РАЗДЕЛ VII. БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ

image_pdfimage_print
 

Укрепление национальной безопасности, обороноспособности страны, борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом 

1.     Безопасность развития страны будет зависеть от складывающейся военно-политической обстановки в Центрально-азиатском регионе. Наличие угрозы суверенитету, территориальной целостности, политической и социально-экономической стабильности со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма, всех видов преступности и незаконного оборота наркотиков определяют приоритеты политики обеспечения безопасности, направленной на сокращение и предотвращение влияния этих угроз на Кыргызстан.
 
2.     В 1999-2000 годы южные границы Кыргызской Республики подверглись нападению международных террористических бандформирований. В ходе проведения военных операций по уничтожению и выдворению проникших на территорию Кыргызской Республики международных террористов, а также после завершения военных операций, с учетом накопленного опыта, были существенно реорганизованы и укреплены Вооруженные Силы. Значительную поддержку и помощь оказали международное сообщество, дружественные страны.
 
3.     Главной внешней угрозой военной безопасности и стабильности для Кыргызстана остается ситуация в Афганистане, сохранение ядра руководства и отдельных вооруженных формирований международных террористических организаций, которые после поражения Аль-Каиды проникают в страны Центрально-азиатского региона (ЦАР) и восстанавливаются на своих базах. Они будут стремиться к активным действиям при поддержке своих сторонников, действующих в подполье на территориях государств ЦАР, выявлять сильные и слабые стороны в системе безопасности государств региона и, проведением ряда террористических акций, отвлекать на себя значительные силы этих государств для максимального облегчения транспортировки наркотиков по новым и традиционно существующим каналам.
 
Незащищенность и неопределенность границ с сопредельными государствами, неурегулированность отдельных вопросов в водо-земельном обустройстве могут также оказать влияние на ситуацию в регионе.
 
4.     В этой связи Кыргызстаном придается большое значение укреплению взаимодействия с оборонными и правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями, занимающимися правоохранительной деятельностью и, в первую очередь, со странами ШОС. В настоящее время правоохранительные структуры страны являются участниками 33 двусторонних и 17 многосторонних соглашений и договоров. В Бишкеке создается Региональная антитеррористическая структура ШОС, в декабре 2001 года проведена Международная конференции ОБСЕ на тему «Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: наращивание всесторонних усилий по противодействию терроризму».
 
Кыргызстан оказывает содействие антитеррористической коалиции, предоставив возможность временного базирования ее вооруженных сил и служб обеспечения на своей территории.
 
Кыргызская Республика принимает активное участие в оказании помощи Афганистану по налаживанию мирной жизни, поддержанию стабильности в этой стране.
 
5.     Вместе с тем, недостаточность военно-экономического и финансового обеспечения потребностей Вооруженных Сил страны создает трудности в организации их дальнейшего эффективного реформирования и качественной подготовки к вооруженной защите суверенитета и граждан Кыргызстана от реальных и потенциальных военных угроз.
 
6.     При этом сохраняются сложившиеся за последние годы проблемы, обусловленные, в первую очередь, отсутствием возможностей адекватного финансирования Вооруженных Сил за счет средств государственного бюджета:
·                вооружение и военная техника теряют свои эксплуатационные ресурсы и, в конечном итоге, становятся неготовой к боевому применению;
·                уровень слаженности органов управления и боевая выучка соединений, частей и подразделений неуклонно снижается из-за недостаточной финансово-технической обеспеченности минимума мероприятий оперативной и боевой подготовки. Это, в свою очередь, не позволяет качественно готовить военнослужащих срочной службы, которые, увольняясь в запас, пополняют собой необученный мобилизационный ресурс для Вооруженных Сил;
·                недостаточность государственных и войсковых запасов материальных средств текущего довольствия и неприкосновенного запаса на военное время с учетом мобилизации.
 
7.     В целях гарантированной защиты территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя, граждан страны от воздействия внешних военных угроз, предотвращения вооруженных конфликтов предстоит создать небольшие, компактные, мобильные воинские формирования, оснащенные современным вооружением и военной техникой, обеспеченные необходимыми материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья и способных в короткие сроки выполнять задачи военной безопасности.
 
