6.2. Рост качества государственного управления
6.2.1. Реформа государственного управления
№ п/п
|
Мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Сроки реализации
|
Ожидаемый результат
|
Усиление потенциала Жогорку Кенеша и его эффективное взаимодействие с Правительством
|
||||
233.
|
Разработать План и программу обучения депутатского корпуса на базе определения разрывов в их знаниях законотворческой деятельности
|
Аппарат Жогорку Кенеша (по согласованию)
|
2010
|
Усиление потенциала депутатского корпуса
|
234.
|
Усилить потенциал Аппарата Жогорку Кенеша в соответствии с имеющимися потребностями.
|
Аппарат Жогорку Кенеша (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Внедрение современной системы управления человеческими ресурсами
|
235.
|
Упорядочить процедуру заслушивания членов Правительства и других государственных органов в Жогорку Кенеше
|
Аппарат Жогорку Кенеша (по согласованию)
|
II, 2009
|
Усиление планирования работы Жогорку Кенеша
|
236.
|
Усилить координацию Регламента ЖК и нового Регламента законопроектных работ Правительства
|
Аппарат Жогорку Кенеша (по согласованию), Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Усиление координации Регламента Жогорку Кенеша и нового Регламента законопроектных работ Правительства
|
Реформирование организации работы Правительства Кыргызской республики
|
||||
237.
|
Разработать индикаторы результативности, экономичности и эффективности органов исполнительной власти
|
Минэкономторг
|
IV, 2009
|
Утверждение методики оценки деятельности государственных органов
|
238.
|
Разработать стандарты выполнения государственных услуг
|
Аппарат Правительства
|
IV, 2010
|
Разработка «Белой Книги» для государственного управления
|
239.
|
Утвердить реестр функций органов исполнительной власти
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Уточнение и упорядочение списка государственных услуг, оказываемых Правительством
|
240.
|
Утвердить Единую методику функционального анализа
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Улучшение методологических основ анализа деятельности государственных органов
|
241.
|
Передать функцию проведения функционального анализа на независимой основе одному из государственных органов
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Проведение функционального анализа строго на независимой основе
|
Оптимизация деловых процессов Правительства Кыргызской республики
|
||||
242.
|
Создать подразделение в Аппарате Правительства КР, ответственное за координацию реформы государственного управления
|
Аппарат Правительства
|
2009
|
Наличие центра для координации мероприятий по реформированию системы государственного управления
|
243.
|
Разработать Проект по внедрению нового Регламента Правительства
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Оптимизация процедур принятия решений и повышение их качества
|
244.
|
Разработать проекты типовых административных регламентов
|
Аппарат Правительства
|
IV, 2009
|
Внедрение единых принципов и форматов построения регламентов органов исполнительной власти
|
245.
|
Разработать пилотный Проект по оптимизации документооборота
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Разработка плана действий по сокращению времени прохождения документа
|
246.
|
Утвердить принципы и критерии формирования организационных структур Правительства КР
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Утверждение Базовых условий для формирования организационных структур
|
247.
|
Принять новую организационную структуру Аппарата Правительства
|
Аппарат Правительства КР
|
II, 2009
|
Гармонизация организационной структуры Аппарата Правительства с деловыми процессами Правительства и новым Регламентом Правительства
|
248.
|
Разработать Проект по внедрению процессно-ориентированных подходов в систему управления органами исполнительной власти
|
Аппарат Правительства КР
|
II, 2009
|
Проведение диагностики управления.
Типизация всех деловых процессов и их ориентация на успешную поддержку реализации стратегических приоритетов |
249.
|
Разработать Закон «О стратегических документах»
|
Минэкономторг
|
IV, 2009
|
Утверждение процедур, форматов и норм разработки стратегических документов
|
250.
|
Усилить потенциал Координационного центра по стратегическому управлению
|
Минэкономторг
|
IV, 2009
|
Повышение навыков в оценке качества стратегических документов.
