5.5. Развитие финансового сектора

189.     Финансовая система в Кыргызской Республике в преобладающей степени представлена банковским сектором. По состоянию на конец 2007 г., на территории Кыргызской Республики действовало 22 коммерческих банка (на 31 декабря 2005 г. — 19 коммерческих банков). За два года суммарные активы банковской системы увеличились почти в 2 раза, составив на конец 2007 г. 42,1 млрд. сомов. Общий объем остатков по депозитам предприятий, населения и органов власти в коммерческих банках за два года увеличился на 75,4% и на конец 2007 г. составил 22,8 млрд. сомов. Объем кредитов клиентам (остатков ссудной задолженности) по состоянию на конец 2007 г. составил 20,8 млрд. сомов, увеличившись за 2 года более чем в 2,7 раза (на конец 2005 г. — 7,5 млрд. сомов). Суммарный капитал банковской системы также продолжал расти, и к концу 2007 г. он составил 9,0 млрд. сомов, увеличившись за последние 2 года более чем в 2,5 раза. При этом доходность активов банковской системы, в годовом исчислении, по состоянию на конец 2007 г., составила 4,3%, а доходность на вложенный капитал — 26,4% (для сравнения, по итогам 2005 г., соответственно, 2,3% и 17,6%).
 
190.     Сравнительно развитым по сравнению с другими странами Содружества независимых государств является также сектор небанковских финансовых учреждений и микрокредитования, финансирующий в основном сельское хозяйство и мелкий бизнес, объем кредитных ресурсов которого на конец 2007 г. составил около 23% от банковских кредитов. Рынки ценных бумаг и страховой сектор находятся в начальной стадии становления.
 
191.     Несмотря на значительные темпы роста банковского сектора в последние 3 года, можно отметить относительно низкий уровень финансового посредничества в Кыргызской Республике. Высоким остается разрыв между кредитными и депозитными ставками. Другими недостатками, присущими банковской системе, продолжают оставаться отсутствие достаточно эффективных возможностей хеджирования рисков, низкий уровень привлекаемых от населения ресурсов.
 
192.     С точки зрения экономического развития, важную роль играет уточнение основной задачи, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, которая заключается в поддержании покупательской способности национальной валюты, обеспечении эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики. Основными приоритетами развития банковской системы Кыргызской Республики в 2009-2011 гг. станет рост объемов и доступности кредитования путем создания условий для опережающего роста уровня финансового посредничества, устойчивости и надежности банков и финансово-кредитных учреждений. Также в рамках настоящей Стратегии, имеющей приоритетный статус по отношению к государственным программам, предполагается создание Специализированного фонда рефинансирования банков Кыргызской Республики при Национальном банке Кыргызской Республики. Планируется, что за счет увеличения капитальной базы банков, расширения объемов привлечений в виде депозитов и долгосрочного банковского финансирования соотношение активов к ВВП в 2011 г. достигнет уровня 32%. Получение кредитного рейтинга страной увеличит возможности предприятий Кыргызстана заимствовать на мировых рынках.
 
193.     В целях укрепления доверия населения к банковской системе и достижения планируемого роста уровня депозитной базы и кредитных ресурсов коммерческими банками и НБКР при технической помощи доноров будут совершенствоваться и внедряться современные системы по управлению рисками, соблюдению критериев надлежащего (адекватного) капитала и соответствия качества кредитов. Значительным фактором повышения доверия к банковскому сектору является наличие системы защиты депозитов, внедрение которой будет гарантировать вкладчикам (физическим лицам) возврат определенной суммы денежных средств при банкротстве банка. После принятия Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» приоритетным направлением дальнейшего развития законодательства в области регулирования банковской деятельности остается реализация мероприятий, связанных с внедрением в Кыргызской Республике системы защиты депозитов.
 
194.     Внедрение исламских принципов банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике, наряду с традиционным банковским делом, рассматривается как мера, способствующая совершенствованию экономических правоотношений и развитию конкурирующих систем финансирования, и осуществляется в качестве пилотного проекта. В свете реализации государственной политики по развитию конкурирующих систем финансирования, а также в целях расширения спектра банковских услуг и доступа населения к исламским банковским продуктам, Национальный банк продолжит работу по созданию условий для развития исламского банковского дела в Кыргызской Республике в соответствии с Планом мероприятий на 2008-2010 гг. по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики «О внедрении индустрии исламских финансовых услуг в Кыргызской Республике».
 
