5.6. Фискальная реформа

210.     Реформирование налоговой системы Кыргызстана будет основываться на решении трех задач: обеспечении стабильности и предсказуемости налоговой политики, последовательном и просчитанном снижении налогового бремени и упрощении и дебюрократизации налоговой системы, основанных на презумпции добросовестности и невиновности налогоплательщика. Для этого в 2008 г. принята новая редакция Налогового кодекса, который станет единым кодифицированным документом, охватывающим все виды налогов и налоговых действий, интегрируя все налоговое поле страны.
 
211.     Предпосылками для разработки новой редакции Налогового кодекса стали:
(i) необходимость в упрощении налогообложения, чтобы методы налогового администрирования были прозрачными и понятными для налогоплательщика;
(ii) обеспечение стабильности и предсказуемости, проводимой единой налоговой политики;
(iii) использование более низких налоговых ставок и широкой налоговой базы;
(iv) выравнивание налогового бремени между различными типами налогоплательщиков;
(v) сокращение использования налоговых льгот и освобождений;
(vi) создание одинаковых условий налогообложения для отечественных и иностранных предприятий и физических лиц;
(vii) поощрение добросовестных налогоплательщиков;
(viii) модернизация и автоматизация системы налогового администрирования.
 
212.     В рамках нового Налогового кодекса предусмотрены следующие меры:
(i) снижение общего количества налогов и сборов с 16 до 8;
(ii) снижение и закрепление уже установленных на низком уровне ставок основных налогов, НДС — 12% вместо 20%, налога на прибыль — 10%, подоходного налога — 10%, ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения в пределах 4-6% вместо 5-10%;
(iii) ликвидация каскадных нерыночных налогов: налога за пользование автомобильными дорогами с юридических лиц и отчислений на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
(iv) создание механизмов для реального введения налога на недвижимое имущество в целях обложения обеспеченных слоев населения;
(v) повышение социальной ориентированности через социальные налоговые вычеты физического лица расходов на образование, отчислений в негосударственный социальный фонд;
(vi) введение всеобщего декларирования доходов и имущества;
(vii) либерализация налогового администрирования по отношению к добросовестному налогоплательщику и ужесточение по отношению к налогоплательщикам, уклоняющимся от налогообложения;
(viii) создание основы для перехода от системы сплошных ежегодных проверок к проверкам налогоплательщиков, деятельность которых имеет признаки уклонения от налогообложения на основе методов анализа по оценке рисков неуплаты налогов;
(ix) установление ограничения на количество проводимых рейдовых проверок;
(x) введение механизмов партнерства государства и бизнеса по установлению ставок.
 
213.     С введением Налогового кодекса реформа фискального сектора не завершается, необходимо рассмотреть следующие предложения:
(i) интеграция налога с продаж и налога на добавленную стоимость в единый налог;
(ii) реализация налоговой амнистии, исключающей требования по уголовному преследованию сокрытия налогов и устанавливающей низкие ставки на декларируемые имущества и доходы;
(iii) увеличение роли акцизных налогов как инструмента регулирования частного потребления;
(iv) усиление инвестиционных стимулов, в частности посредством предоставления льгот по финансовому лизингу и за счет упразднения всех таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для производства;
(v) упрощение механизмов осуществления текущих налоговых платежей.
 
214.    Необходимо продолжать реформирование системы налогового администрирования, направленной на достижение сбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов, снижение коррупции в налоговых и таможенных органах и повышение эффективности деятельности этих органов. В частности, требуются значительные усилия по таким направлениям, как:
(i) усовершенствование механизма применения контрольно-кассовых аппаратов;
(ii) реализация принятых решений по единому окну регистрации налогоплательщиков;
(iii) создание эффективной системы налоговых проверок на основе механизмов управления рисками;
(iv) внедрение новых механизмов налогового администрирования, таких как использование аудиторских отчетов независимых аудиторов для подтверждения налоговых обязательств;
(v) разработка стандартов и программы работ с налогоплательщиками, направленных на удовлетворение потребностей налогоплательщиков в целях улучшения сервиса и профилактической направленности;
(vi) повышение этики налоговых инспекторов через разработку кодекса этики государственных налоговых инспекторов и внедрение его принципов в повседневную практику работы Государственного комитета по налогам и сборам.
 
215.     Развитие информационных технологий позволит Налоговой службе реализовать задачу демократизации управления, обеспечит оперативность, предсказуемость и открытость принимаемых решений. В рамках проекта по модернизации налоговой службы будут предусмотрены:
(i) создание единого информационного центра налоговой службы;
(ii) создание единой высокоскоростной компьютерной сети налоговой службы;
(iii) максимальное предоставление налогоплательщику информации о состоянии его обязательств по налоговым платежам;
(iv) электронное предоставление деклараций, отчетов и т.д.;
(v) максимальное исключение прямых контактов налогоплательщиков с представителями налоговой службы.
 
