[19.06.2ОО3] Приватизация «Кыргызтелекома»: Что нас ждет?

image_pdfimage_print
Из интервью директора Госагентства связи при правительстве Кыргызской Республики А.Титова:
 
Независимый регулирующий орган в области связи был создан пять лет назад в соответствии с Законом «Об электрической и почтовой связи» — это Государственное агентство связи.
 
На нас возложены лицензирование, сертификация, радиочастотный менеджмент, контроль за качеством предоставляемых услуг, установление тарифов для предприятий-монополистов.
 
На сегодняшний день на рынке связи действуют более 150 операторов, предоставляющих весь спектр современных услуг. Но основная нагрузка ложится на национального оператора — ОАО «Кыргызтелеком«.
 
…Совместно со всеми заинтересованными ведомствами и представителями бизнеса мы разработали ряд нормативных актов в области лицензирования междугородной и международной связи, сопряжения сетей электросвязи, тарифной политики для ОАО «Кыргызтелеком». На сегодняшний день в Кыргызстане выдано 239 лицензий. Наряду с традиционными операторы предоставляют такие виды услуг, как подвижная радиосвязь (сотовая, транкинговая, пейджинговая), передача данных (Интернет, электронная почта), спутниковая связь. Но темпы развития значительно отстают от возрастающих потребностей населения.
 
К тому же часть взятых лицензий по разным причинам компаниями не реализована. Основная причина – финансовая: для создания, поддержки и развития собственных сетей связи необходимы значительные инвестиции как внешние, так и внутренние.
 
…В нынешнем году заканчивается эксклюзивное право «Кыргызтелекома» на предоставление услуг междугородной, международной связи. Казалось бы, можно выдавать без дополнительных условий лицензии на эти услуги. Но одновременное появление на рынке большого количества операторов, не имеющих собственных сетей связи, а использующих сети других операторов (в основном национального оператора) приведет к резкому ухудшению экономических показателей «Кыргызтелекома», который практически в одиночку создает и эксплуатирует сети электросвязи в сельских и труднодоступных районах.
 
Это не только парализует развитие сельской связи, но и отрицательно скажется на экономике нашей страны, значительную долю ВВП которой составляет аграрный сектор.
 
Поэтому основным критерием, на основании которого может быть выдана лицензия на оказание услуг междугородной и международной связи, должно служить наличие у оператора электросвязи собственного коммутационного оборудования с достаточно большой емкостью и собственных каналов связи (традиционных телефонных, оптоволоконных, радиоканалов и др.)
 
…Теперь желающие получить лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи, а также IP-телефонии должны принять на себя обязательства по инвестированию в телекоммуникационную инфраструктуру страны не менее 20 млн. сомов.
 
…Государственное агентство связи разрабатывает дополнительные условия для включения в лицензионные соглашения услуг пакетной передачи голоса в режиме реального времени (IP-телефонии).
 
…Одно из обязательных условий прошедшего тендера было наличие плана тарифной политики, предусматривающего ребалансировку тарифов на услуги связи.
 
В соответствии с ним убыточные тарифы постепенно будут доводиться до себестоимости; предусматривается ежегодное снижение тарифов на международные телефонные разговоры, как высокорентабельных, не менее чем на 10%; тарифы же на междугородные разговоры в страны СНГ будут сохранены как уже достигшие себестоимости; в течение трех лет тарифы на междугородные разговоры внутри республики ежегодно будут повышаться в среднем от 25 до 30%; предусматривается также ежегодное, в течение двух лет, повышение тарифов на услуги городской телефонной связи от 20 до 25%. Учитывая социально-экономическое положение населения в сельской местности, изменения там тарифов на услуги телефонной связи начнутся только с 2005 года.
 

«Слово Кыргызстана», 19 июня 2003