195.     Повышению эффективности банковской системы и росту объемов кредитования экономики будет способствовать и продолжение планомерного процесса укрупнения и консолидации коммерческих банков через повышение требований к величине минимального капитала коммерческих банков, а также создание условий, поощряющих процессы слияния, объединения, поглощения, ведущих к укрупнению банковского рынка. Регулирование процесса внешних привлечений будет осуществляться исключительно в рамках диверсификации странового риска. В целях развития здоровой конкуренции на банковском рынке предполагается снижение участия государства в капитале коммерческих банков. В этой связи в 2006 г. КСФК преобразована в «Айыл Банк», этот банк в перспективе должен стать главным источником инвестиций в сельском хозяйстве.
 
196.     Особое внимание будет уделяться проведению мероприятий, направленных на реализацию принятого в 2006 г. Жогорку Кенешем Кыргызской Республики Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем», в том числе созданию соответствующих специализиро-
ванных структур и их институциональному усилению с участием стран-доноров».
 
197.     Для снижения стоимости кредитных ресурсов и упрощения процедур кредитования будут устранены противоречия отдельных законов с Законом Кыргызской Республики «О залоге» и его практической реализации в части внесудебного изъятия залогового имущества банками, а также существенно ослаблены законодательные ограничения на механизмы и сроки использования и реализации сельскохозяйственной земли, взятой в залог банками под обеспечение ссуд крестьянским (фермерским) хозяйствам, что является необходимым условием расширения банковского кредитования сельского хозяйства и активизации земельного рынка. Для снижения кредитных рисков будут осуществлены мероприятия по расширению системы кредитных бюро.
 
198.     Будут созданы условия и механизмы по внедрению и расширению системы жилищного кредитования, которое необходимо для активизации строительства, формирования надежных источников его финансирования и превращения его в движущую силу экономического развития. В качестве первого этапа будет разработана и принята ипотечная стратегия. На основании данной Стратегии будут внесены соответствующие изменения в законодательство Кыргызской Республики, созданы и усилены институты, ответственные за регулирование ипотечных отношений.
 
199.     Для повышения охвата финансовыми услугами населения в отдаленных регионах страны, создания инфраструктуры микрофинансового рынка и новых рабочих мест будет продолжена реализация Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2007-2010 гг. Результатом реализации этой Стратегии станет увеличение числа заемщиков сектора микрофинансирования в два раза (220 тыс. человек) путем соответствующего роста микрокредитных ассоциаций на уровне сельских сообществ. Объем кредитного портфеля микрофинансовых институтов также возрастет в 2 раза и составит 6-7 млрд. сомов путем поощрения притока ресурсов в специализированные небанковские и микрокредитные институты. В целях поддержания микрокредитования и лизинга для сельских сообществ Национальный банк продолжит владение долей собственности в Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов в Кыргызской Республике и проведет мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности данной компании и развитие кредитных союзов.
 
200.     Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых и удобных для населения и хозяйствующих субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. Предусматривается развитие инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием банковских инновационных услуг и технологий, а также платежных карт по всей территории республики для перевода оплаты регулярных и бюджетных платежей, заработной платы бюджетных работников через счета в коммерческих банках. Расширение системы финансовых услуг через отделения почтовой системы в сельских районах и малых городах потребует реструктуризации почтовой системы, что в свою очередь будет возможно только при условии активной поддержки со стороны доноров.
 
201.     С 2005 г. по 2007 год на фондовом рынке Кыргызской Республики отмечено повышение активности. В 2007 г., по сравнению с 2005 г., в торговых системах организаторов торговли на рынке ценных бумаг количество сделок увеличилось более чем в 1,6 раза (7171 сделок), а общий объем торгов с ценными бумагами превысил 3,6 раза 5743,2 млн. сомов. Если в 2005 г. объемы эмиссий составили 34,7 млрд. сомов, то только за I полугодие 2008 г. — 41,3 млрд. сомов.
 
