III. Приоритеты и направления развития туризма на оз. Иссык-Куль
III. Приоритеты и направления развития туризма на оз. Иссык-Куль
Ниша туризма Иссык-Куля на потенциальных туристических рынках мира
Из имеющегося туристического потенциала Иссык-Кульской зоны задействована лишь только малая его часть. Доходоприносящие курортно-оздоровительный, детский, спортивный, экспедиционно-исследовательский, научный, экологический туризм и другие, как часть расширенного туристического пакета, занимают неоправданно малую долю в наборе туристических услуг и имеют тенденцию к сокращению. Слабо или вовсе не представлены такие виды туристической активности, как фототуризм и фотоохота, виндсёрфинг, этнографический, культурологический, минералогический, ботанический туризм и другие.
Приоритетными направлениями развития туризма на Иссык-Куле должны стать виды туризма, пользующиеся растущим спросом на мировых туристических рынках на особо охраняемых природных территориях, такие как экологический туризм, горно-приключенческий, альпинизм, курортный туризм и другие виды туризма, не оказывающие значительного негативного воздействия на окружающую среду. Необходимо избегать «экологически агрессивных» видов туризма, таких как джип-сафари, гонки на квадроциклах, чрезмерное использование гидроциклов, моторных катеров и лодок и т.д.
Развитие приоритетных видов туризма и инфраструктуры необходимо основывать на обязательной предварительной оценке ёмкости экосистем, и анализе комплексных последствий (экономических, экологических, социальных) в результате такого развития.
Высокогорный Иссык-Кульский уголок является уникальным местом для туризма, на земном шаре, благодаря уникальному сочетанию целебного горно-морского климата и экологической чистой природы, и благотворному влиянию незамерзающего озера, а так же его расположением в срединной части Великого Шёлкового Пути, хранящем свидетельства мировой материальной и духовной культуры. На сегодняшний день все эти преимущества находятся в границах особо охраняемой природной территории национального значения, и являются объектом охраны в рамках ЮНЕСКО, что определяет ещё одну туристическую нишу Иссык-Куля в ассортименте мирового туристского продукта.
Чтобы сохранить эту нишу и заставить её работать на благо страны, надо превратить Иссыккульский регион в экологически чистую (эталонную) курортную зону, где вся деятельность организована по высшим экологическим стандартам, где для развития применяются исключительно инновационные технологии, включая натуральные, экологически чистые продукты питания.
В целом, туризм Иссыккуля имеет спрос на 3 разновидности туризма (горный, курортно-оздоровительный, познавательный) на 3 категориях мировых туристских рынков.
• На туристских рынках развитых стран дальнего зарубежья с населением примерно 1,5 млрд человек спрос на горный активный туризм составляет примерно 30%. При этом, доля гор Иссыккуля, составляющих конкуренцию мировым горам составляет примерно 0,01%. Поэтому, потенциальная доля туристов активного горного туризма из этих стран в Иссыккульский регион может составить 100-150 тыс. туристов в год.
• Курортно-оздоровительный туризм Иссыккуля имеет спрос, в основном, на региональном рынке туризма соседних стран, преимущественно постсоветских (Казахстан, Россия от Волги до Байкала и Узбекистан), регион с населением примерно 100 млн. человек. Туристы, этого региона будут составлять основной поток и в настоящее время, благодаря общим культурным, историческим корням и единой языковой среде. Сохранение и усиление Кыргызстана на традиционных рынках туристских услуг в России и в Центральной Азии как курортно-оздоровительного центра является одной из главных задач Стратегии.
• Познавательный туризм представлен несколькими категориями: экологический туризм, и, собственно, познавательный, связанный с исследованиями в области истории, культуры и религии. Сегмент этих видов туризма на мировых рынках растёт в среднем на 30% в год, а Иссык-Кульская зона в этой части пока представлена слабо, и имеет очевидный потенциал для развития.
• Высокогорный Иссыккульский уголок является уникальным местом для туризма, на земном шаре, благодаря уникальному сочетанию целебного климата и экологически чистой природы, обусловленной благотворным влиянием незамерзающего озера с морской водой. Это и есть объективная ниша Иссыккуля в ассортименте мирового природного туристского продукта.
• Согласованное межсекторальное взаимодействие является ключевым моментом к успешному развитию устойчивого, сбалансированного туризма на Биосферной территории, обладающей природными ресурсами высокого качества. Для достижения максимального экономического эффекта от туризма целесообразен переход на экосистемный подход, где связующим звеном являются инновационные технологии, обладающие положительным межотраслевым эффектом.
Основными сдерживающими факторами и проблемами на пути к сбалансированному туризму и устойчивому развитию являются:
Отсутствие общего вектора экономического развития для различных отраслей экономики, основанного на рациональном землепользовании, развитии социальной сферы и сохранение природной среды, базирующееся на научно обоснованных пределах изъятия природных ресурсов и нагрузки на них23.
• Преобладание отраслевого подхода в развитии
• Недооценка собственных природных ресурсов, их использование в качестве источника для расчёта за внешний долг, вступающие в противоречие с идеей развития сбалансированного туризма в пределах особо охраняемой природной территории.
• Неясность критериев по выделению и трансформации земель, основанных на принципах устойчивого развития
• Отсутствие комплексного анализа, оценки последствий, а так же возможных экономических и ресурсных потерь в результате развития туризма
• Неэффективность и допущение серьёзных нарушений действующего законодательства, повышающих инвестиционные риски
• Ничтожная доля использования экономически эффективных и экологически безопасных технологий.
• Внешняя донорская и техническая помощь, которая, как правило, направляется в непроизводственную сферу, что сдерживает само экономическое развитие.
• Отсутствие эффективной системы государственного управления
Как следствие настоящая стратегия выделяет следующие приоритеты и направления развития:
• Создание условий для устойчивого развития горноклиматического курорта на оз. Иссык-Куль
• Создание системы землепользования и землеустройства, направленной на комплексное развитие туризма на оз. Иссык-Куль.
23 Например, горнодобывающая промышленность как приоритет экономического развития, и выдача лицензий в 2007 году на проведение поисковых работ по добыче урана, нефти, золота на Биосферной территории Иссык-Куль.
• Совершенствование инвестиционно-строительного процесса на оз. Иссык-Куль
• Развитие инфраструктуры как основа для дальнейшего развития туризма
• Обеспечение равномерной загрузки курортно-рекреационной зоны озера Иссык- Куль
• Кардинальное усиление маркетинговой деятельности по развитию туризма на озере Иссык-Куль
• Создание эффективной системы управления развитием туризма на озере
• Иссык-Куль
• Совершенствование фискальной реформы в сфере туризма на озере Иссык-Куль
• Развитие человеческих ресурсов и образования для туризма
• Усовершенствование механизмов оказания медицинской помощи и обеспечение безопасности туристов
Создание условий для устойчивого развития горноклиматического курорта на оз. Иссык-Куль
Текущее состояние и проблемы
Статус биосферной территории как особо охраняемой природной территории Иссык-Куля зачастую нарушается. Существует конфликт противоречий между стремлением развивать экономику области и сохранить существующие уникальные экосистемы. Ухудшение состояния окружающей среды подрывает основу устойчивого развития горноклиматического курорта и не созданы условия для экологического туризма.
Задачи
• Создать условия для развития горноклиматического курорта на основе сохранения и развития экосистем оз. Иссык-Куль
• Провести работу по оценке ёмкости эксплуатируемых экосистем
• Создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в инновационные технологии
• Усилить административную и уголовную ответственность за нарушение действующего природоохранного законодательства
Мероприятия, направленные на решение задач
Необходимо разработать Генеральную схему развития горно-климатического курорта в рамках ЕЭЗ «Иссык-Куль» на период 2009-2020 гг.
Внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О биосферных территориях» от 9.06.1999 № 48 о применении исключительно экосистемного подхода к развитию Биосферной территории «Исык-Кёль».
Принять постановление Правительства Кыргызской Республики «Об установлении границ зонирования Биосферной территории «Исык-Кёль» по устойчивому землепользованию» в соответствии с Положением о Биосферной территории «Исык- Кёль», утвержденного Постановлением Правительством Кыргызской Республики от 24 января 2000 года № 40.
Принять постановление Правительства Кыргызской Республики «О проведении научно-обоснованной оценки экологической ёмкости экосистем и пределов антропогенных нагрузок согласно схеме зонирования Биосферной территории Исык- Кёль» с целью выработки обоснованной государственной политики по развитию устойчивого туризма на всей территории Иссык-Кульской области — Биосферной территории.
Принять постановления Правительства Кыргызской Республики «О введении единой Государственной системы классификации коллективных средств размещения в Кыргызской Республике», что позволит обеспечить туристам гарантированный уровень качества обслуживания и уровень сервиса при их размещении в отелях и курортно-рекреационных учреждениях;
Принять постановления Правительства Кыргызской Республики «О введении государственной экологической сертификации туристических маршрутов в эколого-экономической зоне Иссык-Куль согласно международным правилам зонирования по устойчивому землепользованию, устанавливаемых для биосферных территорий» с целью развития устойчивого туризма, повышения привлекательности Иссык-Куля на международном рынке туристических услуг и использования для этого потенциала ЮНЕСКО и Международной программы «Человек и Биосфера».
