2. Макроэкономическая политика

image_pdfimage_print
1.    Прогнозируется, что в результате реализации предусмотренных стратегией мероприятий среднегодовой рост реального ВВП составит 6,1%.  В результате показатель ВВП на душу населения в 2010 году составит более 720 долларов США и увеличится к уровню 2005 года более чем на 54%. При этом, ежегодный реальный рост среднемесячной заработной платы прогнозируется на уровне 5-6%, что приведет к увеличению денежных доходов населения. В свою очередь, реальный рост денежных доходов населения прогнозируется в среднем на 2-2,5% ежегодно, что приведет к ежегодному сокращению уровня бедности на 2,5-3%.
 
Таблица. Темпы роста основных макроэкономических показателей в 2006-2010гг. (в сопоставимых ценах,  % к предыдущем году)
 
 
2000-2005 суммарный
2006
2007
2008
2009
2010
2006-2010 суммарные
Темпы роста ВВП
119,8
105.0
105.5
106.5
107.0
107.0
135.1
Темпы роста численности занятых
109,4
100.9
100.9
100.9
100.9
100.9
104.6
Темпы роста производительности труда
112.0
104.0
104.5
105.6
106.0
106.1
129.1
Темпы роста реальной заработной платы
174,4
105.3
106.4
106.0
105.4
105.4
131.9
Стоимость единицы рабочей силы*, %
62.3**
63.0
64.1
64.4
64.0
63.6
 
Уровень бедности, %
45,9***
43,6
40,8
37,8
34,9
32,2
 
* по годам рассматриваемого периода; ** за 2005 год, *** за 2004г. по новой черте бедности
 
2.    Выбор подобной политики развития на предстоящие 5 лет обусловлен c учетом сложившейся структуры экономики, характеризуемой в настоящее время явной недостаточностью предложения рабочих мест с высокой производительностью и высокой добавленной стоимостью, и необходимостью одновременного достижения двух целей:
 
(I). Роста эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики посредством опережающего роста производительности труда, стабилизации и дальнейшего сокращения стоимости единицы рабочей силы;
(II). Сохранения и углубления характера экономического роста как способствующего сокращению бедности через рост занятости и доходов от трудовой деятельности[1] как основного средства достижения показателей СРС по сокращению уровня бедности,
 
3.    Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики продолжат проведение соответствующей денежно-кредитной политики с целью достижения и поддержания стабильности цен, которая будет направлена на поддержание уровня инфляции не выше 5,7 процента в 2006 году (декабрь к декабрю 2005 года). Динамика инфляции будет определяться внутренним спросом, колебаниями цен на внешних рынках, бюджетно-налоговой и тарифной политикой. В среднесрочной перспективе сохранится политика плавающего обменного курса. Валютные интервенции будут осуществляться только в объемах, необходимых для сглаживания резких колебаний обменного курса. При этом международные резервы планируется поддерживать на уровне не менее 3,5- 4,0 месяца импорта товаров и услуг. Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики в целях обеспечения макроэкономической стабильности предпримут все меры по дальнейшему укреплению независимости НБКР. Важным направлением станет дальнейшее повышение прозрачности проводимой денежно-кредитной политики, что позволит укрепить доверие населения и участников рынка к банкам.
 
4.    Среднесрочная фискальная политика будет направлена на опережающий рост доходной части консолидированного государственного бюджета по сравнению с расходной частью, что  приведет к заметному снижению дефицита бюджета в этом периоде с 4,1% к ВВП в 2006 году до 3,9% к ВВП в 2010 году.
 
5.    Будет продолжена политика по сокращению объемов иностранного заимствования под гарантии Правительства. Будут сокращены займы как на финансирование платежного баланса, так и на финансирование Программы государственных инвестиций. Государственные инвестиции в рамках ПГИ будут сокращены с 4,4% в 2006 году до 1,2% к ВВП в 2010 году (внешняя часть). В то же время Правительство приложит максимум усилий к повышению эффективности проектов ПГИ. Предполагается увеличение грантовой внешней помощи основных доноров.
 
6.    Особое внимание Правительство будет уделять вопросам устойчивого внешнего долга. В контексте бюджетной политики долговая устойчивость предполагает такой объем накопленного внешнего долга и размеры регулярных расходов на его обслуживание, платежи по которым будут производиться без ущерба  для других статей бюджета и развития экономики в целом. В целях уменьшения бремени внешнего долга, потенциально угрожающему обеспечению устойчивого роста Правительство рассмотрит все возможности его дальнейшей реструктуризации.
 
7.    Реализация среднесрочной инвестиционной политики приведет к росту валовых инвестиций до уровня 24% к ВВП. Их рост будет обеспечен за счет увеличения частных инвестиций в результате устранения всех административных барьеров, реального укрепления доверия и повышения устойчивости финансовой системы и банковского сектора для страхования возможных рисков инвесторов, а также создания благоприятного таможенного и налогового режимов.


[1] Несмотря на кажущуюся противоречивость этих целей в краткосрочном плане, эффективное сокращение бедности в средне- и долгосрочной перспективе невозможно без приоритета целей роста эффективности экономики на основе опережающего роста производительности труда и сокращения стоимости единицы рабочей силы.