Гражданская авиация Кыргызстана
Гражданская авиация является одной из самых важных отраслей и для Кыргызстана, как горной страны, не имеющей выхода к океану, отдаленной от мировых экономических и торговых центров, и не являющейся транзитной для основных дорожных путей.
В данное время в развитии гражданской авиации, имеется ряд существенных проблем, которые требуют скорейшего реагирования, таких как: выпадение платежей в связи с выводом Центра транзитных перевозок «Манас»; высокие цены на авиабилеты и малое количество направлений; низкая загруженность производственных мощностей аэропортов; устаревшие воздушный парк самолетов, парк спецтехники, перронной механизации и автотранспортных средств (инфраструктуры).
Кроме того, у КР нет прямого сообщения со странами Европейского союза, по причине нахождения авиакомпаний Кыргызстана в «черном списке», а также отсутствия сообщений с Юго-Восточной и Восточной Азией.
При этом за последние 7 лет в авиационной отрасли Кыргызстана наблюдается бурный рост пассажиропотока со стороны местных и иностранных авиакомпаний. Так, средний ежегодный рост рейсов составил 8 %, средний ежегодный рост пассажиропотока – 15 % (в то время как в развивающихся странах среднемировой темп роста за тот же период равнялся 11 %).
Если в 2009 году количество рейсов составляло 18 тыс. 852, то в 2013 году – 26 тыс. 333. Объем роста составил 139,6 %. Количество пассажиропотока в 2009 году – 927 тыс. 339, в 2013 году — 2 млн 420 тыс. 253. Объем роста составил 260,9 %.
В отрасли занято около 3,5 тыс. сотрудников, из них в авиакомпаниях работают около 500 человек. Таким образом, основную долю занятых и отчислений в бюджет страны обеспечивает наземная инфраструктура (аэропорт, аэронавигация, топливно-заправочный комплекс и так далее).
История кыргызской гражданской авиации
Считается, что история гражданской авиации Кыргызской Республики началась с Постановления Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР 1933 года.
Однако первый самолет появился на территории Киргизии в 1927 году. Финн Теодор Суопио прилетел на Ю-13 в Киргизию и приземлился в тогдашнем Пишпеке рядом с одной из городских больниц.
Первым аэропортом была целинная площадка в районе пригородной деревни Папеновка, начальником которого был назначен выпускник Ленинградского института гражданской авиации Н.К. Батов, приехавший в город Фрунзе в 1933 году по направлению после института. Самолетный парк состоял из трех самолетов У-2, специального сельскохозяйственного назначения.
В октябре 1933 года с Фрунзенского аэродрома взлетел маленький самолет У-2, пилотируемый Николаем Иеске с авиатехником на борту Евгением Балакши. Они совершили первый перелет через горные хребты Кунгей и Киргизский на высоте 3500 метров, тем самым определив возможность прохождения через перевалы и открытия новой трассы Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск. Свою работу начала линия Пишпек — Ташкент — Алма-Ата. 7 октября 1933 года газеты писали по этому поводу под заголовком «Первый рейс»: Последняя победа нашей авиации — это хребет Кунгей Ала-Тау, вставший над уровнем моря на 4575 метров, грозные воздушные ямы, свирепые ветры «Улан», «Сан-Таш». Наитруднейший воздушный путь Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск взят смелостью, энтузиазмом и точными расчетами наших отважных пилотов, проведших самолет через Токмак, Рыбачье, Сазановку.
Бурное развитие гражданская авиация Кыргызстана получила в 60-е годы 20 века. Вскоре начинают эксплуатироваться транспортные самолеты Ил-18 и Ан-24. Происходит бурный рост технической оснащенности. В последующие годы были возведены многочисленные объекты служб аэропортов городов Фрунзе, Ош, жилые дома, расширены аэровокзалы во всех аэропортах внутренних воздушных линий.
Главные воздушные ворота страны — Международный аэропорт «Манас» — один из самых крупнейших и современнейших аэропортов в Центральной Азии, обладающий пропускной способностью 1700 человек в час. Аэропорт обеспечивает международные и внутренние перевозки, способен принимать все типы воздушных судов и обладает самой длинной в регионе искусственной взлетно-посадочной полосой. Аэропорт «Манас» расположен в центре Чуйской долины и находится в 23 километрах к северо-западу от столицы Кыргызской Республики Бишкека. Основной авиаперевозчик Республики — АО Национальная авиакомпания «Кыргызстан».