Для целей упрощения правового режима природопользования, сохранения природных ресурсов для дальнейшего экономического и социального развития, снижения инвестиционных рисков в контексте реализации Закона «О создании Объединённой экономической зоны и образовании горно-климатического курорта Иссык-Куль», внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекта закона «Об упорядочении экономической деятельности в Иссык-Кульской области — Биосферной территории Иссык-Куль», которым вводится:
• 5-летний мораторий на коммерческую охоту
• 5-летний мораторий на коммерческий сбор и вывоз дикорастущих ягод, грибов и лекарственных трав
• 5- летний мораторий на рыбную ловлю исчезающих видов рыб и занесённых в Красную Книгу КР (чебак, чебачок, голый осман, маринка, форель)
• 2-х (или 3-х летний) мораторий на издание новых законов и постановлений,
• расширяющие доступ к природным ресурсам территории, за исключением случаев, особо оговоренных в законодательстве;
• перечень разрешённых и запрещённых технологий, и связанных с ними видов экономической деятельности
Обеспечить проведение экологической оценки всех проектов горной добычи и разведки недр. При этом необходимо оценивать не только убытки от ухудшения экологии, но и потенциальные убытки от туристической привлекательности соответствующих территорий.
Осуществить аналитическую работу по пересмотру, упрощению и гармонизации блока природоохранного, земельного и смежных законодательств по обеспечению единообразных правовых условий при формировании проекта по созданию горно-климатического курорта в границах объединённой экономической зоны «Иссык-Куль».
Осуществить кадастровую оценку земельных ресурсов согласно международным требованиям по зонированию Биосферных территорий, включённых по программе ЮНЕСКО в международную сеть «Человек и Биосфера» с обязательным определением предельной ёмкости развиваемых экосистем.
Разработать проект регионального уровня «Создание объединённой экономической зоны и горно-климатического курорта «Иссык-Куль»»
Обеспечить расширения круга заинтересованных сторон и привлечение к реализации проекта по созданию единой экономической зоны и горно-климатического курорта Иссык-Куль потенциальных инвесторов, донорских и международных организаций, частных инвесторов, организаций по сотрудничеству, намеренных развивать Иссык- Кульскую зону с использованием инновационных технологий (ЕвразЭС, ООН (ЮНЕСКО), ОИК, другие)
Требуемые ресурсы. Расчет после согласования плана мероприятий
Результаты. Развитие туризма, смежных и других отраслей будет осуществляться с учетом экологической составляющей, что придаст развитию экономики региона особый импульс.
Создание системы землепользования и землеустройства, направленной на комплексное
развитие туризма на оз. Иссык-Куль.
Текущее состояние и проблемы
В биосферной территории результате на единой территории с особым режимом землепользования действует ряд несгармонизированных законов и положений, введённых в действие в рамках земельного и природоохранного законодательства. Различные положения ограничивают и регулируют строительство как на побережье озера, так и в предгорных и горных зонах. Проблемы, связанные с землепользованием, особенно с выделением земельных участков для развития туризма из фондов земель различных категорий , осложняются неотрегулированными взаимоотношениями большого количества заинтересованных сторон и землепользователей на единой географической территории. Использование земли для туристических целей проводится по пяти различным категориям земли — пастбища, леса, городские земли, земли водоохранных зон и земли специального назначения .
В процессе приватизации, начавшемся после введения в действие Земельного кодекса КР в 2000-м году, объектами приватизации являлись здания и сооружения, или предприятия как имущественный комплекс. В состав предоставляемого имущественного комплекса, согласно п.2 ст.5 закона «О введении в действие Земельного кодекса КР», должна входить и стоимость земельного участка. Однако, согласно ст. 4 Земельного кодекса КР земли особо охраняемых природных территорий находятся в государственной собственности, и, соответственно, не могли быть предоставлены в частную собственность . Многие из таких земельных участков были предоставлены в аренду сроком на 49 лет. Концепция Земельного кодекса КР предусматривает неразрывную связь здания и земельного участка под ним (ст.44 Земельного кодекса КР), но это противоречит ст. 29 Земельного кодекса. В тоже время, статья 6 Закона Кыргызской Республики о нормативно правовых актах гласит, что «в случае расхождения закона или иного нормативного правового акта с Конституцией Кыргызской Республики действует Конституция Кыргызской Республики» .
Возникают спорные вопросы и по владению объектами. Если объект приватизирован и является собственностью субъекта хозяйственной деятельности, то земля, на которой он размещен, таковой является не всегда, поскольку право землепользования и землевладения предоставляется только резидентам Кыргызстана. В результате нарушений действующего земельного и природоохранного законодательства, Конституции Кыргызской Республики, наличия большого количества землепользователей , заинтересованных сторон и различных территорий и зон с 29
«особым» правовым и экономическим статусом возникают коррупционные схемы по необоснованному переводу земель из одной категории в другую’’0, обеспечивающие доступ коммерческим организациям к природным ресурсам, имеющим либо особую ценность, либо особую стоимость и значимость для государства и местного населения, либо не подлежащих приватизации и развитию ввиду экологических ограничений.
Существующая практика предоставления земель под развитие туризма на Иссык- Куле повышает инвестиционные риски, снижает их экономическую эффективность, создаёт угрозу для продовольственной и экологической безопасности региона , ставит под сомнение взятые на себя Кыргызстаном международные обязательства , и в ряде случаев влечёт за собой уголовную ответственность . В отношении одних и тех же объектов или земельных участков при проведении торгов могут применяются различные юридические нормы . Инструкция о порядке предоставления прав на земельные участки имеет двойное толкование и позволяет не включать в местные комиссии представителей природоохранных агентств и Генеральной Дирекции Биосферной территории Иссык- Куль , что противоречит принципам зонирования Биосферной территории Иссык-Куль по устойчивому землепользованию по классификации ЮНЕСКО.
Не установлены чёткие границы зон по устойчивому землепользованию для Биосферной территории Иссык-Куль , что является основой для устойчивого развития как Иссык-Кульского региона в целом, так и для развития туризма в частности. Отсутствует система кадастрового учета земель в курортной зоне и прилегающей территории Иссык-Куля. Стоимость земельных ресурсов, расположенных в пределах Биосферной территории Иссык-Куль, значительно недооценена и не соответствует международной практике их оценки . Не определена потенциальная ёмкость экосистем, расположенных в соответствующих зонах.
Вопросы землепользования в акватории озера так же связаны с определением границ береговой линии для землепользователей, а застройка и развитие прибрежной зоны несёт прямую угрозу и разрушение природного механизма очистки озёрной воды. Береговая линия находится в постоянном движении, а с 2000 года уровень воды неуклонно растёт до 20 см в год. Т.е. через несколько лет может возникнуть угроза инфраструктуре, возведённой в прибрежной зоне, что повышает инвестиционные риски. Большинство застроенных площадей нарушают экологическую безопасность озера Иссык-Куль.
Задачи
• Разработать чёткие и ясные правила по устойчивому землепользованию на Иссык- Куле, основанных на экосистемном подходе;
• Обеспечить рациональное использования земель Иссык-Кульского курортного района с учетом особого статуса биосферности;
• Провести инвентаризации всех категорий земель в рамках схемы зонирования по устойчивому землепользованию, установить чёткие границы зонирования, классифицировать и зарегистрировать в кадастровом учете.
• Провести комплексную увязку земельного кадастра с практикой проектировки зданий, сооружений и инфраструктуры. Увязать кадастровый учет с градостроительными нормами.
• Определить чёткие правила перевода земель из категории в категорию и меры ответственности за нарушения.
Мероприятия, направленные па решение задач
Усовершенствовать нормативно-правовую базу по землепользованию и землеустройству на Иссык-Куле и предоставления не только прав на земельные участки, но и ответственности за ущерб, наносимый экосистемам в результате их потребительской эксплуатации.
Разработать земельный кадастр земель акватории озера Иссык-Куль, обеспечивающий, в первую очередь, резервирование земельных площадей, а также законность проведения сделок по передаче земельных участков и соблюдения правил устойчивого землепользования без нанесения ущерба экосистемам.
Требуемые ресурсы: после согласования плана мероприятий
Результаты
Внедрение практики устойчивого землепользования и землеустройства территории прилегающей к озеру Иссык-Куль с учетом особо охраняемого статуса Биосферной территории со строгой ответственностью за нарушения.
Реализация плана действий по землеустройству и устойчивому землепользованию биосферной территории Иссык-Куль обеспечит эффективное использование природных и земельных ресурсов для развития туризма на Иссык-Куле с учетом воздействия на окружающую среду.
Совершенствование инвестиционно-строительного процесса на оз. Иссык- Куль
Текущее состояние и проблемы
Строительство зданий и сооружений капитального типа на побережье озера «Иссык-Куль» ведется с нарушениями. В соответствие с законодательными требованиями запрещается: на расстоянии менее 100 метров от озера Иссык-Куль капитальное строительство вообще; строительство и эксплуатация объектов, кроме объектов рекреации, ближе 500 метров от озера Иссык-Куль; визуальное «загрязнение» природных ландшафтов рукотворными объектами, не соответствующими требованиям архитектуры. Однако за последние 3 года побережье озера массово застраивается, собственники не соблюдают строительные и природоохранные нормативы.
Современное состояние освоенности территорий курортных комплексов характеризуется тем, что зоны курортных комплексов, где генеральными планами предусмотрено строительство капитальных зданий и сооружений объектов рекреации и туризма, практически все застроены или земли предоставлены в собственность и пользование.
