РАЗДЕЛ IX. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

image_pdfimage_print
 
1.     Успешное достижение поставленных в НССБ целей во многом зависит от реальной оценки необходимых финансовых ресурсов для успешной реализации всей программы, а также от правильной приоритезации направлений политики и эффективности управления ограниченными государственными расходами.
 
2.     В разработанной НССБ общие доступные ресурсные рамки основаны на Среднесрочном прогнозе бюджета до 2005 года, в котором, с учетом среднесрочной политики, определены источники доходов. С учетом главных приоритетов НССБ установлены расходы по основным направлениям развития. Предполагается, что общие расходы бюджета будут направлены в первую очередь на проведение намечаемых реформ в интересах сокращения бедности.
 
3.     Существенным ресурсным ограничением для бюджета является необходимость снижения объемов ПГИ до 3% к ВВП до 2005 года для достижения устойчивости по внешнему долгу. При содействии Азиатского банка развития была разработана методика приоритезации проектов ПГИ на основе использования критериев воздействия на экономический рост, экспортный потенциал и сокращение бедности. С использованием данной методики сформирован перечень проектов, который рекомендован для включения в ПГИ на 2003-2005 годы. Отобранные проекты связаны с приоритетами НССБ.
 
4.     Потребность в финансировании мероприятий, включенных в НССБ, определялась на основе предложений, представленных отраслевыми и региональными рабочими экспертными группами. В процессе подготовки аналитических материалов каждая рабочая группа, в состав которых входили представители всех ветвей власти, частного сектора, НПО, местного самоуправления, сформировала пакет мероприятий с указанием необходимых объемов финансирования.
 
5.     Работа по оценке потребностей в финансовых ресурсах и приоритезации намечаемых мер политики была затруднена из-за отсутствия полного программного бюджета. Предварительные действия к переходу на полный программный бюджет уже предприняты, но весь процесс может занять несколько лет. Кроме того, министерства, ведомства, организации и областные администрации, не имея достаточного потенциала для квалифицированного использования существующих методов оценки программ развития и приоритетов, испытывали затруднения как при увязке предлагаемых мер политики с показателями бедности, так и при приоритезации и оценке стоимости секторальных и региональных программ.
 
В целом эта проблема связана с необходимостью дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами, повышения эффективности использования бюджетными средствами. В связи с этим сохраняется потребность в получении технической помощи международных финансовых организаций по оценке ресурсов и приоритезации мер политики, а также для развития навыков разработчиков национальных, региональных и отраслевых программ, потенциала соответствующих органов управления. Такая помощь запрашивалась Правительством Кыргызской Республики ранее при подготовке промежуточной НССБ в сентябре 2001 года.
 
6.     В НССБ подробно изложены все имеющиеся основные проблемы, в той или иной мере препятствующие достижению главной цели – снижению бедности. Учитывая ограниченность доступных финансовых ресурсов при формировании матрицы действий, были отобраны основные направления политики (приоритеты), реализация которых будет наиболее эффективно содействовать достижению главной цели.
 
7.     Конкретные мероприятия по реализации мер политики сосредоточены на трех основных направлениях:
·                формирование эффективного государственного управления;
·                строительство справедливого общества;
·                обеспечение устойчивого экономического роста.
 
8.     Необходимость оптимизации и повышения эффективности системы государственного управления в первую очередь обусловлена дальнейшим развитием демократии, обеспечением прав и свобод граждан Кыргызской Республики.
 
Основными приоритетными направлениями являются развитие демократических институтов, повышение законотворческой деятельности, реформирование органов государственного управления (на центральном и местном уровнях), создание эффективной государственной службы и совершенствование системы государственных финансов (в частности, системы казначейства при Министерстве финансов Кыргызской Республики).
 
Потребность в финансировании мероприятий, связанных с реформированием административной системы, государственной службы, государственной финансовой системы, будет в основном покрыта за счет средств бюджета, кредитов Всемирного Банка и Азиатского Банка Развития, при технической поддержке ТАСИС, ПРООН и других международных финансовых организаций, а также мобилизации внутренних ресурсов.
 
Одним из перспективных направлений реформирования государственного управления, нацеленного на повышение оперативности, прозрачности и подотчетности деятельности органов власти, является переход на принципы «электронного правительства». Успешная реализация данного мероприятия предполагает поддержку со стороны стран-доноров и международных финансовых организаций.
 
Дополнительные финансовые ресурсы потребуются также для проведения мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, экономическими преступлениями, наркотиками, международным терроризмом.
 
В среднесрочном прогнозе бюджета на сектор государственного управления на 2003-2005 годы предусмотрен объем финансирования в сумме [14.9] млрд.сомов, из них за счет внешних источников – [93.1] млн.сомов.
 
Дополнительная потребность во внешних грантах составляет [230.3] млн.сомов.
 