Гражданские аэропорты Кыргызской Республики
В Кыргызстане 11 аэропортов, из них — 4 имеет международный статус.
№ п.п. | Наименование аэропорта | Статус аэропорта | Кодовое обозначение аэродрома | Размеры взлетно-посадочной полосы,м, тип покрытия | Пропускная способность аэровокзального комплекса, пасс/час | Пропускная способность грузового терминала, тонн/год | Режим работы |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Манас | международный | 4Е | 4200х55, армобетон | 750 | 100 000 | круглосуточно |
2 | Ош | международный | 4D | 2816х45, асфальтобетон | 200 | Грузовой терми- нал отсутствует | круглосуточно |
3 | Иссык-Куль | международный | 4C | 2400х45, цементобетон | 50 | -//- | дневной |
4 | Каракол | международный | 3C | 2000х40, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
5 | Талас | внутренних воздушных линий | 3C | 1700х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
6 | Нарын | внутренних воздушных линий | 3C | 2145х40, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
7 | Казарман | внутренних воздушных линий | 3C | 1840х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
8 | Джалал-Абад | внутренних воздушных линий | 3C | 1773х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
9 | Караван | внутренних воздушных линий | 3C | 1740х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
10 | Исфана | внутренних воздушных линий | 3C | 1700х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |
11 | Баткен | внутренних воздушных линий | 3C | 1800х35, асфальтобетон | 50 | -//- | дневной |

В Кыргызстане зарегистрировано 13 авиакомпаний-эксплуатантов, 6 компаний занимаются пассажирскими перевозками, 3 компании — грузовыми перевозками. Авиаспецработы выполняют 4 эксплуатанта. У 4 компаний (2 — грузоперевозки, 2 — спецработы) приостановлены сертификаты.
№ | Наименование эксплуатанта | Тип перевозок | Первоначальная выдача сертификата эксплуатанта | Код ИКАО | СТАТУС сертификата |
---|---|---|---|---|---|
1 | Air Bishkek | пассажирские | 39141 | EAA | |
2 | Air Manas | пассажирские | 39056 | MВВ | |
3 | Avia Traffic Company | пассажирские | 37847 | AVJ | |
4 | СAAS | авиаспец работы | 40063 | СВК | ПРИОСТАНОВЛЕН |
5 | Эйр Кыргызстан | пассажирские | 38940 | LYN | |
6 | Manas Airways | авиаспец работы | 40877 | BAM | |
7 | Sky KG Airlines | авиаспец работы | 40553 | KGK | |
8 | Sky Way Air | грузовые | 40351 | SАВ | |
9 | Supreme Aviation | грузовые | 40486 | SGK | ПРИОСТАНОВЛЕН |
10 | Valor Air | авиаспец работы | 39512 | VAC | ПРИОСТАНОВЛЕН |
11 | Tez Jet | пассажирские | 7.2013 | TEZ | |
12 | Хели Скай | грузовые | 41480 | HAC | ПРИОСТАНОВЛЕН |
13 | Air Kg | пассажирские | 42069 | KGC | |
Всего в реестре гражданских воздушных судов Кыргызской Республики числится 78 бортов, из них 37 самолетов советского производства и 24 вертолета все того же СССР. Зарубежных лайнеров насчитывается 17. Общее количество «наших» ВС имеющих сертификат летной годности, без которого невозможно совершать полеты, равняется 17 бортам. «Иномарок» же, допущенных к полетам – 15.
Происшествия
Количество авиационных происшествий
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Авиапроисшествия | 14 | 9 | 15 | 17 | 15 | 9 | 15 | 0 | 5 | 8 | 6 |
Авиапроисшествия с жертвами | - | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Инциденты | 9 | 9 | 13 | 17 | 15 | 9 | 15 | 3 | 4 | 8 | 5 |
Повреждение ВС на земле | 5 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
В октябре 2003 года при посадке самолет Ил-62 авиакомпании «Третьяково», следовавший рейсом Москва-Бишкек, выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с ограждением, в результате чего загорелся. Находившиеся на борту 8 членов экипажа остались живы, двое из них ранены. Самолет сгорел полностью.
