6.1.4. Строительство

350.     Общая оценка текущей ситуации. На сегодняшний день строительство является одним из базовых секторов экономики Кыргызской Республики, который создает необходимые предпосылки для устойчивого роста в других секторах. Основными приоритетными направлениями в строительстве являются объекты жилищного строительства, транспорта и связи, энергетики, инфраструктуры и обрабатывающей промышленности. Общий объем валовой продукции строительства возрос с 10658 млн. сомов в 2005 г. до 20650 млн. сомов в 2007 г., а за первое полугодие 2008 г. данный показатель сложился на уровне 6764 млн. сомов, что говорит о сохранении наметившихся в последние годы тенденций роста объемов капитальных вложений. При этом из общего объема инвестиций на долю жилищного строительства приходится около четверти всех капитальных вложений (24%).
 
351.     В этот период были предприняты значительные усилия по совершенствованию государственного регулирования в секторе строительства в части оптимизации процедур в разрешительной системе при строительстве. В результате проводимой реформы оптимизирован перечень оказываемых услуг и процедур за счет сокращения дублирующих функций, внедрен принцип «Единого окна» при получении согласований и разрешений на строительство объектов. Новый порядок предусматривает 2 этапа: (i) выдача архитектурно-планировочных условий (АПУ) — 20 рабочих дней; (ii) согласование, экспертиза проектной документации и выдача разрешения на строительство — 40 рабочих дней (10 — согласование ПДП, 20 — экспертиза, 10 — разрешение на строительство).
 
352.     Кардинально пересмотрены существующие тарифные ставки на услуги, оказываемые государственными органами при строительстве в сторону понижения. Введены новые правила и срок ввода объектов в эксплуатацию органом, выдавшим разрешение на строительство и осуществляющим надзор за строительством — 10 рабочих дней. Общее количество действующих процедур от согласования АПУ до сдачи объекта в эксплуатацию сократится с 20 действующих процедур в настоящее время до 9, также сократится количество требуемых дней на получение разрешения с 291 до 137.
 
353.     В результате пересмотра сроков и стоимости услуг по проведению экспертизы проектов тарифы сокращены от 20 до 44% по сравнению с прежними расценками, а сроки рассмотрения сокращены на 10 дней.
   
354.     Достижения и проблемы. Жилищное строительство является одной из острейших социальных проблем общества. За годы независимости республики ввод жилья сократился более чем в 4 раза. Так, в 1990 г. было введено в эксплуатацию 24640 благоустроенных квартир, построенных в соответствии с проектами и нормативно-техническими требованиями включая сейсмостойкость, комфортность, безопасность, тогда как за последние годы (2005-2007 гг.) вводится в эксплуатацию от 5500 до 6300 квартир и индивидуальных жилых домов.
 
355.     Во многих населенных пунктах республики в связи с отсутствием генеральных планов, застройка ведется хаотично, без инженерной подготовки территорий. Вследствие этого, жители населенных пунктов зачастую становятся жертвами разрушений техногенных процессов (оползней, обвалов и подтоплений). На сегодняшний день из 1860 населенных пунктов республики, действующие генеральные планы имеют лишь 127, около 500 населенных пункта вовсе не имеют их, а для оставшейся части требуется корректировка имеющихся генеральных планов. Отсутствие разработанной и утвержденной градостроительной документации является сдерживающим фактором в перспективном развитии и застройке населенных пунктов республики.
 
356.     Имеющиеся объемы жилищного фонда не обеспечивают потребности населения в жилье в полной мере, в настоящее время средняя обеспеченность жильем 1 человека составляет менее 12 кв.м. Более 70% семей имеют жилую площадь менее 5 кв.м на человека. Оценочно в республике нуждается в получении жилья около 200 тысяч семей. Свыше 12 тысяч семей подлежат расселению из опасных зон, подверженных прогнозируемым стихийным ситуациям. Существующая ситуация в жилищном строительстве не решит данной проблемы в течение жизни последующих 2-3 поколений.
 
