6.3.1. Образование, востребованное обществом

699.     Общая оценка текущей ситуации. Кыргызстан обладает развитой системой общего и профессионального образования, призванной играть ключевую роль в развитии страны и готовить детей и взрослых к жизни и деятельности в условиях информационного общества, рыночной экономики и демократии. О значении системы образования в современном Кыргызстане свидетельствует тот факт, что образование является крупнейшей статьей расходов государственного бюджета. В современном мире социально-экономическое развитие происходит весьма динамично, и это ставит систему образования перед необходимостью реформирования, перестройки и системы управления отраслью, и содержания образования, и методов обучения.
 
700.     Система образования страны включает в себя дошкольное и школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное, послевузовское и неформальное образование. Все эти составляющие общей системы образования обладают своей спецификой и сталкиваются с различными проблемами.
 
701.     Достижения и проблемы. В последние годы в системе образования произошли существенные изменения, позволившие увеличить академическую автономию учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие негосударственного сектора образования и диверсификацию источников финансирования. Наряду с этими положительными сдвигами, система образования сталкивается с многочисленными проблемами; к числу наиболее значительных из них относятся:
(i) наиболее важным является реформирование системы оплаты труда работников образования, которая на сегодняшний день исчерпала свои ресурсы и не отвечает современным требованиям формирования заработной платы. Наиболее сложным в этом плане остается вопрос выплаты задолженности по надбавкам за педагогический стаж за 2003-2007 гг.;
(ii) несовершенство управления системой образования; имеющаяся система управления в образовании унаследована от прошлого, чрезмерно централизована и не отвечает современным требованиям;
(iii) неэффективные механизмы контроля качества образования; существующие формы контроля — лицензирование и аттестация — не дают гарантии качества; происходит девальвация аттестатов и дипломов отдельных школ и вузов;
(iv) сокращение доступа детей к дошкольному образованию; уменьшение количества дошкольных учреждений из-за нехватки финансирования привело к тому, что значительно сократились образовательные программы для детей младшего возраста, что негативно сказывается на их последующем обучении и развитии;
(v) несовершенство учебных программ, в результате которого происходит перегрузка учащихся учебными заданиями; в последние годы возрос объем информации, закладываемой в образовательные стандарты, учебные планы и программы, что привело к чрезмерной нагрузке на учащихся и к недостатку внимания к выработке у них умения критически анализировать и творчески мыслить;
(vi) возрастающий разрыв в доступности и качестве образования между городом и селом, проявляющийся в значительно худших условиях обучения в сельских школах, недостаточном обеспечении учебниками, в ограниченном доступе к средствам массовой информации, в нехватке квалифицированных учителей по основным предметам;
(vii) коррупция, вызванная, помимо других факторов, ухудшением материально-технического состояния учебных заведений и оплаты труда преподавателей, которая подрывает доверие населения к системе образования в целом;
(viii) несоответствие количества, качества и профиля выпускаемых специалистов требованиям рынка труда; очень высок процент выпускников вузов и учреждений системы начального и среднего профессионального образования, не находящих себе работу, что связано как с отсутствием рабочих мест, так и с недостаточным качеством профессиональной подготовки выпускников.
 
702.     Приоритеты. Учитывая конституционные гарантии по обеспечению основного общего образования, потребность экономики страны в квалифицированных рабочих кадрах, обладающих достаточным общим образованием и способностью к дальнейшему обучению/переподготовке, ограниченность бюджета государства, необходимость достижения Целей развития на пороге тысячелетия, обеспечение доступности и повышение качества дошкольного и базового среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования являются основными приоритетами СРС.
 
703.     Цели и задачи. Основной целью СРС в сфере образования является создание эффективной системы образования, которая будет способствовать всестороннему человеческому развитию граждан страны и обеспечению экономики Кыргызстана квалифицированными кадрами.
Для достижения целей СРС необходимо решить следующие задачи в сфере образования:
(i) изменение системы управления и финансирования образования на основе перехода к системе управления по результатам и широкого использования рыночных механизмов;
(ii) расширение доступности предшкольного образования для детей 6-7 лет;
(iii) повышение доступности и качества среднего образования через создание Рамочного Национального куррикулума, совершенствование программ обучения, контроля результатов обучения, улучшение обеспечения образовательных организаций учебниками и учебными материалами;
(iv) совершенствование системы начального, среднего и высшего профессионального образования через приведение структуры подготовки кадров в соответствие потребностям рынка труда и обновление образовательных стандартов и учебных программ.
 