В то же время застройка объектов рекреации и туризма в Иссык-Кульском курортном районе характеризуются низким уровнем архитектуры, благоустройства и условий для отдыхающих. Не более 7-8 таких объектов соответствуют международным стандартам. Остальные (более 120 объектов) не имеют необходимого инженерного обеспечения и благоустройства и требуют реконструкции.
Правовой статус земель в курортно-рекреационной зоне на побережье озера Иссык- Куль имеет определенные особенности и статус особо охраняемых территорий. В этой связи процедуры предоставления прав на земельные участки и процедуры инвестиционно¬строительного процесса должны соответствовать имеющимся требованиям.
Несовершенство существующего законодательства, в частности, по вопросам приватизации, инвестирования и налогообложения, отдельные подзаконные акты, несоответствующие законам, неспособность государства в полной мере обеспечивать благоприятные условия для развития туризма приводят к увеличению коммерческого и экологического риска. Эти факторы являются одними из главных препятствий для развития туристической отрасли.
Задачи
• Совершенствование процедур предоставления прав на земельные участки в Иссык- Кульском курортном районе;
• обеспечение потенциальным инвесторам доступа к информации об объектах возможных инвестиций;
• устранение рисков, обусловленных тем, что при участии в торгах по продаже прав на земельные участки и оформлении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов возможны приостановление процедуры оформления и затягивание решения вопроса;
• совершенствование действующего законодательства Кыргызской Республики, регулирующего инвестиционно-строительный процесс посредством устранения противоречий и сокращения излишних процедур
Мероприятия, направленные на решение задач
Развитие инфраструктуры туризма связано с реализацией инвестиционно-строительных намерений посредством создания новых и реконструкции существующих объектов рекреации, сети сервисных услуг и транспортной инфраструктуры. В свою очередь строительство, реконструкция и дальнейшая хозяйственная деятельность объектов инфраструктуры туризма неразрывно связаны с использованием природных ресурсов и, прежде всего, с землепользованием и экологическими ограничениями.
Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую процесс реализации инвестиционно-строительных намерений в Иссык-Кульской курортной зоне, пересмотрев три ее основные составляющие: 1. Процедуры предоставления прав на земельные участки; 2. Процедуры осуществления проектирования и строительства; 3. Природоохранные процедуры.
Природоохранное законодательство, земельное и инвестиционное законодательство на Иссык-Куле не должны служить препятствием для экономического развития региона и должны максимально снижать инвестиционные риски. Логика реализации инвестиционно-строительных намерений при развитии туризма должна соответствовать логике принципам хозяйствования на особо охраняемых территориях, а именно: зонирование области — определение видов туристической деятельности — развитие инфраструктуры согласно видов туристической деятельности и прогнозируемого спроса.
Требуемые ресурсы. После согласования плана мероприятий
Результаты
Создание благоприятных условий для реализации инвестиционно-строительных намерений, направленных по развитию комплексной инфраструктуры туризма в курортной зоне озера Иссык-Куль, основывающихся на данных экологической ёмкости экосистем, находящихся в зонах такого развития.
Основной целью в направлении совершенствования инвестиционно-строительной деятельности в Иссык-Кульском курортном районе является эффективное развитие туристической индустрии в курортной зоне озера Иссык-Куль, усиление маркетинговой политики и поднятие имиджа Кыргызстана как страны благоприятной для развития туризма.
Усовершенствование процедур инвестиционно-строительного процесса увеличит инвестиционную привлекательность оз. Иссык-Куль и позволит учитывать экологические ограничения.
Развитие инфраструктуры как основа для дальнейшего развития туризма
Текущее состояние и проблемы
Неразвитость туристской инфраструктуры серьезно затрудняет предпосылки привлечения прямых инвестиций в сектор туризма. Без современной инфраструктуры невозможно создание условий для комфортного пребывания и обслуживания туристических потоков. Сегодняшнее состояние инфраструктуры Иссык-Кульского региона в акватории озера Иссык-Куль характеризуются наличием следующих проблем: • изношенное оборудование электропередач, высокий уровень системных потерь и хищений электроэнергии
• низкая пропускная способность основных автомобильных магистралей области, низкая результативность работы дорожных служб ремонта.
• отсутствие аэропортов для принятия крупных самолетов (Ту-154, Ту-204, Боинг- 737 и др.) рейсов международных авиалиний.
• отсутствие железнодорожного сообщения до г. Кара-Кол, низкая пропускная способность железной дороги Бишкек-Балыкчи.
• низкие характеристики доступа к Интернет-услугам, отсутствие этих услуг на южном побережье оз. Иссык-Куль.
• отсутствие развитой системы центральной канализации и системы очистки сточных вод на средних и небольших предприятиях туризма.
• неудовлетворительное состояние сопутствующей инфраструктуры — пунктов оказания медицинской помощи, в том числе экстренной помощи, магазинов с полным циклом обслуживания, точек общественного питания, отвечающих требованиям санитарии, а также туалетов, душевых кабин и пр. ’
Задачи
• повышение устойчивости функционирования линий электропередач, распределительных линий, подстанций, укрепление финансовой и материальной базы энергопредприятий области;
• реконструкция кольцевой дороги, увеличение её пропускной способности и безопасности, особенно в Иссык-Кульском районе области;
• развитие аэросообщения с Иссык-Кульской областью посредством восстановления и реконструкции существующих аэропортов. Прежде всего, строительство взлетной полосы в международном аэропорте «Иссык-Куль»;
• развитие в области информационно-коммуникационных систем, предоставление доступа к широкополосному Интернет, развитие цифровой связи и обеспечение доступа к Интернет на южном берегу оз. Иссык-Куль;
• сооружение новых и радикальная реконструкция действующих централизованных и локальных систем канализации сточных вод и очистки, своевременное техническое обслуживание уже существующих систем, развитие органами местного самоуправления, субъектами туристской деятельности локальных систем по очистке и обеззрараживанию стоков с применением современных экологических требований, технических и технологических возможностей по биологической очистке.
Мероприятия, направленные на решение задач
Цели и задачи развития инфраструктуры Иссык-Кульской области должны достигаться с помощью реализации следующих политик и мер, которые демонстрируют серьезность, значительность и долгосрочность намерений государства в развитии инфраструктуры области:
• развитие законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, а также увеличение прямого финансового вклада в развитие инфраструктурных объектов, прежде всего, развитие предприятий энергоснабжения, дорожной сети, централизованных канализационных и очистных сооружений;
• создание привлекательной инвестиционной среды для привлечения прямых инвестиций для строительства дорог, систем газо- и водоснабжения, очистки сточных вод и энергообеспечения и т.д.
• Привлечение частных инвесторов в строительстве инфраструктурных объектов через механизмы партнерства государства и частного сектора и разработке соотвтествующего законодательства.
• Подготовка и реализация проектных предложений по направлениям:
• Энергоснабжение туристского региона,
• Транспортные коммуникации: кольцевая дорога, скоростная эстакадная автодорога на участке Балыкчи — Корумды, аэропорт.
• Информационно-коммуникационные технологии: цифровизация связи, Интернет,
телевещание.
• Канализация и очистные сооружения.
Требуемые ресурсы. Расчет после согласования плана мероприятий
Результаты
Создать в Иссык-Кульской области современную инфраструктуру, которая
• отвечает всем потребностям местного населения и туристов и является фактором инвестиционной и туристской привлекательности области,
• опирается на широкое использование достижений техники, технологии, ресурсо- и природосберегающих технологий и отвечает высоким стандартам экологической безопасности,
• по темпам и масштабам создания соответствует планам ускоренного развития области как туристского центра мирового уровня.
• соответствует международным стандартам качества и производительности.
• Соответствует требованиям сохранения ландшафтных и видовых туристских достопримечательностей.
Обеспечение равномерной загрузки курортно-рекреационной зоны озера Иссык- Куль
Текущее состояние и проблемы
Для акватории озера характерна сезонная туристическая деятельность с пиковыми нагрузками в июле, августе. При этом длительность пляжного сезона колеблется от 60 до 90 дней в году, с середины июня до середины сентября («бархатный сезон»).
Резкие сезонные колебания, с пиковыми нагрузками, туристической деятельности к концу июля середине августа (95% активности) вызывают проблемы, связанные с обеспечением материальными и трудовыми ресурсами объектов туристической деятельности, возникновением экстремальных нагрузок на инфраструктуру региона и экосистему.
Моноориентация только на туристские ресурсы курортно-рекреационной зоны озера Иссык-Куль, в летний сезон, создаёт риск убыточной деятельности в случае неудачного туристского сезона и к катастрофическому падению темпов развития отрасли в масштабах всей страны в результате срыва сезона по каким-либо причинам (политическая нестабильность, экологическое загрязнение, негативная информация в СМИ и др.).
На территории Иссыккульского района сконцентрировано подавляющее большинство рекреационных объектов области, где туристы могут совмещать отдых на побережье с экскурсиями в горы. В урочище Кырчын, ущельях Арал, Семеновское и Григорьевское туристам предлагается посетить юрточные городки, совершить конные и пешие прогулки по популярным маршрутам на лоне великолепной альпийской природы, с широкими лугами, сосновыми лесами и озерами, отведать блюда национальной кухни.
