в среднем увеличиваться с номинальным темпом не менее 12%. Расходы бюджета развития (включая ПГИ), будут расти с 11,3 млрд. сомов в 2009 г. до 14,7 млрд. сомов в 2011 г. или на 30,8%.
————————————————————————————————————————————————————-