Реформа центральных и местных органов государственного управления

image_pdfimage_print
1.            Реформа исполнительной ветви власти является одним из важнейших факторов, воздействующих на динамику экономических реформ страны. За последние годы предприняты целенаправленные меры по фундаментальной реорганизации и совершенствованию всех уровней исполнительной ветви государственной власти. Главным направлением предпринимаемых мер стало приведение ее структуры, форм и содержания работы в соответствие с новыми политическими, экономическими и социальными отношениями, обусловленными строительством независимого демократического правового государства с открытой экономикой.
Реформирование системы государственного управления осуществлялось в соответствии с указами Президента Кыргызской Республики «О реорганизации центральных органов государственного управления» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию управленческих структур государственных органов Кыргызской Республики».
В целях повышения эффективности государственного управления на основе устранения параллелизма и дублирования в работе, перераспределения отдельных функций и полномочий, были сокращены 11 органов государственного управления — министерств, государственных комитетов, агентств и комиссий, что составляет 30 процентов от их общего числа.
Определено предельное количество заместителей руководителей центральных и региональных органов. В результате на 41 процент сокращено количество заместителей руководителей государственных органов, заместителей глав облгосадминистраций — на 56 процентов, райгосадминистраций — на 7 процентов.
Установлены минимальные нормы численности управленческих структур (управлений, отделов, секторов областных, районных и городских территориальных структур). Это позволило укрупнить их, уменьшить параллелизм и дублирование в работе, сократить количество руководителей среднего звена. В результате было сокращено 70 департаментов и 157 отделов. Только в системе Министерства финансов упразднено 37 отделов с количеством работников до 3-4 человек.
В целом за прошедший год численность работников органов государственного управления сокращена на 1754 человека, или на 6.4 процента.
2.            В целях результативной и обоснованной реформы органов государственного управления, при поддержке международных организаций, проводится работа по функциональному анализу центральных органов.
Для реализации поставленных целей предоставлена финансовая помощь DFID по проведению функционально–организационного анализа. Оказывается также поддержка ЕС, МВФ, Всемирным Банком, ПРООН, ТАСИС и другими донорами. Созданы экспертно–консультационные группы при участии национальных и международных консультантов.
3.            Важным компонентом реформирования органов исполнительной власти остается совершенствование ее регулятивных и разрешительных функций. Эти функции должны быть максимально прозрачны, обоснованны с учетом интересов человека, общества и государства. Несмотря на целенаправленные усилия и меры, принимаемые по упорядочению нормативных документов, в ряде случаев регулятивные и разрешительно-контролирующие функции остаются излишними, противоречивыми, сложными для администрирования и общественного контроля. Это способствует сохранению бюрократизма, коррупции и злоупотреблений в органах государственной власти, подрывает доверие населения к проводимым реформам. Исследования, отчеты и опросы общественного мнения, подготовленные отечественными и международными организациями, в частности, ПРООН, Всемирным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, отражают мнение респондентов о высоком уровне коррупции, бюрократизма и взяточничества в учреждениях, осуществляющих контролирующие и разрешительные функции.
4.            Проводится работа по обеспечению прозрачности и открытости принимаемых решений, разработки и реализации мер социальной и экономической политики.
В этих целях расширяется использование информационных технологий и информатизации управления, постепенного перехода к работе на принципах «электронного Правительства». В системе госуправления используется более пяти тысяч компьютеров, из них около одной тысячи подключены к государственной компьютерной сети. В регионах создано несколько центров общественного доступа к этой сети. В Кыргызстане, в целом, насчитывается около 100 тысяч пользователей Интернета.
Широко используется практика создания межведомственных экспертных групп и комиссий с участием представителей неправительственных организаций по разработке национальных, государственных региональных и отраслевых программ, а также законопроектов, связанных с реформами.
Аналогичная работа проводится в рамках различных консультативных и координационных советов, образованных при Президенте, Премьер-министре, Правительстве Кыргызской Республики, других центральных органах государственного управления, в которых также участвуют представители всех ветвей власти и гражданского общества.