Внедрение обучающих программ |
251.
|
Создать общественную Палату
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Более широкое привлечение общественности к участию в принятии важных для страны решений. В ее состав должны войти представители общественных институтов, гражданского общества и бизнес-ассоциаций
|
252.
|
Упорядочить работу комиссий, советов и других совещательных органов
|
Аппарат Правительства
|
II, 2009
|
Сокращение количества совещательных органов. Будут функционировать только те, чья работа приносит реальные результаты
|
253.
|
Внедрить национальную систему прогнозирования и выработки превентивных мер
|
Министерство экономического развития и торговли
|
III, 2009
|
Обеспечение работы Правительства на опережение, а также на принципах. Преемственности и последовательности в реализации национальной политики
|
254.
|
Разработать новую стратегию борьбы с коррупцией
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией
|
III, 2009
|
Подведение итогов реализации предыдущей стратегии
Определение новых приоритетов.
Обновление плана действий
|
255.
|
Усилить потенциал Центра координации законопроектной деятельности Правительства
|
Минюст
|
IV, 2009
|
Подготовка Центра к большему объему работ. Усиление автоматизации и внедрения информационных технологий. Повышение качества юридической оценки законопроектов. Обучение сотрудников
|
256.
|
Введение системы финансирования на основе программного бюджета в привязке к системе индикаторов оценки деятельности органов исполнительной власти
|
Аппарат Правительства Минфин, Минэкономторг
|
2009-2011
|
Создание гибкой системы финансирования деятельности госорганов на основе реальных результатов и ответственности конкретных работников
|
257.
|
Разработать механизм, мотивирующий государственные органы совершенствовать свои бюджетные планы
|
Минфин
|
IV, 2009
|
Усиление бюджетного планирования министерств и ведомств
|
258.
|
Разработать и утвердить Регламент процесса формирования ежегодного и трехлетнего прогноза социально-экономического развития республики и бюджета
|
Минфин, Минэкономторг
|
III, 2009
|
Определение сроков, процедур, форматов, механизмов, ответственных подготовки бюджета
|
259.
|
Внедрить информационное оборудование в Центральном казначействе и запустить систему с подключением одного из регионов
|
Минфин
|
IV, 2009
|
Пилотный запуск системы по авто-матизации казначейских операций
|
260.
|
Запустить автоматизированную систему на всей территории республики
|
Минфин
|
IV, 2009
|
Обеспечение полной автоматизации казначейских операций
|
261.
|
Внедрение механизмов по улучшению качества управления денежной наличностью
|
Минфин
|
III, 2009
|
Повысить качество управления денежной наличностью (Cash management) для снижения уровня инфляции
|
262.
|
Упорядочить полномочия местного самоуправления и местной администрации
|
Аппарат Правительства
|
2011
|
Ликвидация дублирования (по итогам функционального анализа)
|
263.
|
Разработать механизмы социально-экономического прогноза доходов местного самоуправления
|
Минфин
|
II, 2009
|
Укрепление потенциала МСУ в прогнозировании доходов
|
264.
|
Принять Пакет мер по переходу на Среднесрочное прогнозирование местных бюджетов
|
Минфин
|
II, 2009
|
Обеспечение учета результатов планирования экономических показателей на местном уровне на трехлетний период
|
265.
|
Разработать Пакет мер по повышению прозрачности реализации Центральными органами механизма выравнивания бюджетной обеспеченности для каждого органа МСУ
|
Минфин
|
II, 2009
|
Усиление адресности республиканской помощи регионам.
