6.1.5. Развитие туризма

378.     Общая оценка текущей ситуации. Современный туризм — высокодоходный, многоотраслевой комплекс, в потенциале способный обеспечить высокий уровень занятости и благосостояние людей, вовлеченных в сферу туризма. Сейчас туризм — один самых быстро развивающихся сегментов мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации, туризм составляет около 10% от всей мировой экономики, среднегодовые темпы роста достигают порядка 4-5%.
 
379.     В сфере туризма Кыргызская Республика обладает сильными конкурентными преимуществами. В первую очередь, это богатая живая самобытная культура и традиции, история, сохранившаяся экология. Кроме этого, у страны есть основа для формирования материальной базы туризма.
 
380.     Кыргызская Республика богата природными красотами — это реликтовые леса Арсланбапа, горные озера и реки, минеральные источники. В стране множество исторических памятников: археологический музей Сулайман-Тоо, башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, музей Шах-Фазиль, Таш-Рабат, наскальные рисунки урочища Саймалуу-Таш, гумбез Манаса и др. Республика имеет огромный потенциал горного туризма и альпинизма.
 
381.     Самым большим турресурсом Кыргызстана является озеро Иссык-Куль, с уникальным сочетанием горного и морского климата, великолепными пляжами, кристально чистой лечебной водой с минеральными источниками, грязевым и термоминеральным лечением. Иссык-Куль — курортно-оздоровительная зона мирового масштаба.
 
382.     Потенциально, при наличии соответствующих условий, Кыргызская Республика могла бы получать от международного туризма, по самым скромным оценкам, до 400-500 млн. долларов в год, принимая порядка 2 млн. иностранных туристов. В 2007 г. количество туристских прибытий в Кыргызской Республике достигло 1,6 млн. человек — это в 2 раза больше уровня 2006 г.
 
383.     Благодаря предпринимаемым усилиям в период с 2005 по 2007 гг. валовая добавленная стоимость в сфере туризма возросла с 3,5 до 5,6 млрд. сомов, составив 4% ВВП. Экспорт туристских услуг в 2007 г. достиг 341,7 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с 2005 г. в 4,5 раза. Поступление налогов в бюджет от туризма в 2007 г. составило 239,0 млн. сомов, увеличившись по сравнению с 2005 г. на 90%. В 2007 г. объем инвестиций в сферу туризма составил 5,2 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с 2005 г. в 6 раз.
 
384.     В 2008 г. произошел рост по всем показателям туризма: ВДС сектора составила 7,6 млрд. сомов, количество туристстких прибытий составило 2,4 млн. человек, им оказано услуг на 509,2 млн. долл. США.
 
385.     В последние годы в республике активно развивается международный туризм:
(i) проведены презентации по продвижению Кыргызстана как страны туризма в Китае, Японии, Турции, Корее, Азербайджане, Египте, России, Казахстане и Узбекистане;
(ii) проведены информационные пресс-туры для представителей зарубежных и отечественных средств массовой информации. Программа пресс-тура включала в себя посещение природных и культурных объектов, а также достопримечательностей Кыргызстана;
(iii) принято постановление Правительства, вводящее государственную систему классификации гостиниц и других средств размещения в республике, подготовлены документы по созданию туристских информационных центров;
(iv) получено предварительное согласие на отвод земель под строительство отелей, кемпингов и улучшение придорожной инфраструктуры от руководства Нарынской, Таласской, Ошской и Баткенской облгосадминистраций;
(v) на международных рынках активно продвигается брэнд «Кыргызстан — страна туризма», распространяется рекламная продукция о туристических возможностях Кыргызстана. Разрабатываются новые туристские брэнды, например, «Кыргызстан — страна Санта-Клауса». Организовываются информационные туры для широкого круга участников, форумы, тематические фестивали, конкурсы, акции и др.
 
386.     Таким образом, туризм стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Кыргызской Республики. В настоящее время проводится активная работа по развитию туризма в стране. Кыргызстан участвует в крупнейших международных туристских выставках и ярмарках, а также проводит аналогичные мероприятия на территории нашей республики.
 
387.     Проблемы. Вместе с тем развитие туризма в республике сдерживается целым рядом системных, взаимосвязанных проблем.
 
388.     Отрасль туризма, являясь многоотраслевым комплексом, регулируется множеством разделов законодательного права: международного, транспортного, таможенного, земельного, налогового, лицензионного, природоохранного и т.д., в связи с чем необходимо принятие ряда законов и подзаконных актов, направленных на создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма, предпринимательства в данной сфере. Кроме этого, профильный Закон Кыргызской Республики «О туризме» уже не отвечает требованиями сегодняшнего дня.
 
