Переход государственного управления на принципы «электронного правительства»

image_pdfimage_print
1.            Изменение внешних и внутренних условий формирования национального богатства, смена основ­ной формы собственности и активное развитие частного сектора, динамичное становление неправительственных организаций требуют от государства перехода к новым принципам формирова­ния социального характера общества, развития инфраструктуры, экономической и политической сис­тем страны.
2.            Неадекватная новым условиям роль государства, смешанность политического и экономического управления, отсутствие современной инфраструктуры управления, несогласованность процессов центрального, отраслевого и регионального управления, дефицит управленческих кадров, недостаточность профессиональных знаний, даже у специалистов профильных министерств – это далеко неполный перечень проблем действующей системы управления.
3.            Стремление к глубокой демократизации общества сопровождалось дисбалансом в системе государственного управления. Многие работники министерств и ведомств продолжают мыслить по старому, делая низкоэффективными и порой негативными акты государственного воздействия на процесс сокращения бедности.
4.            Некачественное государственное управление приводит к:
·                созданию препятствий в продвижении жизненно важных для страны реформ;
·                нерациональному использованию ресурсов страны, отраслей и регионов;
·                неоправданным экономическим потерям в результате социальной и политической дестабилизации общества;
·                не всегда обоснованному принятию решений и некачественному исполнению даже потенциально эффективных мер государственной политики. Это создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет через перерасход имеющихся ресурсов;
·                дисбалансу между потребностями страны в кадрах и их предложением со стороны системы образования.
5.            Несоблюдение принципов социальной справедливости из-за неравномерного распределения национального богатства, усугубленное проявлениями коррупции, приводит к расслоению общества.
6.            Несовершенная обратная связь между государством и обществом приводит к снижению оперативности реагирования государства на нужды населения.
7.            Отсутствие эффективной системы мониторинга и оценки не дает осуществить четкий контроллинг за реализацией намеченных планов.
8.            В целях построения современной системы государственного управления для выполнения миссии НССБ будет осуществлена ее реформа на принципиально новой основе. В качестве базовых принципов реформирования определены следующие:
·                разделение и прозрачность экономического и политического управления страной;
·                максимально возможное качество государственного управления при минимальных затратах;
·                ясность и четкость работы в новой управленческой среде как для специалистов–управленцев, так и для широких слоев населения;
·                высокая адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды;
·                максимальная независимость от субъективизма при принятии и реализации решений на всех уровнях государственной власти;
·                вовлечение в процессы управления страной широких слоев социально активного населения;
·                эффективная обратная связь между участниками процесса управления;
·                доступность информации политического и экономического характера для широких кругов населения страны.
9.            Необходимо перейти от управления, характеризующегося избыточным государственным вмешательством и зарегулированностью к качественному, стимулирующему развитие управлению. Это предполагает высокую степень гибкости и готовности к реформам у всех участников процесса НССБ.
10.          Модернизация государственного управления будет осуществляться через требования большей результативности и экономичности. Для этого будет внедряться система контроллинга, расчета ре­зультатов и затрат, которые станут системой для всех органов власти.
11.          Государственное управление должно постепенно перейти на формы предоставления услуг с использованием информационных технологий, на принципы «электронного правительства», как основы для информирования граждан и коммуникации с ними.
12.          Будут применены технологии процессного и проектного управления. В процессе реализации сред­несрочного плана развития будет построена базовая инфраструктура управления, основанная на средствах современных телекоммуникаций, предстоит подготовить новые управленческие кадры и широко распространить опыт электронного взаимодействия между участниками процесса управления страной. Будет создана геоинформационная система страны, отражающая в реальном режиме времени ход реализации поставленных целей и задач, состояние ресурсной базы страны, оперативную обстановку в регионах и отраслях и еще множество сопутствующих факторов в различных сферах человеческой деятельности и природы.
13.          Реформирование системы государственного управления в рамках КОР/ННСБ с использова­нием новых информационных технологий и процессно-ориентированных методов будет осуществ­ляться на основе следующей последовательности шагов.
Проведение системного анализа государственного управления. Этот этап работы будет связан с описанием текущей архитектуры управленческой системы. При этом будут использованы результаты функционального анализа, проводимого в настоящее время в некоторых министерствах, с участием иностранных консультантов при поддержке ПРООН и ТАСИС.
Эта работа охватит все государственные учреждения и начнется с определения современной роли государства. Она будет вестись параллельно во всех государственных учреждениях. Весь процесс будет проходить под управлением Администрации Президента Кыргызской Республики. В ходе системного анализа будут выявлены фактические роли каждой государственной структуры в системе государственного управления. Будут регламентированы реально необходимые бизнес–процессы, обеспечивающие деятельность структур; зафиксированы информационные и документарные потоки организаций; собрана полная информация о применяемых формах документов и т.д. Это позволит выявить разрывы между ролью, миссией и средствами достижения целей каждой исследуемой организации, а также добиться фактического взаимодействия государственных структур между собой и с другими участниками процесса государственного управления.
Разработка процесс–ориентированной системы государственного управления. Этот этап работы будет посвящен разработке будущей архитектуры управленческой системы, соответствующей миссии НССБ. Работа будет вестись параллельно с системным анализом государственного управления. Она также охватит все государственные учреждения. В ходе работы будет определена роль государства в управлении страной в новых условиях и принципы реформирования государственного управления. Будут разработаны состав и структура бизнес–процессов, обеспечивающих достижение целей государственного управления. Необходимо разработать организационную структуру государственного управления, определить стандарты качества и т.д.
Будет определена стратегия перехода от текущей архитектуры государственного управления к будущей, ориентированной на выполнение миссии НССБ.
В ходе работы будут подготовлены детальные календарный и ресурсный планы реформирования государственного управления страны, а также учебные планы и методические материалы для обучения персонала, разработаны тестовые документы для отбора персонала и другие инструкции.
Реализация плана действий. Данная работа потребует активной поддержки со стороны всех руководителей государственных структур. Будет проводиться обучение персонала новым бизнес-процессам, базовым знаниям по информационным технологиям, коллективной работе в корпоративной сети, работе на компьютере и основам процессного и проектного управления.
 
Разработка и внедрение геоинформационной системы (ГИС) государства:
·                Создание информационных баз даст основу для маркетинговой деятельности государства. В рамках данной работы будет построена инфраструктура доступа к информационным базам по всей стране.
·                Разработка и внедрение системы мониторинга и оценки хода реализации КОР/НССБ. Эта работа уже проводится начиная с 2001 года. Система будет включать в себя базовый пакет по управлению проектами, пакет по учету донорской помощи и пакет по сбору и обработке информации для расчета ключевых индикаторов исполнения.
·                Система будет обязательной к использованию во всех структурах государственной власти и на предприятиях и проектах, выполняющих государственный заказ. Разработка архитектуры ГИС страны будет вестись после утверждения полной логики будущей архитектуры государственного управления. Необходимо разработать и внедрить отраслевые и региональные информационные системы.
14.          Комплекс работ по подготовке и переходу на принципы «электронного правительства» будет осуществляться специально образованной группой аналитиков-архитекторов систем управления в тесном контакте с руководителями и специалистами органов государственного управления.
Проведение всего комплекса работ по реформированию государственного управления потребует концентрации всех ресурсов. Будут подключены ресурсы всех проектов, которые в настоящее время уже реализуются или планируются и имеют отношение к реформе системы государственного управ­ления, к разработке стратегий развития, информационных ресурсных баз и систем регионального и отраслевого управления.
Кыргызстан нуждается в грантовой помощи для полной реализации намеченных планов по переходу государственного управления на принципы «электронного правительства».