РАЗДЕЛ XI. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА

image_pdfimage_print
 
1.     Управление качеством реализации НССБ, осуществляемой в рамках КОР, будет осуществляться через инструменты мониторинга и оценки.
 
Система мониторинга и оценки является обязательной составной частью реализации стратегии, призванной повышать эффективность и качество ее реализации. При помощи инструментов мониторинга и оценки будет определяться достигнутый в реализации программы прогресс, результативность предпринятых мер, оцениваться эффективность использования ресурсов. Кроме того, система мониторинга и оценки программы обеспечит исполнителей НССБ показателями превентивного характера, которые будут предупреждать о возможности негативного развития в реализации программы с целью принятия мер по корректировке как текущей политики, так и практических шагов в ходе реализации.
 
2.     Для успешности реализации система мониторинга и оценки НССБ изначально будет ориентирована на конечный результат исполнения программы — постепенное сокращение бедности в Кыргызской Республике. Мониторинг и оценка программы будут основываться также на принципах широкого участия в процессе мониторинга и оценки всех участников и заинтересованных сторон, включая гражданское общество, государственные институты, предпринимательские круги, особенно самих бедных, на решение проблем которых в первую очередь направлена программа.
 
3.     Система мониторинга и оценки НССБ будет построена на базе количественных и качественных методов. Для отслеживания ее промежуточных и конечных результатов, которые предстоит достичь по истечении 3 лет, в НССБ разработана система количественных индикаторов, соответствующих целям и задачам программы. Данные индикаторы будут собираться на регулярной основе различными государственными и негосударственными институтами и организациями. Большая часть индикаторов будет формироваться Национальным статистическим комитетом, министерствами и ведомствами. При этом задействованные государственные структуры будут нести ответственность за достоверность собираемых данных и их надежность. Затем эти данные будут предоставляться Секретариату по КОР при Президенте Кыргызской Республики для анализа и оценки эффективности реализации НССБ и последующего внесения аналитических материалов на рассмотрение Национального совета по КОР.
 
4.     Для изучения узловых проблем бедности и оценки эффективности исполнения программы количественные методы будут сопровождаться качественными исследованиями и оценками, разработкой рекомендаций и предложений. Для этой работы будут также привлекаться неправительственные организации и частный сектор.
 
5.     Институционализация мониторинга и оценки НССБ. Для эффективного исполнения программы будет создана партнерская сеть участников программы и заинтересованных сторон (как государственных, так и негосударственных).
 
Полная координация процесса по реализации НССБ будет осуществляться через созданный в августе 2001г. Национальный совет по реализации КОР, который возглавляет Президент страны. В состав Совета входят представители государственных структур, гражданского общества и частного сектора. Совет принимает ключевые политические решения о ходе реализации процесса КОР/НССБ. Для реализации решений Национального совета образованы три координационных комитета по основным направлениям КОР: устойчивый экономический рост, социальная защита и человеческое развитие, повышение эффективности и прозрачности государственного управления. Координационные комитеты возглавляют соответственно Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, а также Руководитель Администрации Президента. В состав координационных комитетов входят представители государственных структур, гражданского общества и частного сектора.
 
Исполнительным органом Совета является Секретариат по КОР, который занимается общей координацией реализации его решений и подготовкой материалов и предложений для проведения его заседаний. Секретариат, являясь рабочим органом Совета, будет осуществлять координацию через министерства, ведомства, а также местные государственные администрации. Они будут ответственны за проведение регулярного и качественного мониторинга и оценки НССБ в рамках своей компетенции.
 
Секретариат по КОР на основе открытого партнерства будет активно сотрудничать с неправительственными организациями.
 
Секретариат также будет координировать помощь донорских организаций процессу НССБ. Негосударственные участники процесса мониторинга и оценки (гражданское общество, частный сектор, исследовательские организации) могут использовать данные, собираемые по программе, для проведения независимого мониторинга и оценки, исследований и анализов (в том числе за счет собственных или грантовых средств), подготовки различных отчетов по вопросам эффективности исполнения программы. Это повысит подотчетность со стороны менеджмента программы, вовлечет гражданское общество в процессы отслеживания реализации программы, повысит объективность оценок программы и позволит использовать экспертный потенциал независимых аналитиков. Институциональные формы координации процесса НССБ будут регулярно совершенствоваться.
 
6.     Для эффективного мониторинга и оценки будет создана информационная сеть, охватывающая Секретариат по КОР, министерства и ведомства, а также местные государственные администрации.
 
Взаимодействие будет осуществляться на принципах электронного правительства. С этой целью в министерствах, ведомствах и региональных администрациях будут организованы электронные площадки со всем необходимым техническим и программным оборудованием. Сопровождение электронных площадок будет осуществляться представителями государственных органов на местах. Будет осуществляться дальнейшее постепенное расширение сети до уровня районов и айыл-окмоту. Кроме того, будет обеспечен доступ к сети через Интернет для широких слоев частного сектора, гражданского общества, государственных структур и донорского сообщества. Для построения данной информационной системы будут использованы все информационные системы, имеющиеся в стране, но в любом случае для ее развития и эффективной работы понадобятся дополнительные инвестиции.
 