Регулярно проводятся встречи руководителей Правительства и других центральных органов с представителями общественности и неправительственными организациями, на которых дается информация, и обсуждаются конкретные вопросы, связанные со стабилизацией ситуации и развитием страны.
Все меры, предпринимаемые органами государственной власти, широко освещаются в средствах массовой информации.
5.            Вместе с тем Правительству Кыргызской Республики не удалось в полном объеме решить вопросы, связанные с проведением административной реформы в исполнительной ветви власти. Не все проведенные мероприятия прошли организованно и не всегда достигали должного эффекта. В ряде министерств и ведомств сокращение штатной численности проведено номинально. До сих пор не на должном уровне находится исполнительская дисциплина центральных органов исполнительной власти, реализация принятых решений проводится с опозданием, что приводит к потере актуальности решаемых проблем и утрате авторитета власти.
6.            В исполнительной ветви власти остается ряд нерешенных проблем:
·                на низком уровне в органах исполнительной власти проводится работа по анализу и прогнозированию ситуации в социальном секторе, развитию экономики и ее отраслей, а также регионов;
·                слабо используется комплексный программный подход к проведению секторальных и региональных реформ, по разработке, принятию и реализации превентивных мер предупреждения кризисных явлений, связанных с возможным колебанием конъюнктуры мирового рынка, с применением сопредельными государствами жестких протекционистских мер;
·                остается недостаточным кадровый потенциал органов исполнительной власти, что значительно снижает оперативность и результативность работы министерств и ведомств, местных государственных администраций;
·                недостаточна дисциплина в исполнительных органах власти: многие принятые решения не находят должной реализации и качество их исполнения остается низким;
·                органы исполнительной власти не сумели перестроить принципы своей работы в соответствии с новой политической и экономической ситуацией: они еще не стали равноправными партнерами неправительственных организаций. Вмешательство органов власти в экономику не всегда правомерно и снижает уровень деловой активности предпринимателей;
·                пока еще не создана мобильная, компактная система управления;
·                уровень заработной платы государственных служащих недостаточен для стимулирования эффективности работы работников исполнительной власти. Также не полностью решен вопрос о государственных гарантиях;
·                низким остается уровень прозрачности и подотчетности. Не все решения органов исполнительной власти доходят до населения. Органы исполнительной власти не всегда отчитываются перед населением о своей деятельности, а многие отчеты являются формальными. Освещение работы исполнительной власти в средствах массовой информации характеризуется невысоким качеством. Это не способствует повышению доверия народа к власти.
7.            Основной целью реформирования исполнительной ветви власти будет значительное повышение качества и эффективности ее работы. Это предстоит достичь на основе новых технологий и методов государственного управления, обеспечения превентивности мер политики и достижения поставленных целей по сокращению бедности, устойчивому экономическому и социальному развитию, усиления транспарентности и подотчетности республиканских и местных органов власти перед обществом, повышения доверия граждан к исполнительной власти.
 
Приоритетами при этом будут являться: 
·                уточнение роли, функций и обязанностей всех уровней исполнительной ветви власти и взаимосвязей между ними;
·                продолжение работы по оптимизации системы и структуры республиканских, областных и местных органов власти с установлением критериев ответственности за результаты и обеспечение эффективного управления, соответствия требованиям демократизации, открытости и подотчетности;
·                перераспределение функций государственного регулирования между звеньями и органами исполнительной власти с одновременной передачей части регулятивных функций частному сектору и неправительственным организациям;
·                обеспечение постоянного анализа и прогнозирования ситуации в социальном секторе, развития экономики и ее отраслей, а также регионов на основе комплексного программного подхода к проведению секторальных и региональных реформ, разработка, принятие и реализация превентивных мер предупреждения кризисных явлений;
·                бескомпромиссная борьба с коррупцией и бюрократизмом на всех уровнях;
·                развитие кадрового потенциала, создание эффективной системы оплаты и стимулирования труда.
8.            Реформирование исполнительной ветви власти должно обеспечить создание действенных механизмов:
·                своевременной подготовки и эффективной реализации мер политики, направленных на обеспечение устойчивого человеческого и экономического развития, сокращение бедности;
·                предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;
·                подконтрольности и открытости системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и служащих;
·                дебюрократизации отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.