8.     Реформирование Вооруженных Сил Кыргызской Республики будет осуществляться на комплексной основе и предполагает:
·                совершенствование законодательной базы в области обеспечения военной безопасности в масштабе республики и в рамках Договора о коллективной безопасности;
·                оптимизацию численного и качественного состава существующих и вновь создаваемых органов управления и войск с учетом экономических возможностей государства, а также потенциальных и существующих внешних военных угроз;
·                поддержание существующих и реорганизуемых органов управления и войск в постоянной боевой и мобилизационной готовности к оперативному развертыванию на направлениях возникновения внешних военных угроз;
·                создание материальных запасов для Вооруженных Сил военного времени на основе программно-целевого финансирования.
 
9.     Масштабы и многообразие явных и скрытых угроз национальной безопасности требует существенного укрепления соответствующих служб.
 
Практически заново создается и требует соответствующего технического оснащения большая по протяженности и крайне сложная по природным условиям пограничная линия. Требует значительного усиления организация пограничного контроля. Службе национальной безопасности (СНБ) приходится работать в условиях интернационализации криминальных группировок и схем действий. Существенно меняются и осложняются формы и методы работы.
 
10.  Основной проблемой является недостаточный потенциал для раннего обнаружения угроз безопасности и информационно-аналитического обеспечения этой работы. Отсутствует закон, который бы определял порядок действий и взаимодействия органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности в условиях демократического государства. Существуют проблемы с подготовкой кадров.
 
11.  Главной задачей в предстоящий период будет обеспечение национальной безопасности, укрепление потенциала соответствующих государственных органов и служб, внедрение в их работу современных технологий на основе технического перевооружения, эффективная адаптация в международные структуры и формы работы.
 
12.  В целях укрепления государственной безопасности и повышения эффективности обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики разработан Закон «О национальной безопасности».
 
13.  Будет продолжено активное участие Кыргызской Республики по выполнению принятых в рамках многосторонних и двусторонних договоров и соглашений обязательств по обеспечению коллективной безопасности, борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков.
 
14.  Международный терроризм и экстремизм являются реальной и существенной угрозой для Кыргызстана. Сохраняется опасность внешнего вторжения террористических групп из северных районов Афганистана. Возрастает активность действий радикальной исламской партии Хизб ут-Тахрир.
 
Одним из приоритетных направлений будет расширение и развитие военно-технического сотрудничества Кыргызстана с другими государствами, активное участие в международных и религиозных организациях, обеспечивающих коллективную безопасность и совместные усилия по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
 
Серьезное внимание будет уделено антитеррористической пропаганде, организации передач на ТВ и радио, изданию литературы с целью регулирования религиозного воздействия на подрастающее поколение.
 
В рамках партнерского сотрудничества с неправительственными организациями, будет проводиться антирадикальная пропаганда с участием Духовного управления мусульман Кыргызстана, где создан специальный отдел по предотвращению проникновения религиозного экстремизма в ряды мусульманской общины страны.
 
15.  В результате предстоит создать принципиально новую систему обороны и безопасности в соответствии со стратегической целесообразностью и экономическими возможностями Кыргызстана, отвечающую требованиям достаточности.

Борьба с коррупцией

16.  Реформы в экономике и социальной сфере, осуществленные за годы независимости Кыргызстана, значительно опережают по своему качественному уровню и комплексности преобразования, проведенные в системе государственного управления. Пробелы в нормативных актах, незавершенность реформ органов государственного управления, отсутствие у государственных служащих навыков работы с использованием передового международного опыта менеджмента, их недостаточная мотивация стали причиной излишнего бюрократизма, вмешательства государства в лице его служащих, во все сферы жизнедеятельности населения, тем самым, создав предпосылки для проявления коррупции.
 
17.  Коррупция и неадекватные, устаревшие формы и методы управления нивелируют достижения реформ в социально-экономическом блоке, снижают их потенциал для устойчивого и ускоренного развития. Это, в свою очередь, во многом замедляет темпы сокращения бедности.
 
18.  Все более опасной, проникающей во все сферы общества остается экономическая преступность, растет контрабанда, что также является питательной средой для коррупции. Проведенные ПРООН, ЕБРР, а также неправительственными организациями исследования и опросы общественности отражают мнение респондентов о сохранении в стране высокого уровня коррупции, в том числе в центральных и местных органах исполнительной власти, в государственных учреждениях, осуществляющих контролирующие и разрешительные функции, а также в фискальных и правоохранительных органах.
 
