Вступительная часть

image_pdfimage_print

Аналитический доклад по вопросам обязательной проверки деятельности субъектов предпринимательства

 

 

————————————————————————————————————————

 

 

Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по развитию предпринимательства

 

 

Авторский коллектив: 
КЕНЕНБАЕВА К.Н. — Председатель Госкомиссии по развитию предпринимательства при Правительстве Кыргызской Республики кандидат психологических наук

НАРБАЕВ Т.К. — Начальник отдела информационного обеспечения Госкомиссии по развитию предпринимательства при         Правительстве Кыргызской Республики

 

 

   Достигнутые за последние десять лет результаты проводимых реформ в Кыргызской Республике позволяют утверждать, что в Кыргызстане уже завершен процесс трансформации плановой экономики в рыночную, создана адекватная нормативно-правовая база, регламентирующая как административные, так и гражданские правоотношения.
    Вместе с тем, существуют широкие поля деятельности для совершенствования экономической системы и одно из них – это изучение и устранение избыточных административных барьеров, которые мешают инициативе и бизнесу граждан. В первую очередь речь идет об инвентаризации обязательных требований государства к участникам хозяйственной деятельности, которая формализована в виде проверок, проводимых государственными контролирующими органами.
    Общая ситуация с проверками в республике – негативная и продолжает ухудшаться. Повсеместно господствует имитация проверки и «торговля» между проверяемыми и и проверяющими вокруг этого явления по негласным правилам игры, что в свою очередь приводит к тому, что не проверяется и не исправляется действительно самое необходимое для государства и граждан.
    Практически отсутствует ответственность за ошибочные или незаконные санкции. Правовое давление со стороны государственных контролирующих органов (ГКО) подкрепляется правовой неграмотностью руководителей предприятий, которые стремятся избежать конфликтов из-за возможных репрессий, что приводит к еще большему мздоимству.
    Многие нормативные документы не привязаны к реальным возможностям национальной экономики и точное исполнение даже части всех требований приведет к остановке огромного числа предприятий.
    Совершенно очевидно, что далее невозможно мириться с подобной системой, необходимо изменить взгляды государства к этой проблеме, которая серьезно ограничивает развитие предпринимательской инициативы, что нежелательным образом сказывается на общей предпринимательской атмосфере в республике.
 
    Сокращение и упрощение проверок, устранение злоупотреблений, контроль и мониторинг за количеством проверок, эффективные информационные системы и тесный контакт с предпринимателями являются самыми главными условиями для улучшения предпринимательской среды в стране.
 
Очень важным фактором в развитии здорового климата в сфере предпринимательства является формирование нового типа взаимоотношений – от старого контроль+наказание к новому – контроль+сотрудничество и партнёрство.
 
    Такой подход также дает возможность не игнорировать, а правильно и эффективно применять действующее законодательство.
    Для исправления ситуации необходим целостный пакет из четырех законов (минимальная нормативная база для системы проверок):
  • О государственной регистрации
  • О лицензировании
  • О государственном надзоре (контроле) и иных формах обязательной проверки деятельности субъектов предпринимательства
  • О техническом регулировании (пакет нормативных актов)
    Третьего в списке закона в республике еще нет, его подменяет Постановление Правительства № 194 от 4 апреля 2002 года. Тем не менее, названные нормативно-правовые акты не касаются самого предмета контрольной и надзорной работы, т.е. не меняют набор проверяемых требований. В этой связи какой бы идеальной не была процедура проверок, вся система злоупотреблений сохранится. Поэтому, для решения этой проблемы предназначен последний четвертый закон, который тоже пока не принят.
    Цель этого закона — инвентаризация обязательных требований и подготовка предложений по реформированию содержательной части проверочных работ.
    В этом плане показателен опыт России, где на первом этапе всю работу возложили на сами контролирующие органы. Эта работа затянулась на несколько лет, поскольку в самом начале была допущена серьезная методологическая ошибка – госструктуры никогда не станут менять количественные и качественные параметры выпускаемой продукции, производственных процессов, технологий и технических стандартов, которые достались в наследство от СССР, поскольку они не заинтересованы в этом. Скорее наоборот. Поэтому в России была создана специальная Временная экономическая рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации, на которую (это уже правильный подход) возложили всю работу по этому направлению.
    Нужно сразу пометить, что в Кыргызстане на реализацию последнего направления потребуется несколько лет (в России оговорены сроки – от трех до пяти лет) – это тема отдельного доклада, а на разработку законопроекта – считанные месяцы, поэтому в данном докладе будет рассматриваться аспекты преимущественно касающиеся формальной стороны проверок.