Годом ранее истребитель F-16 совершил жесткую посадку в аэропорту «Манас», отчего у него отвалились задние шасси, и он протащился несколько десятков метров на брюхе. Удивительно, что боезапас не детонировал, пилот чудом не пострадал.
В 2004 году аналогичный самолет и в том же месте совершил аварийную посадку, в процессе которой у воздушного судна отказала гидравлика шасси, после чего он скатился с полосы и уткнулся носом в землю.
26 сентября 2006 года в аэропорту «Манас» из-за непозволительной ошибки американских пилотов столкнулись пассажирский Ту-154 и самолет ВВС США KC-135. Наш лайнер начал разгонятся по полосе и задел правым крылом только что приземлившийся американский топливозаправщик, который не успел съехать с полосы. У «тушки» было снесено 2 метра крыла, однако он смог взлететь и, сделав круг, совершить аварийную посадку. 52 пассажира и члены экипажей обоих судов живы. Самолет отправлен на ремонт. Экипаж Ту-154 был высоко отмечен за профессионализм и проявленную отвагу.
В 2007 году у Як-40, на котором летела группа руководителей авиапредприятий страны, во время полета отказали два двигателя, в связи с чем пилоты решили посадить самолет на полосе в урочище Кара-Кужур, которая использовалась сельхозавиацией. Однако при приземлении не вышли шасси, самолет «плюхнулся» и загорелся. 9 высокопоставленных пассажиров, в том числе тогдашние руководители аэропорта «Манас» Бакыт Сыдыков и директор департамента авиации МЧС Алик Эмрулов и 5 членов экипажа успели покинуть самолет и остались живы. Самолет сгорел полностью. Борт использовался для перелетов главы государства внутри страны.
24 августа 2008 года произошло, пожалуй, самое трагическое авиа происшествие в истории Кыргызстана. Самолет «Боинг-737-200» авиакомпании «Итек-Эйр», выполнявший рейс Бишкек-Тегеран, при попытке совершить аварийную посадку разбился, не долетев 9 км до аэропорта. Самолет полностью сгорел. Погибли 65 человек. Выжили 25.
Зимой 2011 года практически чудом удалось спасти пассажирам Ту-134, который разбился, пытаясь сесть в аэропорту г. Ош в условиях плохой видимости. При жестком приземлении, по предварительным данным, у самолета отломилось правое крыло вместе с шасси. Самолет съехал с полосы на грунт и перевернулся. После этого он начал гореть. 82 пассажира (69 взрослых, 4 детей и 9 грудных младенцев) и 6 членов экипажа успели покинуть борт и остались живы. 26 человек обратились за помощью к медикам. Лайнер сгорел и восстановлению не подлежит.
Кроме этого, часто случаются инциденты с самолетами кыргызстанских авиакомпаний — то шасси лопаются при посадке, то неполадки во время полетов, то путают полосы. Таких случаев, к сожалению, зарегистрировано десятки.
Немало произошло и крушений вертолетов. Чаще всего не везло «вертушкам» МЧС. Среди них происшествие 15 марта 2000 года в Ат-Башинском районе Нарынской области. Вертолет Ми-8 разбился о скалу, забирая с охоты группу людей. Во время полета при плохих погодных условиях хвост судна задел скалу. Погибли 3 человека, в том числе депутат Жогорку Кенеша Эркинбек Матыев, еще четверо ранены. Вертолет сгорел.
15 марта 2004 года в той же местности очередной Ми-8 разбился во время эвакуации граждан. ВС МЧС отравился в долину Музтор для спасенияи группы охотников, оказавшихся в снежном плену. Погрузив на борт около 20 человек, в том числе трех граждан США и Канады, борт поднялся в воздух, но не смог удержаться, после чего рухнул. Погибли два человека. Техника полностью сгорела
В августе 2005 года в базовом лагере альпинистов «Южный Энильчек», что в Иссык-Кульской области вертолет МЧС разбился при взлете. Ми-8 прилетел в лагерь у подножия пиков Победа и Хан-Тенгри, чтобы забрать группу альпинистов. При взлете не смог набрать нужную высоту и рухнул. 17 туристов и 4 члена экипажа успели эвакуироваться и остались живы. Вертолет сгорел.