7.     Все представители министерств, ведомств, а также региональных администраций будут обучены современным методам управления, основанным на принципах электронного правительства. Проведение мониторинга и оценки в реальном режиме времени позволит государству своевременно применять превентивные меры.
 
8.     Отчеты и исследования будут использоваться Секретариатом по КОР и другими органами в своей работе как один из источников информации для мониторинга и оценки успешности реализации программы (как отчеты, содержащие в себе отклики населения на фактическое исполнение программы) и учитываться при разработке мер, внесении корректив в действующую политику, подготовке финальных отчетов.
 
9.     Финансовое обеспечение системы мониторинга и оценки НССБ. Успешность реализации НССБ будет связана с финансовым обеспечением мониторинга программы. В этих целях Секретариат по КОР будет обеспечен финансовыми ресурсами из государственного бюджета, что придаст системе мониторинга и оценки НССБ устойчивый характер и продемонстрирует национальную заинтересованность в ее реализации. При этом финансирование мониторинга и оценки НССБ должно проводиться в соответствии с утвержденным графиком.
 
Секретариат по КОР будет выступать в качестве заказчика необходимых исследований в рамках НССБ и проводить тендеры на проведение анализов и оценок независимыми НПО, привлекать донорские грантовые ресурсы на эти цели, а также на подготовку отчетов, проведение презентаций, семинаров, распространение информации в СМИ, круглых столах и т.д. Эти средства будут использоваться для модернизации и расширения инфраструктуры системы мониторинга и оценки.
 
В рамках НССБ будут реализовываться все региональные и отраслевые программы. Предстоит разработать линейные стратегии в сферах, где необходимо усовершенствовать политику государства. Будут переработаны многие стратегии с учетом приоритезации и ресурсных ограничений НССБ. Каждая из этих стратегий должна иметь четкий механизм и план действий по ее реализации.
 
Принципы разработки и реализации НССБ поставлены на единую методологическую основу, в рамках которой любая предлагаемая политика должна быть проработана в единой логической схеме: политика — приоритеты — механизмы реализации — конкретные мероприятия.
 
При этом необходимо отметить, что приоритезация действий осуществляется исходя из уровня влияния на сокращение бедности, степени проработанности мероприятий, наличия ресурсов.
 
Механизмы реализации определяются с учетом того насколько успешно они осуществлялись ранее, реально выполнимы, перспективны и ускоряют процесс развития в стране.
 
Мероприятия разрабатываются в виде программ, проектов, исследований. Программы направлены на выработку политики в тех сферах, которые нуждаются в четком видении будущего развития. Проекты будут осуществляться для реализации выработанной политики. Исследования предназначены для поиска новых путей развития в перспективе (связь с будущим НССБ).
 
Комплекс мероприятий в настоящее время представлен в виде матрицы действий с определением календарного и ресурсного планов. Данная матрица будет постоянно совершенствоваться и дорабатываться в процессе реализации НССБ.
 
10.  Ключевым фактором успеха НССБ является жесткая привязка распределения государственных финансов к достигнутым результатам по программе. В силу этого финансирование тех или иных видов деятельности министерств и ведомств должно осуществляться с учетом результатов мониторинга и оценки НССБ и программного бюджетирования.
 
11.  Прозрачность результатов НССБ и их широкое распространение. Важной составляющей мониторинга и оценки является прозрачность полученных результатов, их широкое распространение и учет в последующей работе. Результаты мониторинга и оценки эффективности исполнения НССБ будут предоставляться всем заинтересованным сторонам, подлежат широкой публикации в СМИ и сети Интернет. В частности, на ежегодной основе будет публиковаться отчет об основных итогах реализации КОР/НССБ.
 
12.  Будет обеспечена обратная связь между политическим уровнем, исполнителями программы и ее конечными бенефициарами (получателями), а также прозрачность процесса реализации программы, общественный контроль и подотчетность исполнителей. В конечном итоге такая организация мониторинга и оценки НССБ отразится на результативности самой программы, улучшит управление ее реализацией (менеджмент) и координацию составных частей.  
 
13.  Кадровый потенциал для проведения мониторинга и оценки НССБ. Для успешного функционирования всей системы мониторинга и оценки НССБ важно создать необходимый кадровый потенциал по мониторингу и оценке как в государственных, так и негосударственных структурах, задействованных в исполнении НССБ, способный профессионально и качественно осуществлять мониторинг и оценку программы на разных уровнях. Секретариат по КОР будет осуществлять широкое обучение в стране по привитию навыков мониторинга и оценки всем участникам процесса НССБ. Секретариат КОР будет привлекать донорские организации для совершенствования системы мониторинга и оценки КОР/НССБ, наращивания местного потенциала, интеграции лучшего международного опыта в национальную практику с учетом специфики Кыргызстана.