Город Чолпон-Ата является районным и курортным центром северного побережья озера Иссык-Куль, где к услугам туристов имеются культурно-бытовые учреждения, краеведческий музей, Дом-музей классика казахской литературы Мухтара Ауэзова.
Здесь расположена самая крупная детская здравница не только в Кыргызстане, но и в Средней Азии — детский санаторий «Чолпон-Ата». Международную известность имеют дом отдыха «Ала-Too», санаторий «Голубой Иссык-Куль», дом отдыха «Чолпон-Ата» и другие. Вместимость и спектр предоставляемых услуг санаториев, домов отдыха и пансионатов с каждым годом возрастает. В здравницах Чолпон-Аты для лечения больных широко используются различные минеральные воды и иловые грязи, источники и месторождения которых располагаются как на территории города, так и в его окрестностях.
Для равномерной загрузки курортно-рекреационной зоны озера Иссык-Куль в течение года и рассредоточения имеются благоприятные предпосылки, обусловленные уникальными природно- климатическими особенностями региона с целебным не замерзающим озером и четко выраженными временами года.
Задачи
• формирование в полном объеме круглогодичной туристской инфраструктуры;
• широкомасштабное строительство круглогодичных туристских объектов, включая крупные гостиничные комплексы, мотели на основных транспортных магистралях, на основе привлечения отечественных и иностранных инвестиций, в том числе за счет централизованных государственных капиталовложений и льготных инвестиционных кредитов;
• создание спортивных тренировочных баз для занятия зимними видами спорта и другими разновидностями круглогодичного туризма;
• строительство современных комплексов для развития конгресс-туризма.
• создание сети собственных предприятий по выпуску необходимой для отрасли продукции;
• создание отлаженной сети предоставления туристических услуг регионального масштаба совместно с соседними странами;
• создание развитой системы предоставления информационных услуг туристам.
Мероприятия, направленные на решение задач
Необходимо задействовать для привлечения иностранных туристов лечебно-оздоровительные возможности относительно удалённых от озера рекреационных учреждений таких, например, как горнолыжная база в Караколе, санатории и курорты Джергалан, Джетыогуз и Аксуу, подняв в них уровень сервиса до международного уровня с помощью иностранных инвестиций на основе современных сервисных технологий.
В связи с непродолжительностью пляжного туристского сезона, прямые иностранные инвестиции целесообразно привлекать в строительство круглогодичных туристских объектов, в реконструкцию и модернизацию существующих курортно-рекреационных учреждений, с полным комплексом услуг, включая бальнеологическое обслуживание, крытые бассейны и горячее водоснабжение.
Потенциальное увеличение рыночного спроса должно открыть новые возможности для бизнеса и привести к повышению привлекательности круглогодично действующих объектов в туристическом секторе Иссык-Кульской области.
Более интенсивно использовать потенциал экологического туризма — путешествий по природным уголкам, где местные жители охраняя окружающую среду, поддерживают своё благополучие.
Одним из перспективных путей равномерного распределения турпотока является осуществление программы экологического туризма. Экологический туризм представляет собой относительно новый вид туризма, который подразумевает посещение и пребывание в неосвоенных человеком уголках природы в целях изучения и общения с природой. Большую перспективу для развития экологического туризма имеют особо охраняемые территории, такие как заповедники и природные парки, обладающие высокой рекреационной ценностью к которой и относится Иссык-Кульская биосферная территория. В этом направлении необходимо разработать систему экологических стандартов и стратегию развития экологического туризма, главной идеей которого является повышение уровня жизни местного населения, изыскание средств на природоохранные мероприятия, защиту окружающей среды, культуры и народных традиций.
Создание условий для развития физически активного и культурно-познавательного отдыха, обеспечение доступности санаторно-курортного и рекреационно-лечебного туризма для широких слоев населения республики. С этой целью необходимо содействовать развитию общедоступных видов туризма, в особенности, детского и молодежного туризма.
Развитие туризма «конференций-семинаров» может стать одним из перспективных видов туризма. Организация на постоянной основе конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.д. как регионального, так и международного значения может равномерно распределить турпоток, стать дополнительным источником повышения доходов населения, способствовать распространению информации о Кыргызстане, повышению его имиджа за рубежом. Благодаря своему географическому расположению — между Западом и Востоком — и демократическим преобразованиям, проводимым в стране, Кыргызстан может стать оптимальным местом для проведения различных форумов. Необходимо привлечь частные инвестиции в создание сервиса международного уровня (инфраструктура, средства размещения и бизнес-центры), активной работы со средствами массовой информации, тесного сотрудничества государственной власти и частного сектора.
Требуемые ресурсы
Объем привлеченных инвестиций для проведения круглогодичного использования потенциала и ресурсов акватории озера Иссык-Куль составит порядка млн
Результаты
Увеличение туристического сезона в районе озера Иссык-Куль и рассредоточение туристских центров региона путём развития инфраструктуры круглогодичных видов туризма.
Равномерное распределение нагрузки на биосферную территорию озера Иссык- Куль в течении года, уменьшение пиковой нагрузки в летний период и снижение риска инвестиций из-за неудавшегося сезона.
Кардинальное усиление маркетинговой деятельности по развитию туризма на озере Иссык-Куль
Текущее состояние и проблемы
Недостаточная известность на внешних рынках Кыргызстана как страны туризма объясняется неэффективной рекламной деятельностью государства на традиционных для Иссык-Куля туристических рынках — России, Казахстана и других странах СНГ. Позиционирование Кыргызстана, и Иссык-Куля в частности, на внешних туристических рынках как «ещё одной» страны с традиционными туристическими возможностями не всегда себя оправдывает: в мире не так много стран, которые могут предложить такой обширный пакет туристических услуг на такой относительно небольшой территории, как Иссык-Куль.
Несмотря на то, что в последние годы государственное финансирование на развитие туризма сокращается, отмечается стабильный рост доходов от туристической деятельности. В целях формирования благоприятного туристического имиджа Кыргызстана, как часть выставочной маркетинговой стратегии, отечественные туроператоры принимают участие в международных туристических выставках и ярмарках. Проведена VIII-я Международная Туристская Ярмарка «Иссык-Куль-2006» и организован пресс-тур для представителей средств массовой информации Казахстана и России. Частный туристический сектор оказывается эффективней, чем государственный в силу различных причин.
Политический маркетинг в последнее время значительно улучшился, и предпринимаемые правительством усилия по формированию положительного имиджа Кыргызстана за рубежом как пункта туристического назначения, дают свои плоды .
Исторический маркетинг Иссык-Куля (история региона, легенды, мифы, этимология названий, религия и т.п .) остаётся на низком уровне. Туристам сложно найти такую информацию сложно, мало её и в интернете. Изданные небольшим тиражом исследования по описанию памятников истории, культуры и святых мест прииссыккулья известны лишь небольшому кругу специалистов.
Экологический маркетинг региона на фоне происходящих глобальных климатических изменений представляется наиболее перспективным (общий экологический фон, климат, чистые продукты питания, экологическая безопасность, биоразнообразие, чистая вода, связи человека с природой), но этот вид маркетинга так же слабо развит . Возможно, это связанно с недооценкой собственного потенциала развития на основе природных ресурсов высокого качества . Кыргызстан является членом Всемирной туристской организации, что даёт дополнительные возможности для формирования международной маркетинговой стратегии в сфере туризма. Иссык-Куль является Биосферной территорией (заповедником) международного значения, и включён в Международную программу ЮНЕСКО «Человек и Биосфера». Кыргызстан ратифицировал 12 международных природоохранных Конвенций . Это предполагает формирование принципиально нового подхода к развитию туризма на Иссык-Куле, в частности, развитие туризма на особо охраняемых территориях, как это принято во всём мире. Быстрый мировой рост спроса на экологический туризм формирует специфический рынок предложений . Эти возможности пока не находят должного отражения в маркетинговых стратегиях.
Интернет-маркетинг (туристические веб-порталы) является самым дешёвым с точки зрения затрат, и самым слабым местом с точки зрения применяемой маркетинговой эффективности политики Кыргызстана. Это подтверждается отсутствием Кыргызстана как страны туристического назначения на самых крупных и самых популярных туристических веб-порталах России, стран СНГ и дальнего зарубежья .
Целенаправленный туристический маркетинг (деятельность туроператоров на своих рынках) довольно эффективно осуществляется, как правило, самими туроператорами и туркомпаниями Кыргызстана без поддержки государства . Туристические компании самостоятельно формируют свои турпакеты, не всегда опираясь на информацию, доступную государственным органам.
Слабое развитие издательского маркетинга, как способа участия государства в . эффективной поддержке туризма, лишает потенциального потребителя туристических услуг найти нужную информацию о Кыргызстане в наиболее популярных печатных туристических изданиях и путеводителях по странам мира . Многие туристы испытывают трудности с приобретением карт, путеводителей, справочников и другой печатной продукции. Ни в Кыргызстане, ни на Иссык-Куле, не издаётся ни одного специализированного печатного издания, посвящённого туризму .
Образовательный маркетинг (ВУЗы, обмен студентами, летние лагеря, научная практика аспирантов, стажировки и др) используется крайне слабо.