Создание мотиваций у регионов для повышения своих доходов |
266.
|
Разработать Пакет мер по расширению налоговой базы органов местного самоуправления
|
Минэкономразвития, Минфин, Национальное агентство по местному самоуправлению
|
IV, 2009
|
Создание условий для большей финансовой самостоятельности органов МСУ
|
267.
|
Минимизировать встречные финансовые потоки между бюджетными уровнями
|
Минфин
|
IV, 2009
|
Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы межбюджетных трансфертов
|
268.
|
Утвердить все необходимые подзаконные акты, руководства, методические пособия и инструкции для реализации Закона «О внутреннем аудите»
|
Минфин
|
2009-2011
|
Практическое внедрение Закона «О внутреннем аудите»
|
269.
|
Создать подразделения внутреннего аудита во всех государственных органах.
|
Аппарат Правительства КР
|
IV, 2009
|
Улучшение самоконтроля за расходование государственных средств
|
270.
|
Разработать индикаторы оценки эффективности расходов государственных органов
|
Минфин
|
II, 2009
|
Внедрение единых методов оценки эффективности расходов государственных органов
|
271.
|
Разработать Концепцию развития государственного аудита
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Разработка принципов и приоритетов перехода на современные методы аудита.
Освещение будущей роли Счетной палаты |
272.
|
Разработать план по переводу Счетной палаты к проведению аудита сводной финансовой отчетности Правительства, а также аудита финансовой отчетности государственных предприятий и других органов
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Утверждение плана действий по переходу на современные принципы аудита
|
273.
|
Сформировать аудиторские команды, которые будут ответственны за планирование, проведение индивидуальных аудитов и составление отчетов
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Объединение различных видов деятельности в одном институциональном образовании
|
274.
|
Систематизировать все объекты подлежащих аудиту со стороны Счетной палаты
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Подготовка списка государственных органов, подлежащих аудиту
|
275.
|
Разработать критерии для Счетной палаты для определения того, в каких государственных предприятиях Счетной палаты необходимо проводить аудит, а также тех предприятий, аудит которых могут проводить аудиторы частного сектора
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Разработка принципов передачи полномочий по аудиту частному сектору
|
276.
|
Разработать Пакет методологий и инструкций по обеспечению финансового аудита и аудита эффективности расходования средств государственного бюджета
|
Счетная палата (по согласованию)
|
III, 2009
|
Обеспечение нормативно-правового сопровождения Закона «О счетной Палате» для его практической реализации при переходе на современные принципы аудита
|
277.
|
Установить независимую функцию «контроля качества» внутри Счетной палаты, с внедрением методологии основанной на Национальных стандартах государственного аудита
|
Счетная палата (по согласованию)
|
III, 2009
|
Обеспечение внутреннего аудита деятельности Счетной Палаты на предмет соответствия утвержденным стандартам качества
|
278.
|
Проводить аудит деятельности Счетной Палаты представителями другого высшего органа аудита
|
Счетная палата (по согласованию)
|
Каждые три года до 31 декабря
|
Проведение внешней деятельности Счетной Палаты на предмет соответствия утвержденным стандартам качества
|
279.
|
Реформировать организационную структуру Счетной палаты
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Провести структурные изменения на базе изучения организационной структуры высших органов аудита развитых стран, а также современных аудиторских организаций
|
280.
|
Разработать и утвердить аудиторские руководства и инструкции для сотрудников в соответствии с Национальными стандартами государственного аудита
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Подготовка методических пособий по осваиванию современных методов аудита деятельности государственных органов
|
281.
|
Разработать программы обучения для работников Счетной палаты по использованию аудиторских руководств и инструкций
|
Счетная палата (по согласованию)
|
Ежегодно до 30 января
|
Усиление профессиональных навыков сотрудников Счетной палаты в проведении аудита
|
282.
|
Подготовить план проведения обучающих семинаров для государственных органов по разъяснению новой роли Счетной палаты и современных методов аудита
|
Счетная палата (по согласованию), Минфин
|
Ежегодно до 30 января
|
Усиление профессиональных навыков в области финансовой и управленческой отчетности сотрудников государственных органов
|
283.
