Трудовая миграция — высокодоходный сектор страны
Трудовая миграция, можно сказать, стала самым доходоприносящим сектором Кыргызстана. Согласно расчетам Института экономической политики «Бишкекский консенсус», ежегодно от кыргызских трудомигрантов в республику поступает 520 млн. долларов США. И это не кредит, а грантовое вливание в экономику страны. Данная сумма больше бюджета Кыргызстана, который составляет приблизительно 450 млн. долларов. По этому показателю мы превзошли даже такие страны, как Тонго, Молдова, Гаити, которые считаются общепризнанными странами-экспортерами рабочей силы. Вклад мигрантов в экономику этих стран, по расчетам Всемирного банка, доходит до четверти их национального дохода. Что же касается других более известных стран «экспортеров рабочей силы», таких как Китай, Индия, Турция, то, хотя сумма притока средств от трудовой миграции у них несравненно больше, однако, относительно бюджета страны эти средства являются более скромными. Здесь надо отметить, что при расчете «Бишкекский консенсус» опирался на предположение, что общее количество кыргызских трудомигрантов составляет около 400 тыс. человек. Между тем, существует мнения, что эта цифра может быть существенно больше. Так, по данным Коалиции «Шаркет», занимающейся защитой прав трудовых мигрантов, в поисках заработка за пределами страны находятся: в России 500 тыс., в Казахстане 165 тыс. наших соотечественников. К этим цифрам надо добавить еще 20-50 тыс. кыргызстанцев, выехавших на заработки в дальнее зарубежье: Италию, Чехию, Корею, Турцию, Англию и другие страны.
Трансферты от кыргызских трудомигрантов идут не только на поддержку родных, оставшихся дома, приобретение жилья, но и на открытие новых производств, т.е. способствуют снижению бедности и созданию новых рабочих мест в республике. Однако, не только этим ограничивается экономическая польза от трудовой миграции.
Именно трудовая миграция в значительной мере способствовала тому, что сегодня на просторах СНГ стали высоко котироваться швейные изделия с надписью «Made in Kyrgyzstan». Значительная часть наших трудомигрантов заняты в сфере торговли. И товары из Кыргызстана занимают немалую часть в их ассортименте. В данном случае, швейные. Согласно официальным данным, за 2004 год только в Россию было экспортировано из нашей республики более 7 млн. единиц швейных изделий.
После развала Союза и разрыва прежних экономических связей закрылись все крупные фабрики, тысячи швей остались не удел. Однако, сегодня наблюдается уже дефицит работников этой отрасли. Достаточно посмотреть рекламные объявление в Бишкеке, где тексты вроде «Требуются опытные швеи» составляют значительную часть всех объявлений. По данным Ассоциации производителей легкой промышленности, около 300 кыргызстанцев заняты сегодня в швейной отрасли. Между тем, кыргызские мастерицы сегодня работают не только в Кыргызстане. По неофициальным данным, около 150 тысяч кыргызстанок трудятся в швейной отрасли Казахстана и России, обогащая экономику этих стран. Трудомиграция позволяет также смягчить острую ситуацию с безработицей внутри республики. Согласно последним данным, около 100 тысяч кыргызстанцев сегодня находятся в поисках работы. Шансов же найти ее у себя дома очень мало. На одно свободное рабочее место претендуют в среднем 19 безработных. Все это вынуждает многих искать счастье за пределами страны. Если в 1995 году из страны выезжало около тысячи человек, то в последние годы число трудовых мигрантов возросло до 10 тысяч ежегодно.
Руководство страны понимает важность внешней трудовой миграции для экономики Кыргызстана. Особенно в нынешнее время, когда показатели экономического развития страны не самые лучшие. «Решение проблем внешних трудовых мигрантов является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Кыргызской Республики», – отметил Ф. Кулов, на прошедшем 21 ноября международной конференции по трудовой миграции граждан Кыргызстана в страны СНГ. Свидетельством этого стало создание нового ведомства – государственного комитета по миграции и занятости, на который возложено решение вопросов двух тесно взаимосвязанных процессов — миграции и трудоустройства населения. Причем последнее в значительной мере будет осуществляться на территории основных миграционных партнеров Кыргызстана – Российской Федерации и Республики Казахстан.
