3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
3.1. Реформа государственного управления
Неэффективность системы государственного управления стала тормозом дальнейшего продвижения рыночных реформ. Фундаментальная реорганизация и совершенствование государственного управления предполагают институциональную и правовую реформу всех ветвей государственной власти – Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики и местных государственных администраций, судебной системы. Должна быть реформирована государственная служба. Необходимо тщательно пересмотреть и реформировать управление государственными финансами, добиваясь прозрачности и подотчетности их использования. Следует настойчиво и целенаправленно искоренять коррупцию.
3.2. Сокращение бедности
Более 52% населения Кыргызстана находится за чертой бедности. Это одна из наиболее острых проблем страны. Бедность становится социально и политически дестабилизирующим фактором. В этой связи разработана Национальная стратегия сокращения бедности на 2001-2003 годы. Аналогичные программы будут реализовываться в качестве составной части КОР и в 2004-2010 годы.
3.3. Развитие села, депрессивных малых городов и отдаленных районов
Особенно в тяжелом положении находятся жители сельских регионов, депрессивных малых городов и районов, где уровень бедности значительно превышает средние по республике показатели. За счет сельского хозяйства в 2000 году обеспечивалось 36,8 % ВВП республики. В силу того, что здесь проживает более 80% бедных, развитие села является важным приоритетом.
3.4. Обеспечение безопасного развития
Высокий приоритет этого направления обусловлен необходимостью обеспечения национальной безопасности государства, личной и имущественной защищенности людей.
3.5. Развитие частного сектора
Устойчивое экономическое развитие должно быть основано на динамичном, свободно развивающемся и продуктивном частном секторе. Поэтому еще одной высокоприоритетной задачей является создание благоприятной предпринимательской среды и обеспечение роста числа малых и средних предприятий как в городах, так и в сельских районах. Это подразумевает проведение реформ в правовой, надзорной и финансовой областях, в рамках которых работают физические и юридические лица частного сектора, а также развитие соответствующей рыночной инфраструктуры. Частный сектор будет вовлечен в развитие объектов транспорта, телекоммуникаций, энергетики, строительство жилья, а также в дальнейшее развитие таких потенциально высокопродуктивных областей деятельности, как финансы, туризм и агробизнес. Индивидуальный, малый и средний бизнес станет источником повышения занятости населения и основой роста частного сектора.
3.6. Управление внешним долгом
Внешний долг Кыргызстана превысил 130% к объему ВВП. Основное бремя его обслуживания лежит на государственном бюджете. В то же время страна не может двигаться вперед без обоснованных и высоко результативных льготных внешних заимствований у стран-доноров и международных финансовых учреждений. Будет обеспечен баланс между возможностью обслуживания внешнего долга и необходимостью привлечения новых финансовых средств на первоочередные нужды развития.
3.7. Привлечение частных прямых иностранных инвестиций
3.8. Укрепление финансовой системы
Состояние финансовой системы не обеспечивает мобилизации необходимых финансовых ресурсов для устойчивого экономического роста. Сбережения населения в банковской системе сократились до уровня 6% к объему ВВП, а банковское кредитование частного сектора составляет менее 4% к объему ВВП.
Развитие финансовой системы в первую очередь связано с оздоровлением и укреплением банковского сектора. Необходимо восстановить доверие населения к коммерческим банкам для эффективной мобилизации внутренних сбережений и удовлетворения потребностей населения, а также отечественных и иностранных предпринимателей в кредитных ресурсах и банковских услугах. Кроме того, неотложной задачей является развитие небанковского сектора – рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, страхового бизнеса, системы кредитных союзов и институтов микрокредитования.
3.9. Развитие внешней торговли