6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
Финансовые ресурсы для осуществления КОР будут обеспечиваться главным образом за счет собственного экономического потенциала (бюджетные ресурсы, частные инвестиции, финансируемые из частных внутренних сбережений), а также из внешних источников (прямые иностранные инвестиции, инвестиции в рамках ПГИ, программные займы, гранты и гуманитарная помощь).
В прогнозируемый период общие поступления в бюджет возрастут (см. главу 5) за счет мер по повышению бюджетных доходов, реформированию налоговой системы и увеличению неналоговых поступлений (в т.ч. от приватизации), что укрепит ресурсную базу КОР. Наибольшую долю в доходах государственного бюджета по-прежнему будут составлять налоговые поступления.
Важным источником финансовых ресурсов останется государственное внешнее заимствование, объем которого, однако, должен быть ограничен из-за критической ситуации с внешним долгом. Это приведет к снижению дефицита бюджета. В связи с этим будет проводиться активная работа по поиску и привлечению льготных займов, грантов и гуманитарной помощи. К этой работе будут максимально привлекаться НПО, и их роль в освоении грантов и гуманитарной помощи значительно повысится, а участие государства — снизится. В результате этого объем грантов и гуманитарной помощи, учитываемых в доходах государственного бюджета и направляемых на текущие расходы государства уменьшится с 1,0% ВВП в 2000 г. до 0,2% в 2010 г. (см. таблицу 2).
Внутренние частные сбережения и прямые иностранные инвестиции будут одним из основных источников финансирования КОР. Целенаправленное привлечение прямых инвестиций в необходимых для развития экономики объемах должно обеспечить замещение относительного сокращения государственных инвестиций.
Распределение финансовых ресурсов КОР будет происходить через текущий государственный бюджет, бюджет развития и частные инвестиции.
Текущий государственный бюджет. Формирование бюджета на программной основе позволит рационально планировать и направлять ресурсы на финансирование приоритетных направлений КОР.
Вследствие реформирования государственного управления и повышения его эффективности, расходы из средств государственного бюджета на институциональное развитие снизятся с 2,9% ВВП в 2000 г. до 0,9% в 2010 г.
Принимая во внимание то, что человеческое развитие является важнейшим направлением КОР, государство будет увеличивать объем финансирования, направляемого в социальную сферу с 7,3% ВВП в 2000 г. до 10,3% в 2010 г.
Вследствие возрастания в экономике роли частного сектора, текущие расходы государства на поддержание и развитие производственной инфраструктуры снизятся с 1,0% ВВП в 2000 г. до 0,9% в 2010 г.
Несмотря на то, что доля расходов на безопасность развития в ВВП снизится с 2,7% в 2000 г. до 1,6% в 2010 г., расходы на природоохранные мероприятия будут увеличиваться.
В республиканском бюджете будет предусмотрено финансирование мероприятий, связанных с развитием регионов, которое будет осуществляться в рамках региональных программ. Эти мероприятия будут предусматривать развитие материально-технической базы реального сектора, социальной сферы и инфраструктуры регионов, что обеспечит постепенный их переход на самофинансирование.
Вследствие улучшения управления внешним долгом доля расходов государственного бюджета на выплату процентов по внешнему долгу снизится с 1,8% ВВП в 2000 г. до 1,1% в 2010 г.
Бюджет развития (ПГИ). Сокращение объемов государственных инвестиций (см. главу 5) потребует и одновременно станет результатом повышения качества отбираемых проектов для государственного инвестирования. ПГИ, как ожидается, будет ориентирована на поддержку только стратегически важной социальной и производственной инфраструктуры.
Финансирование государственных инвестиций будет осуществляться главным образом за счет льготных заимствований у международных организаций и стран-доноров. Прогнозы, основанные на стратегии КОР, показывают, что внешние государственные заимствования составят около 2,9% ВВП в 2010 г. по сравнению с 6,9% в 2000 г.
Государственный инвестиции будут направлены на институциональное, социальное развитие и экономический рост.
При отборе инвестиционных проектов для включения в ПГИ будут строго соблюдаться следующие критерии, которые позволят распределить их по уровню приоритетности:
соответствие целей проектов целям КОР;
стратегическая важность проекта;
взаимосвязь с другими проектами;
внутренняя норма прибыли не менее 12% и уровень экономической доходности не менее 10%;
простота реализации;
экологичность;
невысокий инвестиционный риск.
Таблица 2.
Финансовые ресурсы КОР, % ВВП
|
2000
|
2001
|
2004
|
2007
|
2010
|
I. Текущий государственный бюджет
|
16.5
|
17.7
|
16.8
|
17.2
|
16.8
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
Для институционального развития
|
2.9
|
2.3
|
1.2
|
1.1
|
0.9
|
Для социального развития
|
7.3
|
7.7
|
8.6
|
10.1
|
10.3
|
Для экономического развития
|
1.0
|
1.3
|
1.2
|
1.0
|
0.9
|
Безопасность развития
|
2.7
|
2.0
|
1.5
|
1.5
|
1.6
|
Выплаты процентов по внешнему долгу
|
1.8
|
2.3
|
2.5
|
1.6
|
1.1
|
Прочие
|
0.9
|
1.9
|
1.9
|
1.9
|
2.0
|
Финансируемые из:
|
|
|
|
|
|
Внутренних источников
|
15.6
|
16.0
|
15.7
|
16.6
|
16.6
|
|
11.6
|
12.7
|
13.8
|
14.1
|
14.5
|
— Другие (вкл. внутренние заимствования)
|
4.1
|
3.3
|
2.0
|
2.5
|
2.0
|
Внешних источников (гранты)
|
1.0
|
1.8
|
1.0
|
0.6
|
0.2
|
II. Бюджет развития (ПГИ)
|
8.5
|
7.0
|
4.2
|
3.1
|
3.5
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
Для институционального развития
|
0.1
|
0.3
|
0.1
|
0.1
|
0.1
|
Для социального развития
|
0.4
|
0.8
|
0.9
|
0.9
|
1.4
|
Для экономического развития
|
7.6
|
5.5
|
3.2
|
2.1
|
2.0
|
Безопасность развития
|
0.4
|
0.4
|
0.03
|
0.04
|
0.03
|
Финансируемые из:
|
|
|
|
|
|
Внутренних источников
|
1.6
|
1.0
|
0.3
|
0.2
|
0.6
|
Налоги, другие доходы
|
0.9
|
0.6
|
0.2
|
0.1
|
0.4
|
Внутренние заимствования
|
0.7
|
0.4
|
0.1
|
0.0
|
0.1
|
Внешних источников*
|
6.9
|
6.0
|
3.9
|
2.9
|
2.9
|
III. Частные инвестиции
|
7.5
|
9.7
|
14.4
|
15.9
|
16.7
|
Финансируемые из:
|
|
|
|
|
|
Внутренних частных сбережений
|
5.3
|
5.1
|
9.4
|
11.4
|
12.8
|
Прямых иностранных инвестиций
|
2.2
|
4.6
|
5.0
|
4.5
|
3.9
|
Итого
|
32.5
|
34.4
|
35.4
|
36.2
|
37.0
|
* чистый объем внешних заимствований
Частные инвестиции. Возрастающий с 7,5% ВВП в 2000 г. до 16,7% в 2010 г. объем частных инвестиций будет направлен в основном на экономическое и социальное развитие. При этом значительные их объемы будут финансироваться из прямых иностранных инвестиций.