|
Разработать конструктивную процедуру взаимодействия между Счетной палатой и Жогорку Кенешем
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Организация регулярных встреч с Комитетом по бюджету и финансам Жогорку Кенеша
|
284.
|
Изменить формат отчета Жогорку Кенешу в целях соответствия его стандартам отчетности и улучшения взаимопонимания
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Адаптация формата отчета Счетной Палаты под требования Жогорку Кенеша
|
285.
|
Ликвидировать дублирование деятельности с другими контролирующими и проверяющими государственными органами
|
Счетная палата (по согласованию)
|
II, 2009
|
Проведение инвентаризации деятельности контролирующих и проверяющих государственных органов. Упорядочивание их работы
|
286.
|
Разработать процедуры и форматы требуемой отчетности государственных органов в рамках Закона «О Счетной палате»
|
Счетная палата (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Разработка подзаконных актов, инструкций для Закона «О Счетной палате»
Внедрение аудиторской отчетности для государственных органов |
287.
|
Определить все нормативные правовые акты, имеющие положения, ограничивающие право Счетной палаты в полном доступе к информации, необходимой для целей аудита
|
Счетная палата (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Разработка предложений для внесения изменений в такие нормативные правовые акты.
|
288.
|
Строго регламентировать взаимодействие НБКР и Правительства
|
Счетная палата (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Усиление взаимодействия в формировании денежно-кредитной политике
|
289.
|
Совершенствовать организационную структуру НБКР
|
Нацбанк (по согласованию)
|
2009
|
Построить деятельность структурных подразделений НБКР таким образом, чтобы обеспечить разумное сочетание исследовательской, аналитической и практической работы.
|
290.
|
Подготовить предложения по передаче сторонним организациям функций,
не присущих деятельности центральных банков
|
На банк (по согласованию)
|
II, 2009
|
Будут разработаны подходы к передаче функций операторов Системы пакетного клиринга, Узла коллективного пользования СВИФТ, ЕМПЦ, а также Республиканского учреждения инкассации
|
291.
|
Разработать Пакет дополнительных мер для активизации внедрения безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт, в системе государственного управления
|
Нацбанк (по согласованию), Правительство
|
II, 2009
|
Обеспечение полного перехода всех государственных органов на банковские карточки в организации процесса выдачи зарплаты
|
292.
|
Решить организационные и финансовые вопросы для запуска деятельности Фонда развития
|
Фонд развития (по согласованию)
|
II, 2009
|
Определение административного здания.
Утверждение Правления Фонда . Определение источников финансирования. Формирование уставного капитала.
Набор штата сотрудников.
Утверждение организационной структуры
|
293.
|
Разработать стратегический план развития Фонда развития
|
Фонд развития (по согласованию)
|
II, 2009
|
Определение приоритетов и механизмов развития Фонда.
Утверждение плана мероприятий |
294.
|
Решить организационные и финансовые вопросы для запуска деятельности Агентства по защите депозитов
|
Агентство по защите депозитов (по согласованию)
|
II, 2009
|
Определение административного здания.
Определение источников финансирования. Формирование уставного капитала. Набор штата сотрудников. Утверждение организационной структуры |
295.
|
Разработать стратегический план развития Агентства по защите депозитов
|
Агентство по защите депозитов (по согласованию)
|
II, 2009
|
Определение приоритетов и механизмов развития Агентства.
Утверждение плана мероприятий |
296.
|
Привести в соответствие с Законом «О противодействии финансирования терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» все необходимые нормативно-правовые акты
|
Служба финансовой разведки (по согла-сованию)
|
II, 2009
|
Административный кодекс, Уголовный кодекс, Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О банковской тайне»
|
297.
|
Разработать и утвердить новую редакцию Закона КР «О государственной гражданской службе КР»
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Укрепление институциональных мер по организации государственной гражданской службы
|
298.
|
Разработать Стратегию развития госслужбы
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Определение направлений, принципов и механизмов развития госслужбы.
|
299.
|
Разработать План по развитию Центра тестирования
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
II, 2009
|
Разработать Пакет мер по совершенствованию механизма конкурсного отбора
|
300.
|
Разработать комплекс мер по усилению института статс-секретарей госорганов
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
II, 2009
|
Обязать статс-секретарей заниматься только своими прямыми обязанностями.