Важным и перспективным инструментом продвижения туристических возможностей Иссык-Куля, обладающим многократным положительным эффектом, является технологический маркетинг. Особые природно-климатические условия позволяют позиционировать Иссык-Куль как лабораторию под открытым небом для апробации новых экологически безопасных технологий в условиях различного климата (от пустынь до арктического). На сегодняшний день этот вид маркетинга не задействован совсем.
В ближайшей перспективе основными потребителями туристско-рекреационных услуг будут оставаться, в первую очередь, Казахстан, Узбекистан, Россия и другие страны
СНГ. Важную роль в дальнейшем развитии туризма будут играть проведение на Иссык- Куле ежегодной международной ярмарки «Иссык-Куль» и активизация других видов маркетинговых стратегий.
Недостаточная известность на внешних рынках Кыргызстана как страны туризма объясняется слабой рекламной деятельностью ввиду недооценки собственного туристического потенциала. Не учитываются в должной мере качественные параметры окружающей среды, обеспечивающей обоснованную добавленную стоимость предлагаемым турпродуктам. В маркетинговых стратегиях упускаются из вида изменения в мировых тенденциях в туризме, формируемые под влиянием глобальных климатических изменений. Успешное продвижение туристского продукта Кыргызской Республики, и Иссык-Куля в частности, требует целевого государственного финансирования и более тесного сотрудничества с частным сектором.
Задачи
Перед государством стоит задача по формированию имиджа Кыргызстана как полноценного участника мирового туризма. Необходима разработка стратегии и комплекса мер по определению роли государства в маркетинговой стратегии, проведению исследований и анализа о состоянии и возможностях развития туризма в Кыргызстане с учётом глобальных изменений. Необходимо развивать комплексный туристический рынок, который будет основываться на активных видах отдыха (спорт, экстремальный туризм, альпинизм, экотуризм и другие), познавательных (история, этнография, биология, геология), полноценном курортном лечении, в сочетании с экологически чистыми продуктами питания. Развитие этих и других видов отдыха и рекреации должно обеспечиваться широким внедрением инновационных технологий, а само развитие туристического сектора должно основываться на экосистемном подходе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
> разработать современную государственную стратегию по развитию туризма в широком смысле, ключевой составляющей которой станет формирование образа Кыргызстана как страны туризма, удовлетворяющей самым высоким международным требованиям;
> сформировать имидж Иссык-Куля как пункта туристического назначения исключительной экологической чистоты, свободного от рисков экологического, технологического и техногенного характера через привлечение в развитие туристического сектора инновационных технологий
> использовать имеющиеся потенциал и каналы распространения необходимой информации, такие как членство Кыргызстана во Всемирной туристической организации, членство Кыргызстана в ЕвразЭС, ШОС, статус Иссык-Куля как Биосферного заповедника под эгидой ЮНЕСКО, другое,
> установление прямых контактов на государственном уровне с крупнейшими туристическими компаниями, веб-порталами и специализированными изданиями
> усилить аналитическую работу на государственном уровне;
> приведение туристических услуг, сервиса и маршрутов в соответствие с международными стандартами в соотношении «цена-качество».
Мероприятия, направленные на решение задач
> Введение единой Государственной системы классификации курортно-рекреационных учреждений, гостиничных предприятий и индивидуальных средств размещения туристов (частных домов) для обеспечения туристов достоверной информацией о предлагаемых компаниями условиях и уровне сервиса.
> Разработка необходимых критериев и требований для стандартизации и сертификации туристических объектов, туристических маршрутов и услуг в сфере туризма.
> Разработка необходимых критериев и требований для анализа и отбора инновационных технологий, которые будут использоваться для развития туризма принципиально нового качественного уровня.
> Сотрудничество в рамках ЕВРАЗЭС, ШОС, других структурах по привлечению к сотрудничеству в сфере туризма компаний, институтов и организаций, занимающихся разработкой и внедрением инновационных технологий .
> Формирование современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках:
> Организация сети туристических информационных центров в местах прохождения наибольших туристских потоков;
> Создание государственного веб-портала по туризму, действующем на различных языках;
> Формирование современного статистического учёта в секторе, соответствующего международным требованиям
> Внедрение аналитических инструментов в экономические расчёты для корректного учёта мультипликативного эффекта от развития данной сферы экономики.
Требуемые ресурсы.
После согласования плана мероприятий
Результаты
• Формирование современного конкурентоспособного туристского комплекса, путём создания горно-климатического курорта инновационного типа, удовлетворяющего требованиям как граждан Кыргызстана, так и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. Создание социально-ориентированной, высокорентабельной туристской индустрии международного уровня, базирующейся на инновационных экологически безопасных и экономически эффективных технологиях. Возвращение Кыргызстана на традиционные рынки туристских услуг в России и Центральной Азии как курортно-оздоровительного центра, и привлечение туристов из других стран мира.
• Развитие внутреннего и внешнего туризма по самым высоким международным стандартам, обеспечивая стабильный поток иностранных туристов на Иссык-Куль.
Создание эффективной системы управления развитием туризма на озере
Иссык-Куль
Текущее состояние и проблемы
Экономика и социальная сфера озера Иссык-Куль является многоотраслевым комплексом, который регулируется различными законодательными актами. На озере Иссык-Куль пересекаются интересы управления различных органов государственного управления, таких как Иссык-Кульская государственная администрация , Государственное агентство по туризму, Государственное агентство по охране окружающей среды, Генеральной дирекции биосферной территории озера Иссык-Куль и других отраслевых министерств и ведомств.
Функции органов государственного управления устанавливаются различными Законами и Постановлениями Правительства. Отмечается дублирование и недостаточно четкое разделение полномочий различных органов государственного управления в области развития туризма на озере Иссык-Куль. Данные ведомства, несмотря на их прямое вовлечение в те или иные аспекты развития туризмане имеют возможности координировать деятельность других министерств и ведомств, напрямую или опосредованно связанных с процессом привлечения, приема и обслуживания туристов (МИД, МВД, Погранслужба, таможня и налоговые органы, авиационные власти и т.д.).
Законодательство в области развития туризма на озере Иссык-Куль противоречиво и ведет дублирование полномочий различных органов государственного управления. Отсутствует единый координационный орган управления, который полностью отвечал бы за развитие туризма на озере Иссык-Куль.
Задачи
Разработка и принятие законодательства исключающего дублирование и неясность полномочий государственных органов в сфере развития туризма на озере Иссык-Куль.
Создание эффективного органа государственного управления развития сферы туризма на озере Иссык-Куль
Мероприятия, направленные на решение задач
По вопросу Разработки и принятия законодательства исключающего дублирование и неясность полномочий государственных органов в сфере развития туризма на озере Иссык-Куль, необходимо проанализировать существующую законодательную базу на предмет выявления противоречий в сфере государственного управления развития туризма на озере Иссык-Куль. В частности необходимо рассмотреть следующие Законы:
• Закон о местном самоуправлении и местной государственной администрации
• Закон о биосферных территориях Кыргызской Республики
• Закон о Правительстве Кыргызской Республики
• Закон об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль»
• Положение о Государственном агентстве по туризму при Правительстве Кыргызской Республики
• Постановление Правительства Кыргызской Республики о биосферной территории Иссык-Куль
Необходима разработка поправок в указанные законодательные акты или создание единого законодательного акта устанавливающего полномочия и права органов государственного управления в сфере развития туризма на озере Иссык-Куль.
Для решения задачи создания эффективного государственного органа управления развития сферы туризма на озере Иссык-Куль необходимо рассмотреть следующие варианты, с учетом принятых мероприятий по реформе административно- территориального устройства
1. Уточнение в законодательных актах функции и полномочий государственных органов управления
2. Создание Организации развития туризма (далее Организация развития) на озере Иссык-Куль или создание особых туристических территорий в районе озера Иссык-Куль.
При рассмотрении данных вопросов необходимо чтобы следующие функции государственного управления осуществлялись в едином государственном органе:
Данный орган государственного управления представляется в виде агентства, которое будет обладать полномочиями национальной адмйнистрации на региональном (областном) уровне, а также полномочиями, эквивалентными полномочиям муниципальных и районных администраций. Это юридическое лицо с полномочиями владеть и управлять землями, обладать недвижимостью и финансовыми средствами и заключать контракты с другими юридическими лицами. Оно будет состоять из Совета Директоров, в который должны войти представители соответствующих государственных органов, а возглавить его должен губернатор области.
C’freirxmaei тжзавглы торизма. аохжна обдаххгь полномочиями и функияцнямн.
—у- -e.w-ь ж гэжлэгъ лволмтику. координировать деятельность предусмотренную разж^шм ■ориижио-яржоиымж актами. Он будет обладать дополнительными полномочиями шоелять ресурсы и земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществлять мероприятия, которые могут свести до минимума риски для инвесторов.
Организация развития туризма должна включить полномочия по подготовке, принятию и изменению генеральных планов развития отраслей экономики, территорий, сельской местности и городов для целей развития туризма. В рамках этих планов этот эрган может определить зоны для развития туризма и инициировать переквалификацию земли, предназначенной для других целей, в землю под туризм, отдых и спорт. Любой из подобных планов должен соответствовать требованиям к биосферным зонам и защищаемым территориям.
Организация будет ответственна за разработку в Генеральный План развития туризма в Иссык-Кульской области. Организация может определять местоположение и границы и определять характер использования и развития туристической зоны или курорта.