389.     Вклад туризма в социально-экономическое развитие Кыргызской Республики продолжает недооцениваться при прогнозе и планировании расходов республиканского бюджета. По этой причине недофинансированными остаются маркетинг и продвижение национального туристского продукта под брэндом «Кыргызстан — страна туризма». Это обусловливает недостаточную известность в мире Кыргызстана как страны туризма. В 2007 г. на развитие приоритетных направлений туризма в регионах и продвижения туристического продукта Кыргызской Республики из бюджета было выделено всего 7,9 млн. сом.
 
390.     Большая часть объектов материальной базы и инфраструктуры туризма находится в неудовлетворительном состоянии, что сдерживает развитие отрасли. Качество предоставляемых услуг на данных объектах не соответствует требованиям международных стандартов качества, безопасности и охраны окружающей среды. В архитектуре и обустройстве большинства зданий и объектов отсутствуют оригинальность, учет модных тенденций и в то же время местный колорит, то есть те элементы, на которые, помимо комфортабельности и доступности по цене, особое внимание стали обращать современные туристы.
 
391.     Острыми проблемами остаются ограниченный авиационный доступ по многим направлениям, высокие транспортные затраты в цене турпакета для иностранных туристов, плохое состояние автомобильных дорог. Привлекательность авиаперелетов снижается и из-за постоянного роста цен на ГСМ. Все вышеперечисленное справедливо и в отношении бизнес-туристов, что негативно отражается на притоке прямых иностранных инвестиций.
 
392.     В связи с климатическими особенностями Кыргызстана туризм в стране носит больше сезонный характер, особенно это касается курортов Иссык-Куля, сезон которых длится порядка 60-70 дней. Таким образом, инвестиции должны привлекаться в строительство, модернизацию и реконструкцию туристских объектов курортно-рекреационных учреждений, рассчитанных на круглогодичную эксплуатацию.
 
393.     Большой проблемой является недостаточный уровень безопасности при организации туристской деятельности, что также негативно отражается на притоке туристов в страну.
 
394.     Важной проблемой является не полный и не достоверный учет прибывающих зарубежных туристов. Существующая система регистрации прибытий иностранных туристов не отражает полной и объективной картины туристского потока в Кыргызстан и влияния туристских расходов на экономику республики. Кроме этого, практически весь денежный оборот в сфере туризма происходит в наличной форме, что позволяет скрывать фактическую картину взаиморасчетов турагентами и туроператорами и владельцами туристских объектов.
 
395.     Проблемой остается получение туристических виз иностранцами. Не решает данный вопрос возможность у иностранных граждан получать въездные визы в зарубежных посольствах на основании их личных обращений, так как не во всех странах есть дипломатические и консульские учреждения Кыргызской Республики.
 
396.     Определенную озабоченность вызывает потенциальная угроза загрязнения окружающей среды в зонах массового туризма, особенно на Иссык-Куле.
 
397.     Приоритеты. Существующие проблемы в сфере туризма определяют приоритетные направления развития туристической отрасли:
(i) совершенствование нормативно-правовой базы;
(ii) повышение качества туристических услуг до международного уровня;
(iii) привлечение инвестиций в отрасль;
(iv) усиление работы по обеспечению известности Кыргызстана как туристической страны.
 
398.     При этом будут последовательно развиваться все основные курортно-рекреационные, туристские и альпинистские зоны, с тем, чтобы избежать зависимости от одного или двух туристских ресурсов.
 
399.     Особое внимание будет уделяться сохранению экологического аспекта, с тем чтобы не допустить загрязнения окружающей природной среды туристическо-рекреационных зон, в частности, и страны в целом.
 
400.     Цель. Главной целью развития туризма в среднесрочном периоде является формирование современного устойчивого и конкурентоспособного туристского комплекса, способного удовлетворять потребности иностранных и внутренних туристов в качественных туристских услугах, с широкой географией экспорта услуг. Туризм должен стать высокорентабельной отраслью, создающей новые рабочие места. Экологическая и социальная ориентация при этом должны остаться руководствующими принципами функционирования сектора.
 
401.     Задачи. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
(i) обеспечить институциональное развитие отрасли;
(ii) сформировать современную стратегию продвижения туристского продукта на международном рынке, ключевой составляющей которой станет формирование положительного образа Кыргызстана как страны туризма на международном туристском рынке;
(iii) создать благоприятные условия для устойчивого развития и модернизации инфраструктуры туризма, доведя ее до международных стандартов в интересах повышения качества обслуживания, в том числе массовой подготовки туристских кадров младшего и среднего звена для насыщения рынка труда в туриндустрии высококвалифицированными специалистами.
 
