Заместитель Торага: Системные реформы — это веление и требование времени (заявление)

БИШКЕК (АКИpress) — Заявление заместителя Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эркинбека Алымбекова

«В случае рассмотрения отставки Торага Жогорку Кенеша прошу вас, уважаемые коллеги, рассмотреть мое заявление об отставке от должности заместителя Торага.

Хочу выразить огромную благодарность вам, уважаемые коллеги, за оказанное высокое доверие в это сложное, ответственное время. Я пытаюсь работать высокопрофессионально, ответственно, отстаиваю интересы, прежде всего народа Кыргызстана и парламента. Я всегда придерживался и сейчас остаюсь на этой позиции, что во имя сохранения мира, стабильности и суверенитета страны все политические силы должны поступаться с амбициями и искать консенсус. Наша главная беда — это отсутствие толерантности и нетерпимость к чужому мнению, мнению отличному от твоего. В следствие этого, оппозиция всегда воспринимается как нечто вражеское. Во всем цивилизованном мире, где высокая эффективность государственного управления норма — власть и оппозиция одна составляющая, обеспечивается институциональная возможность политической конкуренции и цивилизованная смена власти путем волеизъявления граждан. Осенью прошлого года приезжала парламентская делегация Великобритании и меня поразила высокая политическая культура депутатов, в состав которой входили как представители власти, так и оппозиции. Глава делегации — лорд Кромвель (потомок того Кромвеля, которого мы знаем по школьной истории) — отметил: «Мы государство воспринимаем как мать, которая ведет за руки детей — в одной руке власть, а в другой руке оппозицию. Оба ребенка для матери ценны и важны, и оба ребенка бережно и заботливо должны относиться к матери».

Вследствие отсутствия институциональной возможности для политической конкуренции, при прежнем режиме, произошли события 24 марта. Надо отдать должное Бакиеву Курманбек Салиевичу, который взял на себя ответственность в это очень кризисное время. Благодаря вашей единой поддержке, уважаемые коллеги, ситуация была взята под контроль, и был остановлен пожар мародерства и гражданской войны в республике.

И с тех пор и в личной беседе с Курманбек Салиевичем, и в публичных высказываниях, я призывал к толерантности и сотрудничеству все имеющиеся политические силы, т.к. есть много объективных внешних и внутренних угроз для стабильности и суверенитета страны.
И если вы заметили, уважаемые коллеги, я практически не выступал на заседаниях, а когда вел заседания пытался быть объективным и техническим ведущим. Это не означает, что мне нечего сказать, это как раз была политика направленная на сотрудничество. В то же время я активно проводил работу по решению насущных проблем своих избирателей, я один из депутатов, который регулярно держит отчет перед своими избирателями (100 дней, 200 дней и скоро отчитаюсь за год депутатской деятельности в средствах массовой информации и на встречах).

Всегда, и особенно в такое сложное, кризисное время легко критиковать, найти изъяны в любом, даже абсолютно правильном решении.

И в то же время можно не согласиться с действиями властей, которая не хочет проводить системные реформы, направленную на повышение эффективности государственного управления, которая повысит эффективность экономики, вследствие чего у людей появиться возможность достойной жизни. Желание руководить страной отжившими схемами акаевской эпохи, когда страна другая, люди другие, приводит к еще большему системному кризису и отталкивает от Президента широкие слои общественно-политических сил страны и международного сообщества. Эта политика может привести к неуправляемым и необратимым процессам, давая возможность темным, радикальным силам решать вопросы силовыми методами. Системные реформы — это веление и требование времени. Парламент во главе со спикером добивался проведения реформ, в пределах конституционных полномочий и вы, уважаемые коллеги, ставили вопросы остро, может излишне эмоционально, может иногда даже ошибочно. Но нам как нельзя лучше видно очень трудное положение простых людей на местах. И когда Президент предлагает нам роль парламента Туркмении или Узбекистана, я думаю, это противоречит требованию времени. И у президента нет другого пути как проведение системных реформ. Парламент, прежде всего, помогает президенту увидеть объективно существующие острые проблемы. Мы можем не зацикливаться на споре о формах правления, мы можем проводить реформы даже в условиях президентско-парламентской республики.

Полностью приветствуется и поддерживаются шаги президента по привлечению средств пороговой программы Счет вызовов тысячелетия Правительства США на реформы судебной и правоохранительных систем. Туда необходимо, на мой взгляд, еще включить реформу фискальных органов, существенным увеличением заработной платы и социальных гарантий работников вышеуказанных сфер. Необходимо как можно быстрее изменить конституцию, в которой заложить обеспечение институциональной и финансовой независимости судебной ветви власти, и уходить от принципов карательной системы судебно правоохранительных органов доставшееся от советского прошлого. Введение пропорционально-мажоритарной системы выборов и довыборы в парламент 30 депутатов по партийным спискам в этом году. Проведение внятной, продуманной кадровой политики, основанной на партийном представительстве.

Абсурд и нонсенс, когда у нас в стране два правительства, первое — правительство Кулова со всем социальным блоком, второе — коллегия Админстрации президента, во главе с Сыдыковым, со всеми финансовыми и структурообразующими отраслями. Республика маленькая, и в условиях отсутствия системы сдержек и противовесов, быстро становиться известным кто какой поток контролирует, и кто за счет народа обогащается.

Срочно пересмотреть структуру правительства с передачей ему полноценных полномочий и сокращением дублирующих функций Админстрации президента. Далее остро стоит вопрос административно-территориальной реформы и местного самоуправления. Требование времени усиление роли местного самоуправления с передачей полноты полномочий и финансовой независимости. В принципе и президент и парламент говорим об одном и том же, но нам не хватает политической воли начать эти изменения совместными усилиями. Нигде в мире коррупцию не побеждали увещеваниями. Имеются классические меры институциональных реформ, помогающие снижать уровень коррупции и это, прежде всего, создание системы сдержек и противовесов.

Хочется чтобы Президент Бакиев остался в истории лидером реформ, лидером нации, как отцы основатели Америки, Ата тюрк, Де Голль и многие другие.

Наш народ тысячелетиями мечтал, стремился и боролся приобрести суверенитет. Мы его получили в подарок в результате распада Советского Союза. И если в результате амбиций, склок и сиюминутных интересов потеряем суверенитет страны, со всеми вытекающими отсюда последствиями, все мы будем прокляты историей и будущими поколениями.

Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию, хотел бы призвать все ветви власти и политические силы во главе с их лидерами к консенсусу, достойному и взвешенному решению сложившегося положения во благо будущего страны и кыргызского народа».

Эркинбек Алымбеков,
Заместитель Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
13 февраля 2006 года

www.akipress.kg