357.     При этом необходимо отметить, что государство перестало быть основным участником в жилищном строительстве. Большая часть вводимых в эксплуатацию квартир и индивидуальных домов строятся силами самих граждан без соблюдения элементарных требований безопасности, сейсмостойкости, комфортности. За счет средств населения строится свыше 97% вводимого жилья. Ежегодно по всем регионам выделяется гражданам до 15000 земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
 
358.     Одним из решений проблем с доступностью жилья является развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования. Однако в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, коммерческие банки не в состоянии удовлетворить спрос со стороны населения в таком виде кредитования ввиду наличия высоких рисков невозврата кредитов и отсутствия достаточного количества ресурсов как финансовой базы для долгосрочного ипотечного кредитования. С другой стороны, сложившиеся в настоящее время условия ипотечного кредитования привели к тому, что ипотека в Кыргызстане не доступна большинству граждан республики. Процентные ставки по ипотечным кредитам в коммерческих банках варьируются от 15% до 23% годовых, в зависимости от условий и сроков кредитования. Максимальный срок ипотечного кредита составляет 10 лет. Однако в большей степени распространены кредиты, выдаваемые на среднесрочный период — до трех лет.
 
359.     На территории Кыргызской Республики вероятны землетрясения интенсивность 8, 9 и более баллов. Поэтому угроза сильных землетрясений на территории Кыргызской Республики считается объективной реальностью, и подготовка к ним является одной из важных государственных задач. Высокая сейсмичность территории предъявляет особые требования к строительной отрасли Кыргызстана. Необходимо проведение долгосрочной и целенаправленной государственной политики с целью повышения уровня сейсмостойкости существующих и вновь строящихся зданий и сооружений. В этих целях, Госстроем Кыргызской Республики разработана Республиканская программа «Сейсмическая безопасность Кыргызской Республики на 2003-2010 гг.», которая была утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики N 737 от 4 ноября 2002 г. Данная программа направлена на проведение комплекса мероприятий по принятию срочных мер по предупреждению и снижению возможного риска и ущербов от последствий землетрясений различной интенсивности, а также подготовки к возможным стихийным бедствиям.
 
360.     Для решения вопросов, связанных с жилищным строительством, была разработана и утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики N 562 от 26 ноября 2007 г. «Национальная программа жилищного строительства Кыргызской Республики на 2008-2010 гг.». В мае 2008 г. распоряжением N 195-р Правительства Кыргызской Республики утвержден План мероприятий по реализации данной программы. В соответствии с этими программными документами на цели жилищного строительства в текущем году предусмотрено выделить 1,2 миллиарда сомов, в том числе: из республиканского бюджета — 600 млн. сомов из местных бюджетов — 600 млн. сомов.
 
361.     В рамках реализации плана мероприятий, в первом полугодии 2008 г. выделено 45 млн. сомов из республиканского бюджета для строительства целевого жилого дома для общества слепых и глухих.
 
362.     Несмотря на то, что в настоящее время уже начата реализация национальной программы жилищного строительства, все же остается ряд проблем, препятствующих увеличению объемов строительства жилья:
(i) недофинансирование бюджетами всех уровней строительства жилья в соответствии с «Национальной программой жилищного строительства Кыргызской Республики на 2008-2010 гг.»;
(ii) отсутствие средств в бюджетах регионов для разработки градостроительной документации (генеральные планы, проекты детальной планировки городов и населенных пунктов);
(iii) дальнейшее обострение проблем, связанных с выделением земельных участков под строительство жилья, особенно в городах Бишкек и Ош;
(iv) отсутствие резервов мощностей и устойчивая деградация инфраструктуры для подключения строящихся объектов к сетям электро- и водоснабжения, канализации, газа, тепла и другим источникам;
(v) рост цен на строительные услуги и транспорт;
(vi) недостаточный учет строящихся и вводимых объектов строительства, что приводит к увеличению «теневой экономики» и, как следствие, к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет.
 