Пресекать попытки ликварталидации института либо воспрепятствования его деятельности |
301.
|
Ориентировать систему обучения и переподготовки кадров в Академии управления при Президенте КР по госзаказу со стороны Агентства по делам государственной службы
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
Ежегодно до 1 февраля
|
Обеспечение адресного и профессионального обучения государственных служащих
|
302.
|
Разработать Пакет мер по развитию механизмов декларирования доходов и контроля расходов государственных служащих и усиление мер ответственности за невыполнение обязательств по декларированию доходов
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
II, 2009
|
Обеспечение прозрачности доходов государственных служащих
|
303.
|
Внедрить современные системы управления человеческими ресурсами
|
Агентство по государственной службе (по согласованию)
|
IV, 2009
|
Создание Информационной системы управления человеческими ресурсами.
Внедрение критериев подбора менеджеров по управлению человеческими ресурсами в каждом государственном органе. Внедрение системы мониторинга и оценки работы государственных органов с кадрами |
304.
|
Разграничить функции и полномочия представительных и исполнительных органов МСУ с государственными администрациями районов и структурами министерств и ведомств
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
2009– 2011
|
Создание эффективной, функционально сбалансированной системы органов МСУ (после функционального анализа)
|
305.
|
Разработать процедуру взаимодействия с Центром по координации законопроектной деятельности Правительства
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2009
|
Проведение анализа отраслевых законов на предмет существующих противоречий по приведению их в соответствие с Конституцией КР и новой редакцией Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации».
|
306.
|
Провести анализ регулятивного воздействия проекта нового Налогового кодекса на экономическую и финансовую децентрализации
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2009
|
Усиление финансовых возможностей МСУ и обеспечение предсказуемых и исключительно собственных источников доходов его деятельности
|
307.
|
Разработать меры по проведению исследования качества предоставляемых муниципальных услуг населению
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
2009– 2011
|
Результаты исследования будут способствовать улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
Изучение общественного мнения и институционализации исследования с использованием карточек отчетности граждан |
308.
|
Завершить процесс приема-передачи государственных объектов в муниципальную собственность и завершить государственную регистрацию прав на муниципальную собственность, в том числе на муниципальные земли в местных органах Госрегистра
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
IV, 2010
|
Упорядочение активов МСУ
|
309.
|
Разработать программу по совершенствованию кадровой работы в органах МСУ
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2009
|
Определение потребностей в кадрах МСУ, подготовка, переподготовка, повышение квалификации, конкурсный отбор, назначение, аттестация, присвоение классных чинов, ротация и резерв кадров
|
310.
|
Создать сеть общественных информационных центров с доступом в Интернет на базе каждого айыл окмоту республики
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
IV, 2011
|
Ускорение процесса внедрения высоких информационно-коммуникационных технологий, передачи и обработки информации
|
311.
|
Разработать Пакет мер по усилению потенциала местных властей по предотвращению конфликтов, консолидации гражданского общества и превентивному развитию
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
IV, 2009
|
Оказание поддержки инициативам местных сообществ для разрешения коренных причин конфликтов. Содействие установлению сети институтов гражданского общества
|
312.
|
Разработать Пакет мер по активизации деятельности жамаатов, ТОСов и групп взаимопомощи на местах
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2009
|
Достижение эффективного самоуправления и сокращения бедности
|
313.
|
Разработать механизмы, предусматривающие систему финансово-экономического и иного стимулирования местных сообществ, подлежащих укрупнению
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
IV, 2009
|
Объединение местных сообществ
|
314.