202.     В среднесрочной перспективе в Кыргызстане будут внедрены новые финансовые инструменты, позволяющие в максимальной степени капитализировать свободные активы страны для инвестирования в отечественную экономику, обеспечив при этом рост инвестиционного портфеля в соответствии с утвержденными нормами. Для осуществления указанных задач необходимо ускорить принятие следующих законопроектов: «Об ипотечных ценных бумагах», «О жилищных сертификатах». Кроме этого, в целях создания благоприятных инвестиционных условий и экономической безопасности для инвесторов в сфере финансовых услуг необходимо принятие нового Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг». Также будут переведены все государственные ценные бумаги Министерства финансов Кыргызской Республики на лицензируемую торговую площадку фондового рынка.
 
203.     В Кыргызстане на сегодняшний день отсутствует главный институт учетной системы фондового рынка — Центральный депозитарий, который обеспечивал бы единую систему хранения, учета прав и движения как государственных, так и корпоративных ценных бумаг. Приоритетными в этом направлении, наряду с повышением прозрачности и эффективности деятельности, будут мероприятия по дальнейшему укреплению институциональной базы рынка ценных бумаг, в частности, создание единого центрального депозитария и принятие в 2008-2009 гг. законов «О Центральном депозитарии» и «Об уполномоченном органе по финансовому регулированию и надзору» для усиления надзора в небанковском финансовом секторе и защиты законных интересов инвесторов.
 
204.     Предстоит аккумулировать инвестиции на фондовом рынке через внедрение обязательного обращения на нем акций крупнейших предприятий. При этом важно перевести все без исключения государственные предприятия в форму акционерных обществ. Продажу госпакетов акций крупнейших предприятий необходимо осуществлять через лицензированных организаторов торговли на рынке ценных бумаг посредством публичного предложения. Требуется разработка законодательных и практических механизмов страхования инвестиций, которые позволили бы защитить имущественные интересы субъектов инвестиционной деятельности от всевозможных рисков.
 
205.     Требуется выпуск долгосрочных облигаций под крупные национальные инвестиционные проекты, такие как Камбар-Ата-1 и -2, автомагистрали международного значения. Для этих целей Министерству финансов Кыргызской Республики нужно разработать соответствующие изменения в законодательстве, регулирующие бюджетные отношения.
 
206.     В связи с проведением пенсионной реформы необходимо принять решительные меры по развитию негосударственных пенсионных фондов. В частности, принять в 2008-2009 гг. Закон Кыргызской Республики «О накопительных негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике», внедрить систему лицензирования компаний по управлению пенсионными активами, разработать проекты нормативных правовых актов, регулирующих и детализирующих правоотношения между НПФ, компанией, управляющей пенсионными активами НПФ, и гражданами (вкладчиками и получателями).
 
207.     Сектор страхования в Кыргызской Республике в настоящее время представлен 17 частными компаниями с объемом оборота в 2007 г. в 0,14% от ВВП. В течение 2007-2008 гг. было принято 4 закона по обязательным видам страхования («Об обязательном страховании гражданской ответственности нанимателя (работодателя) за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», «Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты»). В среднесрочной перспективе активизация страхового рынка возможна только при введении обязательных форм страхования.
 
208.     На 2009 г. планируется осуществление подготовительных шагов: разработка концепции, принятие законодательных актов, создание и подготовка регулирующих нормативно-правовых документов и соответствующих институциональных структур с внедрением в течение 2009-2011 гг. Для дальнейшего развития сектора страхования будут приняты следующие законопроекты: «О страховании гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств», «О гарантийном фонде», «О страховании профессиональной ответственности туроператоров и туристических агентов», «Об обязательном страховании туристов», «О страховании профессиональной ответственности аудиторов».
 
209.     Последний финансовый кризис показал, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков. В этой связи, будет продолжена работа по принятию законов Кыргызской Республики «О Национальной службе по регулированию и надзору за финансовым рынком», «О рынке ценных бумаг» для повышения эффективности мер регуляторной и надзорной политики в небанковском финансовом секторе и защиты законных интересов инвесторов. Будут осуществлены меры по повышению потенциала уполномоченного органа по надзору и регулированию финансового рынка Кыргызской Республики в целях обеспечения эффективного надзора в небанковском финансовом секторе.