Орган может инициировать мероприятия по изменению классификации находящихся в собственности государства или муниципалитета земель путем их перевода в категорию туристических в соответствии с процедурами и требованиями, предусмотренными законодательством.
По вопросам инвестиционных проектов, инициированных частными инвесторами Организация Развития должен работать по принципу «одного окна» при рассмотрении заявлений на выдачу разрешений на реализацию проектов развития в границах туристических зон.
Организация Развития должен обеспечить каждую туристическую зону надлежащей инфраструктурой для поддержки туристических объектов с высоким уровнем предоставляемых услуг. Данный орган должен иметь полномочия требовать от частных землевладельцев, находящихся на территории зоны, не проводить никаких работ на участках, предназначенных для строительства дорог, объектов общественного пользования и создания инфраструктуры.
Уполномоченный орган должен иметь полномочия работать с коммунальными службами для того, чтобы планировать, проектировать и обеспечить необходимые финансовые средства для создания инфраструктуры.
Организация Развития должен, обладать полномочиями определять и приобретать юридические права на создание сервитутов, связанных с туризмом, по собственной инициативе, совместно с областными, районными или муниципальными органами.
Организация Развития должен обладать полномочиями инициировать по просьбе заявителя направлять письма в любое соответствующее государственное, региональное или местное агентство и просьбой принять, аннулировать или изменить нормативный или технический стандарт, касающийся проектирования, строительства или функционирования туристического объекта.
По вопросам финансирования для выполнения своих задач Уполномоченный орган по Вопросам развития должен иметь два источника финансирования — ежегодные ассигнования из государственного или областного бюджета и разрешение получать небольшую плату за предоставляемые услуги (например, оплата за обработку заявлений, небольшой процент от тендерных продаж земельных учартков).
Требуемые ресурсы
Результаты
Основной целью по совершенствованию институциональной структуры на озере
Иссык-Куль является создание единого государственного органа, который отвечал бы за развитие туризма на озере Иссык-Куль, что приведет к повышению эффективности отрасли
Совершенствование фискальной реформы в сфере туризма на озере Иссык-Куль
Текущая ситуация и проблемы
Субъекты экономической деятельности, занимающиеся привлечением туристов в курортно-рекреационную зону, платят налоги не в полной объеме. Это связано с тем, что администрирование налогов с субъектов туристской деятельности все еще является громоздким, государственные органы не могут контролировать деятельность местных жителей, принимающих туристов. По экспертным оценкам размер теневой экономики в Иссык-Кульской области является одним из самых больших в республике.
В то же время собираемость налогов в турбизнесе выросла почти вдвое. Секрет успеха кроется в переходе на систему фиксированного налога. В зависимости от комфортабельности, количества мест и цен пансионатам установили единые фиксированные суммы налогов.
В то же время эти цифры могли быть выше в несколько раз. При подсчете фиксированных налогов цены значительно занижаются, а процент наполняемости берется на уровне семидесяти процентов.
Необходимо отметить, что в ряде районов Иссык-Кульской области недвижимость резко подорожала в цене. Введение налога на недвижимость и изменение ставок госпошлины на сделки с недвижимостью окажут позитивное воздействие на собираемость налогов
Мероприятия, направленные на решение задач
Стратегия развития страны предусматривает реформу налогового законодательства. В частности основными направлениями налоговой реформы должны стать(1) упрощение налогообложения; (ii) использование более низких налоговых ставок и широкой налоговой базы; (iii) выравнивание налогового бремени между различными типами налогоплательщиков; (iv) сокращение использования налоговых льгот и освобождений; (v) создание одинаковых условий налогообложения для отечественных и иностранных предприятий и физических лиц; (vi) поощрение добросовестных налогоплательщиков.
В тоже время при осуществлении реформы налогового законодательства необходимо учесть следующие предложения, которые направлены на улучшения условий осуществления туристической деятельности на оз. Иссык-Куль.
Для изменения ситуации связанной с налогообложением субъектов туристической деятельности в неорганизованном секторе, необходимо ввести приобретение обязательного патента на летний период и одновременно с этой мерой ввести двойные штрафные санкции за выявленные нарушения, с одновременным повышением заработной платы и престижа налоговых инспекторов (для исключения подкупа и коррупции среди сотрудников ГНИ). Фиксированная ставка приобретения патента позволит наполнить местный бюджет налоговыми поступления за счет расширения базы налогоплательщиков.
Необходимо усовершенствовать методику расчёта патента. Налог на недвижимость на территории Иссык-Кульского района разумнее предложить с дифференцированной ставкой уплаты госпошлин исходя из оценочной рыночной стоимости на проведение сделки передачи собственности на недвижимое имущество.
Резервом увеличения доходности от туристской деятельности может стать внедрение через аил окмоту сплошного патентирования частного сектора Иссык- Кульской области, на который приходится значительная часть всех прибытий отдыхающих.
Необходимо упростить налоговое законодательство в сфере уплаты земельного налога объектов курортно-реакреационного, оздоровительного и спортивного направления.
В частности, при расчете ставки земельного налога необходимо:
1. Пересмотреть коэффициент функционального назначения для земельных участков предоставленных под коммерческие учреждения науки (учебные заведения), образования (школы, детские сады), здравоохранения, культуры, физкультурно — спортивные, и отказаться от деления его на действующие и строящиеся.
2. Экономико-планировочный коэффициент должен быть обоснованным и рассчитываться как отношение комплексной оценки территории зоны к общей средневзвешенной оценке по населенному пункту.
3. Необходим дифференцированный расчет земельного налога для учреждений курортно-рекреационного и спортивного назначения, учитывающий различное функциональное назначение использования отдельных частей земельного участка:
— парковая зона. Для земель, используемых под выращивание многолетних насаждений должна применяться базовая ставка земельного налога такая же, как и для земель сельскохозяйственного назначения (многолетние насаждения);
— подъездные пути, пешеходная зона, санитарно-охранная зона очистных и водозаборных сооружений, игровые площадки. Для земель используемых под эти цели, должно применяться льготное налогообложение как для земель путей сообщений, линий связи, санитарно-охранных зон, земель общего пользования.
— зона капитального строительства. Для этих земель необходимо применять земельный налог безо всяких льгот.
4. Дифференцированный подход к расчету земельного налога на основании утвержденных генпланов (на стадии строительства) и по факту (для действующих учреждений).
Расчет коэффициентов при исчислении земельного налога должен быть обоснованным и устанавливаться исходя из объективных расчетов с учетом категории земель и исходя из генплана застройки курортно-рекреационной зоны Иссык-Куля. Для облегчения налогового бремени частного предпринимательства и учитывая конституционный принцип равенства всех хозяйствующих субъектов перед Законами (в том числе и Налоговым Кодексом), необходимо пересмотреть вопросы о льготах по земельному налогу хозяйствующим субъектам с государственной формой собственности.
Развитие человеческих ресурсов и образования для туризма
Текущее состояние и проблемы
Основными проблемами в области человеческих ресурсов являются недостаточная квалификация персонала и проблемы профессиональной подготовки.
Политика в области развития человеческих ресурсов и образования для туризма должна быть направлена на совершенствование образовательной системы подготовки специалистов для туризма, повышение квалификации работников туристской отрасли оз. Иссык-Куль и просвещение местного населения. Целевая поддержка доноров вовлечёт дополнительные ресурсы финансирования и оптимизации подготовки человеческого ресурса.
Достижение целей этой политики возможно при эффективном взаимодействии министерства образования и науки, министерства труда и социального развития, министерства экономического развития и торговли, министерства культуры и информации, государственного агентства по туризму, государственного агентства по профессионально-техническому образованию, Иссык-Кульской государственной администрации, а также ассоциаций предприятий туризма и доноров.
Задачи
Задачи по развитию человеческих ресурсов многогранны и включают в себя:
• Полное обеспечение потребности Иссык-Кульского региона в специалистах по туризму по численности, специализации и квалификации.
• Многоуровневость системы подготовки кадров для туризма и наличие широких возможностей в получении образования.
• Концентрация лучших научно-педагогических кадров в базовых учебных заведениях.
• Тесное учебно-производственное сотрудничество базовых учебных заведений и ведущих туристских компаний.
• Ориентация всех уровней учебных заведений на лучший международный опыт подготовки специалистов туристских специальностей.
• Наполнение учебных программ знаниями по охране окружающей среды, краеведению, традициям национальной культуры и др.
• Обеспечение должной научной поддержки развития устойчивого туризма на оз. Иссык-Куль.
• Концентрация образовательных учреждений подготовки среднего персонала и персонала «первого плана» для туристских предприятий Иссык-Кульской области преимущественно в самой области.
• Усовершенствовать систему подготовки специалистов для отрасли туризма на оз. Иссык-Куль до уровня стабильного воспроизводства человеческого ресурса.
• Повысить потенциал человеческого ресурса работников туристской отрасли оз. Иссык-Куль и местного населения для ускорения социально-экономического развития региона.
• по развитию программ и организаций, предоставляющих образовательные услуги по подготовке и переподготовке кадров для туризма.
• по усилению поддержки развития туризма населением Иссык-Кульской области и его вовлечению в туристский бизнес.
• по совершенствованию системы управления и координации работы государственных и негосударственных учреждений при развитии человеческого ресурса.
• по координации деятельности доноров, вовлеченных в развитие человеческого ресурса и образования в туризме.
• по развитию регуляторной среды в области развития человеческих ресурсов и образования в туризме.