|
Провести анализ затрат ОМСУ на исполнение их функций и полномочий, в том числе делегированных и определить механизм их финансирования
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
III, 2009
|
Оптимизация работы МСУ
|
315.
|
Провести анализ и оценку эффективности управления земель (Фонд перераспределения сельхозпродукции и пастбищ)
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2010
|
Оказание технической поддержки органам МСУ в повышении эффективности использования земельных ресурсов
|
316.
|
Совместно с «ОАО Айыл банк» разработать Пакет мер по расширению институтов микрофинансирования и микрокредитования
|
Национальное агентство по местному самоуправлению
|
II, 2009
|
Расширение доступа населения к микрокредитам
|
317.
|
Разработать пилотный Проект по системной оценке качества управления
|
Аппарат Правительства КР
|
II, 2009
|
Разработка Плана действий по внедрению стандартов и нормативов качества, а также проведения независимого аудита управления
|
318.
|
Разработать Проект по формированию в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям и самоорганизации в борьбе с коррупцией
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией (по согласованию)
|
II, 2009
|
Усиление освещения в СМИ антикоррупционных мероприятий
Проведение общественных слушаний, консультаций с организациями гражданского общества. Повышение доверия общества к органам государственной власти. Создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны гражданского общества |
319.
|
Внести поправки в Законы УК, Уголовно-Процессуальный Кодекс, Закон о борьбе с коррупцией
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией (по согласованию)
|
II, 2009
|
Ликвидация противоречий
|
320.
|
Изменить состав Национального Совета по борьбе с коррупцией
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией (по согласованию)
|
II, 2009
|
Обновление состава Национального Совета в соответствии с утвержденным Положением о его работе
|
321.
|
Скоординировать работу Национального Совета по борьбе с коррупцией с программой по Счетам Вызовам Тысячелетия
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией (по согласованию)
|
II, 2009
|
Фокусирование мероприятий и ресурсов
|
322.
|
Упорядочить работу Национального Совета по борьбе с коррупцией с другими государственными органами, в чьи полномочия также входит функция по борьбе с коррупцией
|
Национальное агентство по борьбе с коррупцией (по согласованию)
|
II, 2009
|
Ликварталидация дублирования.
Регламентация взаимодействия |
323.
|
Разработать Концепцию развития деятельности Аппарата Омбудсмена КР до 2013 года
|
Институт Омбудсмена (по согласованию)
|
II, 2009
|
Утверждение политики повышения эффективности деятельности Института и полноценной реализации Омбудсменом конституционных полномочий
|
324.
|
Определить список нормативно-правовых актов об Омбудсмене, которые необходимо привести в соответствие со сложившимися общественными и правовыми отношениями и новыми экономическими условиями, и внести необходимые изменения
|
Институт Омбудсмена (по согласованию)
|
II, 2009
|
Приведение законодательства КР о правах и свободах человека и гражданина в соответствие с Конституцией, международными стандартами в этой области
|
325.
|
Разработать Проект по усилению качественного мониторинга соблюдения и предотвращения нарушений конституционных, демократических прав и свобод человека и содействовать их восстановлению
|
Институт Омбудсмена (по согласованию)
|
II, 2009
|
Совершенствование механизмов предупреждения и предотвращения любых форм дискриминации и насилия в отношении гражданских прав и свобод;
Усиление контроля за соблюдением: • законов о правах и свободах детей и молодежи;
• прав лиц, находящихся в местах лишения свободы и изоляторах временного содержания;
• прав и свобод человека в разрезе гендерного равенства.
Обеспечение прав беженцев, уважения прав инвалидов, пенсионеров и других уязвимых слоев населения
Создание представительств Омбудсмена (Акыйкатчы) в местах компактного проживания соотечественников за границей;
Создание общественных органов при Омбудсмене из представителей гражданского сектора, исполнительной и законодательной ветвей власти
|