Руководству страны удалось достигнуть определенных договоренностей по либерализации взаимных поездок, в частности, с Россией. С 1 ноября текущего года гражданам Кыргызстана для поездки в эту страну достаточно иметь паспорт образца 1994 года (без загранстраницы) или удостоверение личности гражданина Кыргызской Республики, так называемые пластиковые карточки, свидетельство о рождении детей при наличии справки, подтверждающий гражданство Кыргызстана. Россия также согласилась пойти на эксперимент в ряде российских городов по упрощению легализации кыргызских трудовых мигрантов. Достигнуты договоренности с рядом российских регионов, где имеются большое число кыргызских гастарбайтеров, о сотрудничестве с ними в области трудовой миграции. Существенную помощь оказывают и международные организации. Так, Фондом Евразия в ноябре была организована большая конференция по проблеме кыргызских трудмигрантов. Этот же фонд в виде грантовой и другой помощи планирует выделить более чем 160 тыс. долларов США 3-м местным общественным организациям для реализации проектов, направленных на обеспечение правовой поддержки трудовых мигрантов. А также, предоставление им информации о рабочих вакансиях на российском рынке труда, развитие диалога между гражданским обществом и госорганами по вопросам внешней трудовой миграции.
Несмотря на то, что в последнее время наблюдается прорыв в области урегулирование проблем трудовой миграции, все же действия правительства и парламента в решении назревших вопросов мигрантов напоминает действия пожарных по тушению возникающих то там, то здесь пожаров. Показательным примером таких действий стали недавние события в Алматы, когда кыргызстанцы, торгующие на рынках города, были выдворены за пределы страны Миграционной полицией Алматы, и руководству страны пришлось в срочном порядке урегулировать эту проблему с властями Казахстана. В связи с уже прошедшими там выборами, вопрос пока еще окончательно не утрясен. Но радует то, что правительство начало оперативно вмешиваться в возникающие конфликтные ситуации, чего не было в прежние годы. Кыргызстану необходимо выработать Национальную миграционную политику для ведения планомерной работы по решению проблем трудовой миграции, т.к. оживления нашей экономики, а значит и решения проблемы безработицы собственными ресурсами, ожидать в ближайшее время не реально. По последним данным, за последний год только численность официально зарегистрированных безработных увеличилась более чем на 10% и составила 64,1 тыс. человек (3,1% от экономически активного населения). В реальности же безработных гораздо больше.
В Национальной миграционной политике приоритетным должно стать увеличение доли легальной трудомиграции. Это позволит гарантировать хоть какую-то социальную, правовую защищенность наших трудомигрантов. Страны, принимающие кыргызских мигрантов, только будут рады этому, т.к. это гарантия налоговых поступлений в казну их бюджета. Как уже отмечалось, ново образованным Госкомитетом по миграции и занятости уже ведутся определенные работы по сбору данных по вакансиям в странах импортеров рабочей силы. Только необходимо, чтобы эти данные дошли до регионов республики, в районы, вплоть до сел, где проблема безработицы наиболее острая.
Необходимым условием достижения этой цели является скорейшее решение паспортного вопроса. Отсутствия этого документа у человека очень часто становится причиной того, что он не может выехать за пределы страны в поисках работы, или пополняет группу нелегалов-трудомигрантов. В настоящее время потребность в новых паспортах составляет около 200 тысяч человек, граждан Кыргызстана.
Необходимо также уделить внимание повышению конкурентоспособности кыргызских трудомигрантов. Такую задачу поставил и глава государства на совещании с заведующими отделами Администрации президента КР в конце ноябре. По его мнению, в каждом регионе на базе отдельных профессионально-технических училищ надо готовить специалистов, в которых нуждается наше собственное производство. Тем самым появилась бы возможность повысить профессиональный уровень людей, выезжающих на работу в ближнее зарубежье. Однако, учитывая положение экономики республики, можно предположить, что список таких специальностей и количество необходимых специалистов будет ограниченным. Поэтому, обучение в профессионально-технических училищах, да и не только, можно было бы вести в сотрудничестве с регионами, предприятиями работодателями зарубежья в соответствии с их потребностями в квалифицированной рабочей силе.