Мероприятия, направленные на решение задач
Усовершенствовать систему профессионального туристского образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, руководящих работников и специалистов сферы туризма при этом:
а) обеспечить многоуровневость и непрерывность * системы профессионального образования
б) обеспечить постоянный мониторинг образовательного процесса независимыми компаниями (предусмотреть бюджетные расходы для финансирования их работы).
в) расширить в Иссык-Кульской области сеть учебных заведений, дающих начальное и среднее профессиональные образования для удобства местного населения получить туристские профессии.
г) создать консультативный орган в составе представителей Государственного агентства по туризму, Министерства образования и науки, Министерства труда и социального развития, Государственного Агентства по профессионально-техническому образованию, а также представителей ассоциаций туризма и донорского сообщества для координации работы государственных учреждений и предприятий туристской индустрии, анализа ситуации и согласованного принятия решений.
Осуществить специализацию учебных заведений туристского профиля, повышение квалификации преподавателей, что предполагает:
а) содействие созданию базовых учебных заведений по научному и учебно-методическому обеспечению процессов обучения специалистов.
б) разработку механизма укрепления учебно-практической базы образовательных учреждений через установление прямых взаимовыгодных отношений с туристскими предприятиями, передачи учебным заведениям объектов туризма и отдыха на условиях долгосрочного кредита и др.
в) поощрение добровольной специализации учебных заведений туристского профиля, предоставлением государственных заказов на подготовку специалистов. Специализация облегчит процесс совершенствования учебными заведениями образовательных программ, г) повышение квалификации профессорско-преподавательского состава через освоение опыта ведущих зарубежных учебных заведений.
Разработать государственные образовательные стандарты и совершенствовать учебные программы в соответствии с требованиями туристской отрасли, при этом обеспечить:
а)научность, информационная открытость, связь со специалистами и широкими слоями общества, маркетинг исследований и др. Процесс введения ГОСов должен включать стадии экспертной оценки, апробации, коррекции, мониторинга и получения систематической обратной связи;
б) совершенствование спектра специальностей подготовки кадров согласно запросам рынка труда с отражением изменений в Общереспубликанском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
в)переподготовка человеческих ресурсов усилиями предпринимателей и системы образования через согласованные краткосрочные учебные программы в соответствии с их финансовыми и организационными возможностями.
^согласованность с международным проектом «Национальные Квалификационные Структуры в Центральной Азии» по определению необходимых компетенций для выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений туристских специальностей.
Обеспечить улучшение коммуникаций между работодателями, абитуриентами, студентами, выпускниками и учебными заведениями туристского профиля позволит существенно гармонизировать их интересы при принятии мер по:.
а) созданию эффективно работающего рынка образовательных услуг путём определения потребности рынка труда в трудовых ресурсах по туристским специальностям.
б) разработке доступности этой информации с помощью информационно-коммуникационных технологий.
в) обеспечению контактов потенциальных поставщиков образовательных продуктов и работодателей и единого информационного пространства.
г) разработке методологии и системности определения рейтингов учебных заведений и обеспечению широкой доступности этой информации.
Расширить научно-исследовательские работы в сфере туризма на оз. Иссык- Куль для обеспечения комплексного освоения туристских ресурсов Иссык-Кульской области, что потребует:
а)содействия в обеспечении взаимодействия академического сектора с предприятиями туристской индустрии и с местными сообществами при проведении востребованных научно-исследовательских работ.
б)включения в программы научно-исследовательских работ Национальной академии наук и вузов тематики в области туризма в зоне оз. Иссык-Куль по направлениям: устойчивое развитие туризма на Иссык-Куле; охрана окружающей среды на Иссык-Куле; управление туристическим бизнесом, маркетинг в туризме в зоне оз. Иссык-Куль; разработка и продвижение национальных брендов в архитектуре, этнографии, национальной кухне и т.д.
в) включения туризма в классификатор ученых специальностей.
Обеспечить использование международного опыта при подготовке и переподготовке кадров для туризма, что позволит быстрее приблизиться к международным стандартам при принятии следующих мер:
а)расширении сотрудничества с мировыми образовательными центрами и туристскими компаниями по получению современной методической литературы, проведения совместных семинаров и конференций на территории оз. Иссык-Куль.
б)создания механизма широкого и ускоренного освоения международного опыта туристского сервиса стажировки работников и студентов за рубежом, с использованием возможностей государственных учреждений (Жогорку кенеш, министерство иностранных дел, государственное агентство по туризму), собственного потенциала учебных заведений, донорских организаций и финансово-кредитных учреждений (образовательные кредиты), в) разработки программы обмена профессорско-преподавательским составом, включая проведение мастер-классов ведущими зарубежными специалистами.
г)содействия росту числа крупных туристских объектов на оз. Иссык-Куль с персоналом обученным мировому стандарту сервиса приглашёнными зарубежными специалистами.
Осуществить мероприятия по поддержке развития туризма населением Иссык- Кульской области.
Для развития образовательных программ, повышающих мотивации общественной поддержки населением Иссык-Кульской области процессов развития туризма необходимо:
Разработать и реализовать образовательные и информационные программы, направленные на информирование местных жителей о потенциальной важности и возможностях, связанных с туризмом, на развитие сотрудничества предприятий туристской индустрии с местными сообществами, привлечение их к участию в реализации стратегии. При этом способствовать поднятию уровня экологического образования населения, стремления к бережному отношению к природному наследию страны.
Разработать и реализовать образовательные программы для повышения информированности, улучшения взаимопонимания между органами региональной государственной администрации и органами местного самоуправления, включая реализацию совместных подходов к решению проблем’ занятости, охраны окружающей среды, развития гостеприимства.
Обеспечить совершенствование управления и координации с учетом мероприятий по совершенствованию системы государственного управления туризма.
Создать при Иссык-Кульской государственной администрации межведомственную комиссию в сфере туризма в целях совершенствования межведомственной и межотраслевой координации, вменить в обязанность этой комиссии мониторинг ситуации в области развития человеческого ресурса и определение потребности специалистов для туристской отрасли в области.
Активизировать работу органов местного самоуправления по вопросам подготовки в местном сообществе специалистов по туризму. Разработать и принять положение о координационных советах органов местного самоуправления и находящихся на его территории предприятий туристской индустрии, для взаимовыгодного и конвенционального порядка разрешения текущих проблем. Развить практику заключения прямых договоров между органами местного самоуправления и субъектами туристской деятельности, располагающимися на территории местного самоуправления. Договора могут содержать соглашения по охране окружающей среды, квотам по использованию местного населения в качестве рабочей силы и др.
Расширить практику сотрудничества Государственного агентства по туризму с базовыми учебными заведениями путем заключения прямых договоров. Такое сотрудничество должно быть направлено на совершенствование государственных образовательных стандартов в сфере туризма; разработку перечня компетенций специалистов в туризме, приведение учебных планов к современным квалификационным требованиям, ознакомление широкой общественности с достижениями в подготовке специалистов в сфере туризма, в том числе, посредством проведения научно- практических конференций и семинаров, проведение совместных экспертиз учебно¬методических и контрольно-измерительных инструментов (промежуточное тестирование, аттестация и т.д.).
Для повышения уровня координации деятельности доноров, вовлеченных в развитие человеческого ресурса и образования в туризме необходимо:
Достигнуть соглашения с донорским сообществом о координации действия при развитии человеческих ресурсов для туризма. Для этого ввести доноров в состав консультативного органа по развитию человеческих ресурсов для туризма.
Ориентировать доноров на помощь в расширении международных контактов образовательных учреждений Кыргызстана в сфере туризма.
Для улучшения правовой и регулятивной среды развития человеческих ресурсов внести в законы Кыргызской Республики «Об образовании» и «О профессиональном техническом образовании» изменения, отражающие развитие рыночных отношений, необходимость развития конкуренции среди поставщиков образовательных услуг.
Требуемые ресурсы. После согласования плана мероприятий
Результаты
Развитие образовательных учреждений и программ по подготовке кадров для туризма даст следующие результаты:
Существенно улучшится система подготовки специалистов для сферы туризма во всех трех образовательных ступенях, расширится доступ к образовательным программам населения Иссык-Кульской области, создадутся органы по координации решений относительно развития человеческого ресурса для туризма на оз. Иссык-Куль.
Существенно улучшатся коммуникации между работодателями, учебными заведениями, студентами, что приведет к созданию эффективно работающего рынка образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров.
Создадутся условия и расширится применение лучшего международного опыта по развитию туризма, что позволит ускорить темпы выхода Кыргызстана на международные туристские рынки.
Жители области больше осознают перспективы, которые открываются перед ними в результате развития туризма. Это будет способствовать улучшению социальной, культурной, экологической среды пребывания туристов, улучшится внешний облик сел, городов, самих жителей области, это также придаст новые стимулы для развития населением собственного бизнеса в сфере туризма.
Между местными самоуправлениями и туристскими предприятиями наладятся взаимовыгодные, конструктивные и устойчивые взаимоотношения, которые будут способствовать как развитию туристского бизнеса, так и развитию местного самоуправления.
Государственное агентство по туризму получит больше возможностей для улучшения стратегий развития туристской индустрии за счет улучшения взаимодействия с туристскими предприятиями, улучшится прогноз потребности специалистов в сфере туризма по числу, специализации, уровню подготовки.