363.     Приоритеты. Главным приоритетом в развитии строительства на период 2009-2011 гг. станет обеспечение доступности жилья для населения посредством создания основы для наращивания объемов строительства жилья.
 
364.     Цель. Комплексное решение проблем устойчивого развития жилищного строительства для формирования рынка жилья, доступного для всех категорий граждан республики.
 
365.     Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
(i) основой развития территорий является разработка градостроительной документации для населенных пунктов республики;
(ii) в области жилищного строительства — обеспечение темпов роста жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
(iii) в области обеспечения доступности жилья — развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств республиканского и местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
(iv) развитие мощностей инфраструктурных инженерных источников для обеспечения содержания и эксплуатации в соответствии с установленными нормативами существующих потребителей и вновь вводимых в эксплуатацию объектов жилья, социальной сферы и др.;
(v) энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к необходимости сокращения энергоемкости путем широкого применения передовых технологий и использования прогрессивных изделий и конструкций;
(vi) в области сейсмостойкого строительства — обеспечение надежности зданий и сооружений за счет использования современных сейсмостойких строительных конструкций и систем защиты;
(vi) проведение комплексной паспортизации зданий и сооружений во всех населенных пунктах Республики, составление по ее данным графиков и последовательности финансирования работ по усилению, и определению источников финансирования таких работ.
 
366.     Перспективы развития на 2009-2011 гг. Политика и меры. Для решения поставленных задач в области развития жилищного строительства:
(i) совершенствование законодательной базы в области жилищного строительства, в том числе внесение изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики: «Об индивидуальном жилищном строительстве»; в Кодекс «Об административной ответственности»; «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»; а также разработать Жилищный кодекс;
(ii) создание эффективных экономических механизмов для привлечения финансовых ресурсов для жилищного строительства, в том числе привлечение частного капитала, кредитов, займов на основе залогов и принципов ипотечного кредитования; упрощение административных процедур согласования новых строительных проектов, получение разрешительной документации;
(iii) создание мощностей по выпуску продукции строительного назначения на основе прогрессивных технологий, включая выпуск строительных материалов и конструкций предназначенных для сейсмостойкого строительства для максимального удовлетворения рынка строительных материалов за счет продукции собственных товаропроизводителей;
(iv) демонополизация рынка строительных материалов (цемент, стекло и др.) за счет строительства новых производств, а также его диверсификация, в частности путем освоения гипсовых и других месторождений республики, создания производства по выпуску гипса и строительной продукции на его основе;
(v) определение персональной ответственности глав областных государственных администраций, районов, мэрий городов Бишкек и Ош за разработку и реализацию региональных программ жилищного строительства, предусматривающих выделение средств на: разработку градостроительной документации; выделение земельных участков под строительство жилья; возможность подключения строящихся объектов к источникам инженерного обеспечения; строительство муниципального жилья для категории граждан, имеющих право на получение жилья;
(vi) разработка проектов и осуществление обучения кадров строительных профессий в условиях рыночных отношений;
(vii) упорядочить процедуру регистрации объектов строительства в местных органах самоуправления для получения их полной и реальной стоимости.
 
367.     Для решения задач в области обеспечения доступности жилья необходимо:
(i) осуществление политики сдерживания цен на составляющие компоненты строительного производства в строительстве;
(ii) совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;
(iii) разработка законодательной базы для создания условий доступности населения к заемным источникам финансирования жилищного строительства;
(iv) повышение платежеспособного спроса населения на жилищное строительство за счет организации долгосрочного ипотечного кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки;
(v) повышение роли регионов в реализации «Национальной программы жилищного строительства Кыргызской Республики на 2008-2010 гг.»;
(vi) обеспечение, начиная с 2010 г., строительства и ввода в эксплуатацию за счет местных бюджетных источников финансирования жилья в объеме не менее 5 квартир ежегодно в областных центрах республики, а также в городах Бишкек и Ош для создания фонда муниципального жилья.
 