Россия и Казахстан могли бы с лихвой решить проблему переизбытка рабочей силы Кыргызстана, квалифицированного и неквалифицированного. По мнению экспертов, только Россия ежегодно из-за проблемы депопуляции нуждается в миллионах новых рабочих рук. Однако, квалифицированный специалист зарабатывает гораздо больше, а значит и отдача от него республике будет больше. С учетом этого, государству стоит обратить больше внимания и на возможность трудоустройства кыргызских граждан не только в России и Казахстане, но и в дальнем зарубежье: Англии, Германии, США, Канаде, Корее и т.д. Уровень жизни и заработная плата в этих странах гораздо выше, чем в той же России или Казахстане.
Несомненно, только такими мерами невозможно решить все проблемы трудовой миграции. Остается еще большое количество челноков и торговцев, в большинстве своем облюбовавшие просторы России и Казахстана. В силу специфики деятельности их трудно взять на учет, а значит, и эффективность государственной поддержки будет значительно меньше. В этом случае, государство могло бы взять на себя поддержку имеющихся кыргызских диаспор, а также помощь в создании новых сообществ наших земляков в российских и казахских городах. Как показывает практика, в тех регионах, где созданы кыргызские диаспоры, жизнь наших граждан намного легче, их проблемы решаются быстрее.
В среде трудовых мигрантов особое место занимают те, кто причастен к швейной отрасли. Выше уже отмечалось, что развитие швейной отрасли в Кыргызстане и трудомиграция имеет между собой тесную связь. Изменения в одном из них отражается в другом. Несмотря на то, что кыргызские швейные изделия пользуются большим спросом в России, куда отправляется почти вся продукция, не следует забывать, что на рынке этой страны растет конкуренция. Россия и Казахстан предпринимают значительные меры по поднятию своей легкой промышленности. Ситуацию обостряет и возросший импорт китайских товаров. Российские таможенники, для недопущения низкокачественной китайской швейной продукции на свой рынок, требуют с кыргызских челноков сертификаты, удостоверяющие, что товар из Кыргызстана. Однако, в то время, когда большая часть швейного производства Кыргызстана находится в тени, это просто невозможно. Таким образом, имея продукцию собственного производства, но без соответствующих удостоверяющих документов, наши производители лишаются возможности легального доступа на российский рынок. Т.е. необходимо легализация швейного производства у себя дома. И государство в этом случае должно пойти на большие преференции производителям в этой отрасли, чем другим. Согласно намерениям руководства страны, в следующем году планируется снижение налога на прибыль и подоходного налога до 10%. Однако, по мнению швейников, даже такая ставка налогов, один из самых низких в мире, будет непосильна для пожелавших легализоваться. Эльза Ким, директор компании «Александр», один из ведущих фирм на рынке Кыргызстана, специализирующихся на дизайне, изготовлении и продаже одежды, в своем интервью в СМИ отмечает: «В швейном производстве, по нашим подсчетам, приемлем 4-5%-ный объем налогов. Тогда предпринимателю выгодно будет открыто работать».
Возможные потери от льготных налоговых ставок с лихвой окупятся возросшими налоговыми поступлениями. Согласно самым скромным и приблизительным расчетам, только из рынка «Дордой» ежегодно за пределы страны вывозятся швейных изделий на десятки миллиарды сомов. Официальные же данные приводят цифры в 10 раз меньше. Соотвественно, ежегодно только от деятельности швейной отрасли в казну государства моло бы поступать до миллиарда сомов налоговых отчислений. Однако, налоговые послабления не дадут ожидаемых результатов, пока не будут убраны все излишние административные препоны, мешающие развитию малого и среднего бизнеса, а борьба с коррупцией не будет проводиться планомерно и неустанно.
М.Токоев, ИАЦ «Кабар»