704.     Меры политики. Решение поставленных задач в сфере образования предполагает реализацию следующих мер политики.
(I) Изменение системы финансирования и управления в образовании. Главной мерой в этом отношении должно стать повышение эффективности государственного финансирования среднего образования. Увеличение расходов должно сопровождаться изменением системы финансирования учреждений образования и переходом на подушевой принцип распределения средств на основе минимальных стандартов бюджетного финансирования образовательных учреждений. В структуре финансирования будут произведены изменения, предполагающие увеличение до необходимого уровня статей затрат на учебники, учебное оборудование и прочие элементы обеспечения учебного процесса. Будут рассмотрены возможности, с одной стороны, внедрения системы стимулирования учебных заведений, показывающих лучшие результаты в обучении, а с другой стороны, использования механизмов, компенсирующих фактическое неравенство в финансировании школ. При разработке этой системы будет использован опыт различных пилотных проектов, реализуемых в стране в настоящее время. Будет проводиться подготовительная работа к внедрению в 2011 г. Программы широкосекторальной поддержки развития образования (SWAp), что потребует коренного изменения подходов к государственному управлению образованием и улучшения координации деятельности донорских организаций. Продолжится работа по созданию условий для развития общественно-государственного управления образованием.
(II) Расширение доступности предшкольного образования включает в себя расширение охвата программами предшкольной подготовки детей 6-7 лет, в частности, внедрение 100-часовой предшкольной подготовки во всех общеобразовательных школах Кыргызской Республики, усовершенствование государственной программы предшкольной психолого-педагогической подготовки и разработка ее методического сопровождения, обеспечение учебно-методическими, игровыми и развивающими материалами дошкольных учреждений и начальных школ, повышение квалификации педагогических работников дошкольных учреждений и преподавателей, работающих в программах предшкольной подготовки, анализ эффективности вариативных моделей и форм (в том числе сменной модели, общинных дошкольных организаций, программ предшкольной подготовки и др.) дошкольного образования, привлечение общественности для определения эффективных форм и моделей дошкольного образования, информирование населения о важности раннего развития детей.
(III) Совершенствование содержания школьного образования предполагает перевод всей системы на принципы образования, ориентированного на результат, через разработку государственных стандартов школьного образования — Рамочного национального куррикулума и предметных куррикулумов; переориентация обучения на учащегося и обеспечение его прогресса как ученика и развития как человека; разработку учебников и учебно-методических комплексов на основе новых куррикулумов, учебных программ и планов с учетом возрастных особенностей учащихся; развитие информационных технологий в системе школьного образования с постепенным подключением всех школ страны к Интернету, совершенствование экспертизы (в том числе гендерной) и апробации учебных изданий на основе работы экспертных советов. Особую роль в увеличении возможностей молодежи в получении дальнейшего образования и трудоустройстве должно играть многоязычное образование, а также улучшение преподавания кыргызского, русского, английского языков, а также языков этнических меньшинств (в школах, где обучение ведется на их языке); изменение содержания образования приведет к усилению воспитательного потенциала школы, в том числе в вопросах гражданского и поликультурного воспитания. Будут поддерживаться инициативы в сфере внешкольного образования детей и молодежи.
(IV) Повышение квалификации учителей образовательных организаций и качества их работы потребует ужесточения контроля уровня подготовленности выпускников педагогических специальностей и направлений вузов и средних профессиональных учебных заведений, совершенствования системы повышения квалификации учителей, принятия мер по закреплению в образовательных организациях (особенно сельских) квалифицированных педагогов, привлечения юношей к учительской деятельности. Будут приниматься меры по повышению престижа и постепенному увеличению оплаты учительского труда с одновременным внедрением системы внешнего контроля качества их работы. Это, наряду с ужесточением контроля и своевременным пресечением выявленных фактов, должно стать одной из мер, ведущих к сокращению «неформальных» поборов с учащихся.
(V) Формирование независимой системы оценки и контроля на всех ступенях начального и среднего образования, позволяющей оценивать уровень знаний школьников и выпускников и эффективность работы школ. Для этого общереспубликанское тестирование будет заменено Единым государственным экзаменом.
(VI) Обеспечение поддержки детей из социально незащищенных слоев населения, расширение инклюзивного образования. Мерами в данном направлении являются обеспечение полдниками школьников младших классов в высокогорных и изолированных районах страны и обеспечение воспитанников школ-интернатов школьной формой за счет республиканского бюджета.
(VII) Улучшение материально-технической базы учебного процесса, особенно в сельских учреждениях образования, включая издание обновленных учебников и учебно-методических пособий, оснащение сельских библиотек учреждений образования Президентским комплектом справочной, художественной и научно-познавательной литературы, приобретение необходимого учебного оборудования, компьютеров и мебели, текущий и капитальный ремонт учебных зданий.
(VIII) Изучение спроса на рынке труда на квалифицированные кадры. Это предполагает создание системы анализа, мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, основанной на взаимодействии государственных и негосударственных служб занятости и объединений работодателей. Это в свою очередь потребует распределения государственного заказа (бюджетные места) в соответствии с приоритетами экономического развития страны, определенными в настоящей Стратегии. Учитывая тенденцию к большой внешней трудовой миграции из страны, а также долгосрочный характер этой тенденции, система изучения спроса должна ориентироваться не только на внутренний, но и на основные внешние рынки труда граждан Кыргызстана.
(IX) Повышение качества профессионального образования через совершенствование государственных стандартов, обновление учебных программ на основе непрерывного диалога с работодателями, улучшение системы контроля качества знаний учащихся, установление минимального порога стоимости образовательных услуг, сокращение количества студентов, обучающихся заочно, профилизацию вузов, внедрение новых критериев лицензирования и аттестации вузов и других учреждений системы профессионального образования, расширение сети вузов, участвующих в программах внедрения принципов Болонского процесса; реализацию Президентской программы «10 топ-менеджеров», направленной на подготовку менеджеров высшего звена для энергетики, перерабатывающей промышленности и других приоритетных отраслей экономики.
(X) Повышение гибкости системы профессионального образования, ее способности быстро реагировать на происходящие изменения в спросе на специалистов различных специальностей путем перепрофилирования на новые специальности, внедрения модульной системы обучения, создания специализированных центров подготовки будущих специалистов, обеспечивающих непрерывность и комплексность обучающего цикла, укрепления материально-технической базы организаций этой системы, активного взаимодействия с другими образовательными организациями и потенциальными работодателями, формирование механизмов государственно-частного партнерства.
(XI) Выработка единой государственной политики по коренному преобразованию системы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, преподавателей учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
(XII) Расширение возможностей получения профессионального образования для молодежи из социально незащищенных слоев населения, что должно предотвратить их социальную маргинализацию, в том числе, за счет расширения профильного обучения старшеклассников.
(XIII) Финансовые ресурсы для развития системы профессионального образования должны складываться за счет финансирования из государственного бюджета и средств частного сектора (оплата за подготовку кадров по заказу предприятий, оплата граждан за обучение). Государственное финансирование будет базироваться на внедрении минимальных стандартов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося; оно должно направляться, главным образом, на развитие материально-технической базы, повышение квалификации преподавательских кадров и поддержание социально уязвимых категорий учащихся.
 
