Т. Бакир уулу: «Институт Омбудсмена ни в коей мере не стремится ущемить права НКО…». Разъяснение

10 марта 2006 года в офисе Центра «Интербилим» представители некоторых НКО заказали Международному центру некоммерческого права подготовить юридический анализ предложений Омбудсмена КР по внесению изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях».

Не дожидаясь заказанного анализа, некоторые НКО поспешно распространили необъективные и необдуманные заявления.

В частности, сообщает главный правозащитник страны Т. Бакир уулу, в пресс-релизе правозащитного центра «Граждане против коррупции» указана информация, преднамеренно вводящая общество в заблуждение, а именно: якобы, принятие данных инициатив Омбудсмена страны «может сильно нанести урон развитию гражданского общества, привести окончательно Кыргызстан к откату от демократических принципов и ценностей, а также к ухудшению отношений Кыргызстана с международными финансовыми институтами. Кроме этого, запрет деятельности некоммерческих организаций нами будет рассматриваться как инструмент давления и ограничения деятельности не лояльных институтов гражданского общества». Далее, на едином дыхании эта НКО «призывает Президента, Премьер-министра и Жогорку Кенеш не принимать вышеупомянутое предложение Омбудсмена, ущемляющее Конституционное право кыргызстанцев и прекратить гонения на лидеров гражданского общества».

«Удивительное не в том, что некоторые НКО не вникнув в суть предложений Омбудсмена, составили хор «Гражданам против коррупции». Удивительное в том, что СМИ, которые, во избежание судебных тяжб, перед распространением информации должны определить ее достоверность, продолжили оболванивание рядовых кыргызстанцев, — подчеркивает Омбудсмен КР Т. Бакир уулу. — Но, «домашняя заготовка» вышеуказанной НКО и Ко рассчитана вовсе не для кыргызстанцев, а для своих щедрых покровителей. Положа руку на сердце, можно сказать, что эти НКО – еще не весь Кыргызстан, в них от нескольких до десятков, в редком случае, сотен членов. А Омбудсмен Кыргызской Республики внес предложение в интересах всех кыргызстанцев. Но оно вспугнуло некоторых потребителей даров иностранных спонсоров и некоторых поставщиков такой помощи. Как говорится, на воре шапка горит».

По мнению Т. Бакир уулу, «цель поднятой шумихи – громко напомнить о себе накануне окончания денег проекта и получения новых грантов. Никакой патриотической подоплеки здесь у них нет. Ведь предложения Омбудсмена были направлены в Правительство и Жогорку Кенеш 9 декабря 2005 года в соответствии со ст. 40 Конституции Кыргызской Республики и ст. 3 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене Кыргызской Республики». И парламент, и правительство, к нашему сожалению, сославшись на наличие этих норм в Конституции, признали принятие их «нецелесообразным».

Как отмечает Омбудсмен КР, предложения по поводу внесения дополнений в Закон «О некоммерческих организациях» направлены, в первую очередь, на восполнение пробела в нашем законодательстве.

«Как известно, согласно Закона «О политических партиях», деятельность иностранных политических партий или их филиалов, а также финансирование иностранными государствами политических партий запрещена в Кыргызской Республике. Запрет на деятельность кыргызских НПО, которые финансируются различными иностранными институтами и занимаются политической деятельностью на территории Кыргызской Республики, нашим законодательством не предусматривается.

Кроме того, в ст. 8 Конституции Кыргызской Республики указывается, что «деятельность иностранных политических, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели, не допускается». В данной статье Конституции Кыргызской Республики не предусматривается деятельность некоммерческих организаций, которые спонсируются из-за рубежа и действуют как политические партии, фактически подменяя их», — разъяснил Т. Бакир уулу.

«Данная инициатива была предложена в связи с тем, что интересы не всех иностранных государств и международных организаций имеют конструктивный характер. Эта лазейка в национальном законодательстве под видом некоммерческой деятельности используется ими для преследования политических целей.

Данная норма не является слепым копированием положений Конституции, как это хочет представить Министерство юстиции. Под политической деятельностью следует понимать не мониторинг за выборами, правами человека, помощь в развитии демократических институтов, а деятельность, направленную на достижение конкретных политических целей, а также оказания содействия в приведении к власти какой-либо политической силы», — говорит Т. Бакир уулу.

Далее он приводит пример: «Даже в самой демократической стране, как США, когда решается вопрос о допуске иностранной организации, используется термин «приемлемая иностранная организация». А 15 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о роспуске Комиссии ООН по правам человека 16 июня текущего года и создании Совета по правам человека, не приняв во внимание возражения США. Год назад Генеральный секретарь этой самой авторитетной международной организации предложил реформировать сильно политизированную Комиссию ООН по правам человека, деятельность которой неоднократно вызывала нарекания у членов ООН».

«Институт Омбудсмена ни в коей мере не стремится ущемить права НКО, которые действуют на правовой основе. Так что, никакой угрозы для добросовестных некоммерческих организаций, в том числе и иностранных, в законопроекте нет», — подчеркивает Т. Бакир уулу.

«Институт Омбудсмена не считает, что принятие настоящих дополнений в Закон «О некоммерческих организациях» может нанести урон развитию гражданского общества и выражает свое недоумение по поводу ложного, искаженного толкования наших предложений. Данные поправки в Закон не являются инструментом давления и ограничения деятельности некоммерческих организаций.

Мы глубоко ценим вклад иностранных НКО в развитие гражданского общества Кыргызстана, которые поддержали страну в самые трудные дни. Мы знаем, какую общественно полезную роль играют некоммерческие организации в социальной жизни и мы активно сотрудничаем с ними. Но НКО, которые финансируется иностранными институтами, не должны преследовать политические цели и быть орудием в руках тех или иных политических сил, стремящихся к установлению своей власти в Кыргызской Республике.

Мы заявляем, что государство должно поддерживать и сотрудничать с НКО и всячески содействовать их развитию», — подытожил Омбудсмен КР.

OP | www.pr.kg