216.     В рамках реорганизации деятельности Налоговой службы намечены:
(i) пересмотр структуры и функций Налоговой службы Кыргызской Республики и ее территориальных подразделений;
(ii) внедрение современных информационных технологий;
(iii) изменение механизмов организационно-методической работы для создания комплексной системы администрирования;
(iv) исключение условий для коррупционных проявлений в фискальных органах за счет сокращения их контактов с налогоплательщиками через внедрение механизма «одного окна» при регистрации субъектов и сдаче налоговых отчетов;
(v) возможность сдачи налоговых отчетов по электронным каналам связи;
(vi) сокращение количества налоговых проверок на основе оценки риска неуплаты хозяйствующими субъектами налогов;
(vii) оптимизация работы с крупными налогоплательщиками.
 
217.     Основными задачами по совершенствованию таможенного администрирования будет создание максимально благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики и значительного притока инвестиций в экономику страны.
 
218.     Меры, которые позволят повысить эффективность и прозрачность администрирования таможенных сборов, предполагают:
(i) пересмотр в сторону упрощения процедур таможенных проверок на границе;
(ii) автоматизацию прохождения таможенного оформления и контроля, других процессов обмена информацией, ее сбора и анализа, а также для возможности электронного заполнения импортных и экспортных деклараций;
(iii) повышение потенциала и квалификации сотрудников таможенной службы на регулярной основе и изменение системы подготовки кадров и стимулирование развития института таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, таможенных складов с жестким контролем нарушения свободной конкуренции в этой сфере;
(iv) обеспечение прозрачности деятельности таможенной службы через предоставление доступа заинтересованных лиц к информации, развития партнерского сотрудничества таможни и бизнес-сообщества на основе Консультативного совета, а также обеспечение беспрепятственного и быстрого обмена информацией с другими органами управления Кыргызской Республики (в этих же целях необходимо заключение оглашений об информационном обмене с таможенными службами стран — основных торговых партнеров Кыргызской Республики).
 
219.     Для упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления будут также приняты следующие меры:
(i) оптимизация и сокращение существующих административных процедур в сфере экспорта и импорта путем сокращения количества необходимых документов и устранения излишних административных барьеров при выдаче экспортно-импортных разрешений;
(ii) разработка и внедрение механизма принятия предварительного уведомления;
(iii) внедрение принципа «одного окна» для организации совместного контроля со стороны ведомств, ответственных за транспортный, радиационный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль и иные виды контроля, чтобы он проводился в одном месте;
(iv) исчисление таможенных пошлин в строгом соответствии с требованиями Соглашения ВТО о таможенной оценке.
 
220.     Планируется постепенно отказаться от взимания платных услуг административными ведомствами, которые к 2009-2010 гг. будут полностью финансироваться из государственного бюджета.
 
221.     Для придания реальных стимулов в повышении собираемости налогов и других поступлений важным условием повышения эффективности межбюджетных отношений станет четкое разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы. Необходимость определения доходного потенциала каждого органа местного самоуправления потребует определения новых нормативов отчислений от общегосударственных налогов, закрепления собственных источников доходов за органами МСУ в увязке с политикой государственных расходов и проводимыми в настоящее время налоговыми преобразованиями.
 
222.     Правительство уделяет особое внимание вопросам легализации неформального сектора экономики, который достигает 50% ВВП (исследования ПРООН). Теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу и ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора. Теневая экономика создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий и искажает официальную статистику, что приводит к принятию неэффективных решений в области политики.
 
223.     Правительство продолжит работу по легализации теневой экономики с целью реального сокращения теневой экономики, создания благоприятной среды для установления честных и прозрачных отношений бизнеса с государством, формирования правового поля для легализации теневой экономики. Будет принята новая Программа по легализации теневой экономики в Кыргызской Республике и План мероприятий по ее реализации.
 
224.     Программа будет нацелена на решение следующих задач:
(i) легализация капитала и имущества;
(ii) оптимизация фискальной политики;
(iii) легализация «серой» заработной платы;
(iv) повышение ответственности хозяйствующих субъектов за осуществление теневой деятельности;
(v) проведение информационной разъяснительной кампании по формированию нетерпимого восприятия теневой деятельности в обществе (при этом особое внимание будет уделено мерам, направленным на легализацию отдельных ее секторов, таких как отрасли горюче-смазочных материалов, мобильной связи, производства алкогольной продукции и минеральных вод, сферы услуг СТО, туризма и др.).
 
225.     Основными задачами государственной антимонопольной политики являются:
(i) выявление и пресечение фактов злоупотребления хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных и финансовых рынках;
(ii) создание конкурентной среды во всех отраслях экономики;
(iii) предотвращение антиконкурентных действий органов государственной власти;
(iv) приведение действующего антимонопольного законодательства в соответствие с международными стандартами конкурентного права;
(v) создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий;
(vi) обеспечение равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных и разрешенных монополий;
(vii) осуществление государственной политики по защите прав потребителей и рекламы.
В связи с этим будут пересмотрены законы о конкуренции, об естественных разрешенных монополиях и другие нормативно-правовые акты.