368.     В области развития инженерной инфраструктуры необходимо разработать программу по реабилитации и дальнейшему развитию данной инфраструктуры в разрезе каждого населенного пункта. К концу реализации программ минимальная обеспеченность населенных пунктов системами инженерного обеспечения должна составить: (i) в городах Бишкек и Ош, в областных центрах — 90-100%; (ii) в городах, поселках городского типа, районных центрах республики — до 70%; (iii) в сельской местности — не менее 30%.
 
369.     Для решения вопросов энергосбережения необходимо строительство современных энергоэффективных объектов жилья с использованием прогрессивных систем, материалов, технологий, объемно-планировочных решений, нетрадиционных источников энергии, в частности необходимо обеспечить удовлетворение рынка строительных материалов высокоэффективными базальтовыми теплоизоляционными материалами и изделиями на основе собственных сырьевых ресурсов.
 
370.     Программы и проекты. Основной программой, направленной на решение сложившейся ситуации с жилищным строительством и улуч    шение доступности жилья для населения, является Национальная программа жилищного строительства Кыргызской Республики на 2008-2010 гг.
 
371.     Первый этап реализации программы подразумевает организацию работы по реализации Программы, создание нормативной правовой базы, кредитно-финансовых механизмов, системы финансирования строительства жилья, расширение масштабов внутренних и внешних инвестиций, организационных структур, внедрение долгосрочного ипотечного кредитования строительства жилья для социально уязвимых слоев населения. Кроме того, планируется налаживание взаимодействия участников строительства жилья, в том числе механизма взаимодействия государственных и местных органов власти. Определение и привлечение инвесторов в финансировании жилищного строительства на 2009-2010 гг.
 
372.     Также на этом этапе необходимо провести работу по разработке градостроительной документации по населенным пунктам с трансформацией земельных участков под жилищное строительство и инженерно-коммунальные объекты.
 
373.     Второй этап реализации программы включает в себя мероприятия по совершенствованию правовых и кредитно-финансовых механизмов, рост массового жилищного строительства, развитие рынка жилья во всех регионах Кыргызской Республики, внедрение и дальнейшее развитие долгосрочного ипотечного кредитования жилья для широких слоев населения.
 
374.     Основной программой, направленной на решение сложившейся ситуации в сейсмостойком строительстве является Республиканская программа «Сейсмическая безопасность в Кыргызской Республике на 2003-2010 гг.».
 
375.     Кроме того, Госстроем Кыргызской Республики, с привлечением южно-корейской компании, реализуется крупный проект по строительству микрорайона «Джал-Артис», где ведется строительство 1400 квартир, в том числе 400 квартир социального назначения для работников бюджетной сферы. Завершение строительства микрорайона планируется в период 2010-2011 гг.
 
376.     Ресурсы. Общая потребность в финансовых средствах для выполнения задания по вводу в эксплуатацию жилья на период 2009-2011 гг. составляет 43 млрд. сомов капитальных вложений, а стоимость реализации программы по сейсмической безопасности — 74,5 млн. сомов. На разработку градостроительной документации в бюджетах местных администраций необходимо предусмотреть финансирование в размере порядка 70 млн. сомов.
 
377.     Ожидаемые результаты. При государственной поддержке жилищное строительство может повлечь за собой финансовую стабилизацию, создание у населения стимулов к накоплению, сдерживание уровня безработицы. Создание реальной возможности строительства жилья семьями со средним и низким доходами позволит сформировать рынок жилья и рынок труда. Успешная реализация Стратегии также позволит обеспечить улучшение жилищных условий населения страны, доступность приобретения жилья, рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья и обеспечение жильем за счет средств граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Кыргызской Республики. Будет достигнута адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг. Повысится качество коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах. Произойдет совершенствование жилищного законодательства Кыргызской Республики. Будут созданы условия для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.