[15.01.2ОО3] «Следуя духу демократии»… А.Акаев

image_pdfimage_print
Из выступления Президента КР А.Акаева по кыргызскому телевидению:
 
…Завершен важный этап — более чем полугодовая работа всего нашего общества по обсуждению Конституции страны, ее соответствия новым реалиям и требованиям нашего развития…
 
…Первоначально суть и содержание конституционной реформы обсуждались Конституционным совещанием, которое было образовано мною. На основе представительства самых различных политических сил и на принципе консенсуса Конституционным совещанием были выработаны основные принципы необходимых поправок в Конституцию. Вы знаете, что в составе Конституционного совещания было исчерпывающее представительство оппозиции…
 
…Это было уникальным, не имеющим аналогов подходом к конституционной реформе. Никогда и нигде в новейшей истории СНГ Конституции не писались и не правились на основе консенсуса власти и оппозиции…
 
…Хотя Конституцией страны и предусмотрен различный порядок внесения изменений в Конституцию, по юридическим причинам новая редакция может быть принята только и исключительно всенародным референдумом. При этом я должен отметить, что и подавляющее большинство населения (более 75 процентов) убеждены, так и считают, что этот вопрос надо решать только референдумом…
 
…Мною подписан Указ о проведении 2 февраля сего года референдума (всенародного голосования) по новой редакции Конституции…
 
…Если говорить о главном, то предлагаемые изменения обеспечивают реализацию пяти основных задач.
 
Первая — это основательное укрепление конституционных гарантий прав человека, конкретизация и расширение закрепленных в Конституции неотъемлемых прав в соответствии с новой национальной идеей «Кыргызстан — страна прав человека».
 
Мы впервые последовательно закрепили один из базовых принципов правового государства: граждане вправе делать все, что не запрещено законом, а государство, его органы не могут выходить за рамки Конституции и законов…
 
Но особенно большие изменения претерпел раздел второй главы второй, определяющий права и свободы человека в нашей стране. Он не просто существенно увеличен. Конституционно закрепляются как сами основные права человека, так и гарантии их реализации. Этот раздел приведен в полное соответствие с основными международными документами, касающимися прав человека.
 
Впервые право частной собственности конституционно подкреплено обязанностью государства осуществлять отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях и только на компенсационной основе.
 
Также впервые конституционно закреплено право на альтернативную военную службу.
 
Вторая основная задача — это демократизация, повышение роли выборных органов власти всех уровней в решении основных вопросов жизни людей.
 
В соответствии с предлагаемым проектом изменений будет осуществлен переход от двухпалатного к однопалатному парламенту. Это существенное изменение, и делается оно на основе многочисленных требований подавляющего большинства населения. Об этом свидетельствуют и высказывания в печати, и встречи с людьми, и множественные обращения граждан.
 
…За последние годы мы сильно продвинулись в вопросе расширения низовой, или фундаментальной демократии. Сформированы выборные органы местного самоуправления. Сегодня интересы населения есть кому представлять и помимо депутатов Жогорку Кенеша. Есть кому и решать проблемы людей на местах. Поэтому существование представительской палаты уже не столь необходимо, как еще несколько лет назад.
 
Кроме того, мы учитывали, что в новом Жогорку Кенеше за счет проведения выборов исключительно по одномандатным округам существенно сокращается численность избирателей в округах. Если ранее один депутат представлял около 70 тысяч избирателей, то теперь, даже с учетом возросшего населения, один депутат будет представлять интересы значительно меньшего числа избирателей — в среднем около 34 тысяч…
 
…Новая редакция Конституции существенно расширяет участие и полномочия Жогорку Кенеша в решении кадровых вопросов. Если предлагаемая редакция Конституции будет принята, Жогорку Кенеш будет утверждать структуру правительства, а также давать согласие на назначение не только премьер-министра, но и всего состава правительства, председателей Центризбиркома, Счетной палаты, состава судей, то есть всех основных кадров.
 
Предлагается вновь ввести неприкосновенность для депутатов Жогорку Кенеша и ввести частичную неприкосновенность для депутатов местных кенешей. Должен отметить, что возвращение депутатской неприкосновенности не находит широкой поддержки у людей. Большинство по-прежнему, как и в 1998 году, высказывается против. Однако мы это сделали в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время работы Конституционного совещания.
 
Впервые в конституционные обязанности правительства и местных государственных администраций вводится осуществление взаимодействия с неправительственными организациями, гражданским обществом. Это отражает новую, заметно возросшую роль неправительственного сектора в управлении общественными делами.
 
Третья основная задача — корректировка, уточнение баланса ветвей власти. Проект предусматривает более сбалансированное распределение полномочий, передачу части полномочий от Президента к правительству и Жогорку Кенешу, а также децентрализацию власти, передачу ряда полномочий к органам местного самоуправления.
 
Определен более четкий порядок прохождения законопроектов и принятых законов, практически исключающий возможность конституционных кризисов между Президентом и Жогорку Кенешем.
 
Впервые, по примеру многих стран, в Конституции конкретизированы вопросы компетенции Правительства, а также местных государственных администраций.
 
В новой редакции Конституции значительно подкреплен правовой статус местного самоуправления, его роль в жизни общества.
 
Четвертая задача — судебная реформа, укрепление независимости и повышение качества работы судебной ветви власти. Проект новой редакции Конституции предусматривает объединение арбитражных судов с судами общей юрисдикции с последующей специализацией. Вводятся неприкосновенность и гарантии независимости судей. Увеличиваются сроки, на которые назначаются судьи местных судов. Отныне все назначения судей местных судов будут производиться с согласия Жогорку Кенеша.
 
Впервые конституционно закрепляются основные принципы судопроизводства, закреплены механизмы, ориентированные на защиту прав человека.
 
И, наконец, пятая из числа основных задач — повышение конституционной ответственности органов власти всех ветвей и всех уровней от Президента, Жогорку Кенеша и правительства до местного самоуправления. Я хочу подчеркнуть, что это делается на основе многочисленных пожеланий людей и отражает заметно возросший с развитием демократии уровень требований к деятельности властей. По новой Конституции правительство подконтрольно и подотчетно Жогорку Кенешу. Парламент будет иметь возможность выразить недоверие правительству. Повышается и ответственность депутатов за выполнение своих депутатских обязанностей. Сильный парламент должен быть одновременно эффективным и плодотворным…
 
…Кыргызстан всегда был лидером демократии и реформ в Содружестве Независимых Государств, а теперь мы прочно закрепим это лидерство.
 
Следуя духу демократии, поскольку принимается новая редакция Конституции и поскольку я был избран всем народом, считаю необходимым поставить вопрос о всенародном подтверждении полномочий Президента для работы уже с новой редакцией Конституции до окончания конституционного срока избрания, то есть до декабря 2005 года.
 
Это позволит подтвердить мое право продолжить начатые реформы, претворить в жизнь те позитивные изменения в Конституцию, которые принимаются на референдуме, и обеспечить преемственность власти…
 
ЦентрАзия, 15 января 2003