Повысится эффективность работы донорского сообщества в сфере образования и развития туризма на оз. Иссык-Куль.
Усовершенствование механизмов оказания медицинской помощи и обеспечение безопасности туристов
Текущее состояние и проблемы
Обеспечение надлежащего качества медицинской помощи является первоочередной задачей системы здравоохранения, особенно в такой важной для Иссык- кульской области отрасли, как туризм. В каждом населенном пункте области число медицинских учреждений и санитарных противоэпидемических мероприятий планируются, исходя из численности населения. Статистика показывает, что частота заболеваний на отдыхе возрастает (ожоги, отравления, травмы и пр.), поэтому в туристский сезон местные учреждения здравоохранения испытывают повышенные нагрузки при оказании помощи по доставке больных в медицинское учреждение и при оказании первой необходимой помощи всем нуждающимся, не зависимо от территории проживания или гражданства.
Здравоохранение Иссык-Кульской области финансируется из бюджетов (республиканского и местного) и из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и рассчитано на местное население. Оказание медицинской помощи туристам области (в основном, транспортировка до медицинского учреждения и оказание первой помощи), во-первых, увеличивает нагрузку на медицинские учреждения и на медицинский персонал до не предусмотренных государственным финансированием размеров, во-вторых, производится из ресурсов, предназначенных для местных сообществ. Такая ситуация вызывает неудовлетворенность у местных сообществ и требует адекватной государственной политики, которая направлена на расширение возможностей медицинских учреждений области по оказанию первой медицинской помощи, а также на введение механизма финансовых гарантий оплаты неотложной медицинской помощи для всех туристов, пребывающих в Иссык-Кульскую зону отдыха.
В летние месяцы в Иссык-Кульской области растет число несчастных случаев, в том числе из-за несоблюдения требований техники безопасности на воде, в горах. Курортный сезон привлекает в область значительное число лиц с девиантным поведением (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и пр.) и это способствует росту числа хулиганств, краж, грабежей, других преступлений против личности и их имущества, в том числе против иностранных граждан. Высокая концентрация людей на ограниченных территориях увеличивает угрозы пожарной безопасности, распространения инфекционных заболеваний, дорожно-транспортных происшествий и т.д. Наконец, снижается уровень безопасности для туристских ресурсов.
В настоящее время в связи с отменой института зон с ограниченным доступом туристов и альпинистов и упразднением Контрольно-регистрационной службы, для туристов, альпинистов, туристских групп имеются условия для самовольной организации и проведения альпинистско-туристских экспедиций, которые проводятся с грубейшими нарушениями «Правил совершения восхождений в горах». Индивидуальные и самодеятельные туристы вообще могут выпасть из поля зрения из-за отсутствия регистрации. В настоящее время никто должным образом не контролирует парашютный спорт, дельта- и парапланеризм, подводное плавание с аквалангом и водные виды спорта (водные мотоциклы), катание туристов на яхтах, других плавстредствах с точки зрения соответствия нормам и требованиям безопасности. Такое положение дел приводит к резкому росту числа несчастных случаев, повышению уровня травматизма среди альпинистов и горных туристов.
Механизм финансовых компенсаций за оказание помощи по линии специальных служб спасения не является достаточно урегулированным, сами компенсации не производятся в безусловном порядке. Так, практически все туристы, совершающие восхождения и треккинги, прибывают в Кыргызстан по линии частных иностранных туристских компаний, которые получают оплату за тур в своей стране по месту регистрации. Однако в случае возникновения инцидентов с туристской группой эти туристские компании обращаются в Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики за помощью, работа которой обеспечивается бюджетными средствами.
Задачи
• Обеспечить туристов гарантированной медицинской помощью
• Обеспечить безопасность участников туристичекой деятельности
Мероприятия, направленные на решение задач
Развитие системы здравоохранения в Иссык-Кульской области следует рассматривать в качестве одной из важнейших социально-экономических задач, имеющую значение не только для повышения степени социальной защищенности туристов, но и как источник дополнительных финансовых ресурсов на поддержание необходимого уровня функционирования системы здравоохранения области. Механизм решения проблемы обеспечения своевременности и надлежащего качества медицинской помощи для туристов Иссык-Кульской области должен состоять в следующем:
• ля граждан Кыргызстана, состоящих в ФОМС — введение отлаженного механизма финансовой компенсации услуг местных органов здравоохранения из ФОМС;
• ля граждан других государств — введение эффективной системы перестрахования существующих медицинских страховок в страховых компаниях Кыргызстана с обеспечением системы незамедлительной компенсации;
— для тех, кто не состоит в ФОМС и не имеет медицинских страховок — введение системы добровольного медицинского страхования (ДМС): для иностранцев при въезде в страну, для граждан Кыргызстана при въезде на территорию Иссык-Кульской курортной зоны.
В настоящее время существует ряд факторов, сдерживающих развитие ДМС для туристов:
— отсутствие нормативного акта, регулирующего применение добровольного медицинского страхования для туристов, посещающих Иссык-Кульскую курортную зону;
— слабая институциональная база страховых компаний Кыргызстана, что препятствует не только своевременному выполнению своих обязательств, но и вообще выполнению обязательств;
— низкая страховая культура руководителей туристских компаний (баз размещения), отсутствие понимания значения ДМС как наиболее эффективного способа компенсации расходов муниципальных медицинских учреждений на медицинские услуги,
— отсутствие проработанных и действенных механизмов компенсации страховыми компаниями расходов, понесенных при оказании медицинской помощи;
— существование на рынке страхового продукта «страхование от несчастного случая», который подменяет ДМС и не позволяет обеспечить компенсацию расходов муниципальных медицинских учреждений за медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам.
Целесообразно рассмотреть вопрос о реализации проекта постоянного присутствия в Иссык-Кульской области крупной финансово устойчивой страховой компании с преобладающим участием финансовых ресурсов международных финансовых институтов как в капитале, так и в менеджменте компании. Такая компания задаст стандарты качества обслуживания туристов, будет способствовать выведению потребителей и исполнителей медицинских услуг на взаимозависимые отношения, вводя механизмы равноценного партнерства, обеспечивая социальную и экономическую защищенность. Наличие такой компании приведет к возрастанию значимости роли страхового финансового посредника в виде страховой организации, ее ответственности, гарантий и контроля за финансовыми ресурсами, что позволит значительно улучшить оказание медицинской помощи туристам области.
Этот проект должен осуществляться ограниченный срок и находиться под патронажем государства. При этом реализация проекта не должна ограничивать конкуренцию на рынке страховых услуг.
Всемирной туристской организацией под безопасностью в сфере туризма понимается обеспечение безопасности и защиты как самих туристов, так и работников туристских предприятий и всего местного населения. Субъекты обеспечения безопасности туризма — это система органов внутренних дел и национальной безопасности, здравоохранения, учреждений оказания экстренной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые объединены целями по защите здоровья и жизни всего населения области, включая туристов, а также среды проживания, и которые осуществляют согласованную деятельность в рамках, определенных законодательством. Все эти службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Кроме того, это подразделения субъектов туризма, которые созданы и финансируются за счет этих субъектов: медицинские пункты, службы безопасности, службы спасения на водах и т.д.
Решение проблемы обеспечения безопасности (помимо оказания медицинской помощи) включает следующие направления: безопасность жизни и здоровья туристов; сохранность их имущества; борьба с организованной преступностью и терроризмом; безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; безопасность в местах размещения и питания; непричинение ущерба окружающей среде во время путешествий; информирование по вопросам защиты и безопасности; защита и охрана туристской среды; осуществление специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов; создание местных систем обеспечения защиты и безопасности туристов и местного населения. Обеспечение результативности работы государственных учреждений по этим направлениям требует усиления кадрового потенциала, улучшения технического оснащения, роста мотивированности и т.д., а также развития информационного обеспечения населения и туристов по вопросам безопасности, что возможно только при увеличении государственного финансирования.
Целесообразно также является создание Национальной службы спасения и контроля по экстремальным видам туризма и спорта, которая должна иметь в своем составе подразделения оказания экстренной помощи при спасении, а также регистрационное, учебно-методическое и природоохранное подразделения. Эти подразделения могут выполнять следующие функции:
• прием заявок на совершение туристских мероприятий (треккингов, горновосхождений, спуска на плотах по рекам, спуска в пещеры);
• контроль наличия разрешений на доступ, регистрация маршрутов; отслеживание прохождения тургруппами контрольных точек на маршруте, а также их выхода на связь в установленное время, недопуск на территорию туристских районов туристов-одиночек;
• организация оперативного проведения спасательных работ при каком-либо несчастном случае или другом инциденте;
• организация учебно-методической работы по повышению квалификации персонала туркомпаний и гидов-проводников, а также специальная аттестационная комиссия участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, прием квалификационных экзаменов и присвоение категорий;
• разработка и внедрение комплекса мер по обеспечению безопасности туристов.
При этом выполнение всех перечисленных функций (выдача разрешений, осуществление контроля прохождения маршрутов, помощь и т.д.) должны иметь соответствующую финансовую компенсацию со стороны получателей услуг посредством установления договорных отношений и использования механизма страхования.
Ресурсы. После согласования плана мероприятий
Результаты
Будет обеспечена охрана здоровья и безопасность участников туристической деятельности, что приведет к улучшению имиджа Иссык-Куля.