402.     Политика и меры. Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели до 2011 г. будут реализованы следующие мероприятия:
 
403.     Меры институционального развития:
(i) разработка Мастер-плана (Генеральной схемы) развития туризма на базе туристских кластеров, где будут задействованы все сектора экономики регионов и республики;
(ii) создание института «свободных туристических зон» на базе туристских кластеров;
(iii) развитие объектов туристической инфраструктуры: гостиниц туристского класса, мотелей, предприятий общепита, туалетов; строительство новых и реконструкция существующих автотрасс и подъездных путей к основным туристским центрам;
(iv) совершенствование нормативно-правовой базы туризма;
(v) создание регулятивного механизма, позволяющего контролировать использование туристических ресурсов в рамках экологических нормативов;
(vi) совершенствование и упрощение визового режима в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, вплоть до введения безвизового режима для туристов из стран дальнего зарубежья, хотя бы на период туристского сезона;
(vii) внедрение прогрессивных электронных систем учета количества прибывших туристов, в частности путем введения «персональной карты туриста», которую интуристы будут приобретать по прибытии в Кыргызстан;
(viii) создание условий для развития социального туризма.
 
404.     Будет сформирована долгосрочная стратегия продвижения туристского продукта Кыргызстана на ключевых международных рынках. Она включит в себя:
(i) разработку и продвижение общереспубликанских брэндов, таких как: «Кыргызстан — страна туризма», «Кыргызстан — страна Санта Клауса», «Кыргызстан — страна чистой природы», «Кыргызстан — страна горных пиков»;
(ii) разработку и продвижение локальных туристских брэндов для каждого региона страны, таких как: «Иссык-Куль — круглый год», «Ош жемчужина Великого шелкового пути», «Талас — земля Манаса», «Нарын край горных озер»;
(iii) проведение международных фестивалей, конкурсов и иных мероприятий международного значения для привлечения иностранных и внутренних туристов;
(iv) широкомасштабное проведение рекламно-информационных мероприятий по пропаганде и продвижению Кыргызстана как страны туризма в средствах массовой информации стран ближнего и дальнего зарубежья;
(v) меры по организации презентаций туристических возможностей Кыргызской Республики за рубежом;
(vi) меры по организации сети информационных центров для иностранных и кыргызских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
(vii) меры по формированию современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям и учитывающей мультипликативный эффект от развития данной сферы.
 
405.     Для повышения качества и туристского обслуживания и безопасности иностранных туристов будут реализованы следующие меры:
(i) внедрение механизма экономической ответственности туроператоров и турагентств в целях защиты прав туристов;
(ii) создание специализированной службы спасения туристов и при организации туристской деятельности;
(iii) совершенствование существующих профессиональных стандартов основных профессий работников туристской индустрии;
(iv) создание и реализация учебных программ, соответствующих потребностям современной туриндустрии;
(v) поддержка перспективных прикладных исследований в области туризма.
 
406.     Программы и проекты. Первоочередными мерами для решения задач Стратегии являются:
(i) внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекта предложения о внедрении системы государственной поддержки инвестиционной деятельности для юридических лиц Кыргызской Республики, реализующих приоритетные проекты в сфере туризма как в одном из приоритетных секторов экономики страны, с применением инновационных технологий;
(ii) внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекта Закона «О туризме» в новой редакции на основе модельного закона о туризме, для стран СНГ;
(iii) принятие постановления Правительства Кыргызской Республики «О создании и развитии туристского кластера на территории Иссык-Кульской области Кыргызской Республики»;
(iv) разработка генеральных схем развития инфраструктуры туризма с привязкой к определенным местностям в крупных городах и основных туристских районах Кыргызской Республики;
(v) разработка перспективных программ развития туризма по его перспективным видам в регионах Кыргызской Республики.
 
407.     Ресурсы. На реализацию мероприятий, программ и проектов в туристической отрасли до 2011 г. необходимы средства в объеме 300 млн. сомов. Подтверждено — 136,7 млн. сомов.
 
408.     Ожидаемые результаты. Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно развить внутренний туризм, увеличить поток иностранных туристов в Кыргызскую Республику и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а с другой — стимулирует развитие смежных отраслей экономики. Следует также учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, способствующий развитию связанных с ним отраслей экономики и росту занятости населения (так 1 иностранный турист обеспечивает 3-4 рабочих места).
 
409.     В результате реализации всех программ и мер Стратегии доля туризма в ВВП Кыргызской Республики к 2011 г. достигнет 5,6%. Экспорт туристских услуг (доходы, приносимые иностранными туристами), по нашим оценкам, должен достигнуть 600-700 млн. долларов США. Количество прибытий иностранных туристов превысит 2 млн. человек в год. Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, при соответствующих условиях, составят порядка 300 млн. долларов США.