9.     Строительство справедливого общества основано на обеспечении социальных гарантий, таких как социальная защита в виде предоставления пенсий, государственных пособий малоимущим семьям, поддержки инвалидов, жителей высокогорных и отдаленных районов, обеспечения доступа к чистой питьевой воде, услугам образования и здравоохранения.
 
Размеры пособий и пенсий будут увеличиваться в целях поддержания жизненного уровня нуждающихся семей и пенсионеров, в том числе с учетом инфляции. В то же время, на основании результатов социальной паспортизации, будет значительно повышена адресность государственной социальной помощи. Наряду с мерами по социальной мобилизации населения это приведет к сокращению числа получателей государственных социальных пособий.
 
Размер заработной платы работникам образования и здравоохранения, государственным служащим также будет увеличиваться с учетом создания необходимых стимулов для закрепления и привлечения высокопрофессиональных кадров, повышения качества предоставляемых услуг.
 
Основным источником повышения размеров пособий, пенсий и заработной платы будет экономия бюджетных средств, полученная в результате повышения адресности предоставляемой социальной помощи, реформирования государственной системы управления, системы здравоохранения и образования.
 
Большая часть расходов, связанных с финансированием мероприятий по увеличению доступа к чистой питьевой воде, повышением доступа и качества услуг образования и здравоохранения (ремонт и строительство водопроводов, школ, больниц, ФАП, оснащение оборудованием, учебниками и т.д.), будет покрываться за счет кредитов стран-доноров и международных финансовых организаций и государственного бюджета (в рамках ПГИ).
 
10.  Вместе с тем дополнительные ресурсы необходимы для охвата тех сел, которые не вошли в проекты ПГИ. Кроме того, дополнительные средства требуются для реформирования пенсионной системы, поддержания на необходимом уровне гарантированного минимального уровня потребления для малообеспеченных слоев населения, а также обеспечения социальной защиты бедных, в частности, при повышении тарифов на электро- и теплоэнергию.
 
11.  В Среднесрочном прогнозе бюджета на 2003-2005 годы на социальную сферу (социальная защита, образование, здравоохранение) предусмотрено [27.4] млрд.сомов, причем за счет внешних источников [809] млн.сомов.
 
Для достижения поставленной цели – снижения уровня бедности ежегодно на 3% — требуется дополнительное финансирование в сумме [3.7] млрд.сомов за счет грантовых средств.
 
12.  По предварительным оценкам для достижения устойчивого экономического роста на уровне 4.9% (сценарий реализации политики стабилизации) необходимо обеспечить объем инвестиций в сумме не менее 20% к ВВП. Предусмотренное сокращение ПГИ на 3.9% к ВВП к 2005 году будет частично компенсировано за счет увеличения частных инвестиций в результате создания благоприятных условий для инвесторов, поддержки МСБ, улучшения маркетинга и ликвидации торговых барьеров для экспорта, а также за счет увеличения капитальных расходов бюджета, в том числе софинансирования проектов ПГИ.
 
Для достижения устойчивого экономического роста на уровне 7% (по сценарию реализации политики развития) требуется обеспечить объемы инвестиций на уровне 25% к ВВП.
 
13.  В предстоящие три года предполагается, что дополнительные объемы прямых инвестиций будут привлечены в энергетику, горнодобывающую отрасль, нефтедобычу, перерабатывающую промышленность, сферу услуг и информационных технологий.
 
14.  Вместе с тем для расширения возможностей по созданию новых рабочих мест, успешного развития малого и среднего бизнеса, увеличения объемов микрокредитования безработных и бедных требуется дополнительные ресурсы для развития финансовых услуг, особенно в сельской местности, реабилитации и строительства оросительных систем, автомобильных дорог местного значения, расширения сервисных услуг для сельских товаропроизводителей. Предполагается, что основными источниками здесь могут быть грантовые средства стран-доноров и международных финансовых организаций, предоставляемые местным сообществам, ассоциациям, НПО, фермерам.
 
На цели развития реального сектора в среднесрочном прогнозе бюджета на 2003-2005 годы предусмотрено [15.7] млрд.сомов, в том числе за счет внешних источников – [11.4] млрд.сомов.
 
Дополнительная потребность в финансировании за счет внешних источников (включая гранты и прямые инвестиции) составляет около [19.4] млрд.сомов.
 
Ресурсное обеспечение НССБ будет уточняться ежегодно в рамках бюджетного процесса с учетом результатов проводимых реформ, выполнения программы ПРГФ, а также договоренностей, достигнутых в ходе переговоров с Парижским клубом по урегулированию внешнего долга.
 
15.  Учитывая важность увязки направлений политики с конкретными мерами в рамках НССБ, определения реальных необходимых объемов финансирования, мы намерены продолжить работу по приоритезации и оценке стоимости секторальных и региональных программ. С этой целью мы обратимся за технической и консультативной помощью к странам-донорам и международным финансовым организациям. Такая помощь будет необходима также для оценки различных рисков, которые могут воспрепятствовать успешной реализации НССБ.