705.     Программы и проекты. В рамках СРС в сфере образования предполагается реализация следующих проектов:
(I) «Второй проект Образования». Период реализации 2006-2011 гг. Партнер: Азиатский банк развития. Сумма проекта — 15,5 млн. долларов США.
(II) Проект «Повышение доступа к основному образованию для детей с особыми потребностями». Партнер: Азиатский банк развития. Сумма проекта — 1 млн. долларов США.
(III) Проект «Развитие детей раннего возраста на уровне общин». Период реализации 2004-2009 гг. Партнер: Азиатский банк развития. Сумма проекта — 10,5 млн. долларов США.
(IV) Проект «Сельское образование». Период реализации 2005-2010 гг. Партнер: Всемирный банк. Сумма проекта — 15 млн. долларов США.
(V) Проект «Улучшение качества и доступа к образованию». Период реализации 2007-2010 гг. Партнер: ПРООН. Сумма проекта — 2 млн. долларов США.
(VI) Программа «Читающий ребенок» (с учетом формирования Президентского комплекта литературы). Сумма — 10 млн. сомов из республиканского бюджета.
(VII) Проект «Профессиональное образование и развитие навыков». Период реализации 2008-2011 гг. Партнер: Азиатский банк развития. Сумма проекта — 10 млн. долларов США.
(VIII) Проект «Поддержка сети профессиональной переподготовки, ориентированной на потребности рынка труда». Партнер: Германское общество технического сотрудничества.
(IX) Проект «Профессиональное образование для беспризорных детей в Кыргызской Республике» Партнер: ПРООН.
(X) Проект «Повышение квалификации специалистов и руководящих работников трех центральноазиатских республик». Партнер: Общество содействия международному развитию и повышению квалификации ИнВент ОсОО.
(XI) Проект «Внедрение программы «Знакомство с бизнесом» и МТН (модулей трудовых навыков)». Партнер: Международная организация труда. Для развития сектора образования также используются ресурсы ЕС и Каталитического фонда (20 млн. долларов).
 
706.     Ресурсы. Общий объем финансирования всех мероприятий и проектов в сфере образования на 2009-2011 гг. составляет 1538 млн. долларов США. Источниками покрытия расходов являются средства республиканского и местных бюджетов, донорских организаций.
 
707.     Ожидаемые результаты. Меры политики, предусматриваемые данной Стратегией в сфере образования, направлены на повышение качества образования, обеспечение доступа к образованию для бедных и уязвимых групп населения, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях. В результате реализации мероприятий Стратегии предполагается достижение следующих социально-экономических результатов:
(i) расширение доступности предшкольного образования для детей 6-7 лет;
(ii) повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования и рост негосударственного финансирования образовательных программ на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного, послевузовского и неформального образования;
(iii) создание эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг на всех ступенях системы образования, широкого включения в обеспечение качественного образования общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
(iv) изменение содержания образования и методов преподавания, обеспечивающих направленность обучения на развитие личностных и профессиональных компетентностей обучающихся;
(v) обеспечение экономики страны необходимыми профессиональными кадрами;
(vi) расширение возможностей трудоустройства и профессиональной самореализации молодежи;
(vii) повышение устойчивости системы образования; закрепление, повышение квалификации и улучшение оплаты труда педагогических кадров и укрепление материальной базы образования; развитие различных организационно-правовых форм образовательных организаций.