19.  Для преодоления этих крайне негативных факторов, ставших препятствием на пути устойчивого развития, разработана и реализуются Государственная программа по борьбе с экономическими преступлениями, контрабандой и коррупцией на 2000-2003 годы, а также комплекс мероприятий, предусмотренных Указом Президента Кыргызской Республики «О дополнительных мерах по усилению борьбы с экономическими преступлениями, контрабандой и коррупцией».
 
Принят Закон Кыргызской Республики «Об Омбудсмене». Подготовлен и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики законопроект «О борьбе с коррупцией».
 
При поддержке Азиатского Банка Развития проводится активная работа по реализации программы «Корпоративное управление-2», важнейшим компонентом которого является реформирование судебной системы, повышение ее прозрачности, адекватности и усиление потенциала по защите прав юридических лиц и граждан и повышению их защищенности, в том числе от проявлений коррупции.
 
В настоящее время завершается подготовка к реализации полномасштабной реформы государственного управления в рамках программного кредита Всемирного Банка GSAC/GTAC, направленной на повышение эффективности и прозрачности государственного управления, укрепление потенциала государственной службы, перераспределение функций между различными органами государственного управления и передачи части их местным сообществам и неправительственным организациям.
 
20.  Закономерный и прогрессивный процесс налаживания экономического сотрудничества с другими странами, укрепление зарубежных контактов одновременно оборачивается ростом масштабов контрабанды, что является питательной средой для проявления коррупции. В связи с этим усилен компонент силовых методов борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.
 
Наблюдается устойчивая тенденция роста таможенных правонарушений. В 2001 году число выявленных таможенных нарушений возросло на 6.3 процента, конфисковано товаров и материальных ценностей на сумму 33 млн. сомов, что почти в три раза больше по сравнению с 2000 годом.
 
За период 1999-2001 годы органами прокуратуры возбуждено и расследовано 152 уголовных дела о преступлениях в сфере нецелевого использования и невозврата государственных кредитных средств с суммой выявленного ущерба 20.8 млн. сомов и 105.3 тыс. долларов США. Следствием обеспечено реальное возмещение на общую сумму 12.6 млн. сомов и 73.1 тыс. долларов США и наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 9.4 млн. сомов.
 
В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, совершенствования и оптимизации функциональных и штатных структур системы МВД, служба УБЭП реорганизована в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (аналогичные структуры созданы в органах прокуратуры).
 
21.  Борьба с коррупцией и экономическими преступлениями сталкивается с целым рядом проблем.
 
Громоздкое, малопонятное и противоречивое налоговое и таможенное законодательство, многоэтапная сложная процедура налогового администрирования, таможенного оформления и контроля, искусственные административные барьеры и излишние разрешительные процедуры ведут к сохранению высокого уровня теневой экономики, контрабандного перемещения товаров, способствуют возникновению и сохранению коррупции.
 
Таможенные органы остро нуждаются в укреплении, оснащении утепленными модулями, специальной техникой и поисковыми приборами, средствами связи и контроля. На уровне работы сказывается отсутствие опыта у молодых сотрудников по борьбе с контрабандой.
 
Все еще высока зависимость специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией от политического давления, вмешательства со стороны исполнительной ветви власти. Не обеспечен высокий уровень координации антикоррупционной работы правоохранительных органов, недостаточно их взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, с неправительственными организациями.
 
Сохраняется низкий уровень заработной платы работников правоохранительных органов и других организаций и учреждений, что отрицательно сказывается на результатах борьбы с коррупцией, экономическими и должностными злоупотреблениями и преступлениями.
 
Карательные меры по борьбе с коррупцией пока играют большую роль по сравнению с проведением превентивных мероприятий и целостной антикоррупционной политики.
 
22.  Предстоит обеспечить активную реализацию антикоррупционной политики, включающей:
·                разработку, дальнейшее совершенствование законодательства, проведение инвентаризации и экспертизы законов и законопроектов, подзаконных актов, направленных на устранение пробелов, разночтений, противоречий и возможностей неоднозначного толкования, способствующих проявлению коррупции;
·                создание сильной и адекватной судебной системы, способной пресекать факты коррупции;
·                разработку и активную реализацию антикоррупционных концептуальных и программных документов;
·                создание совместных государственных и общественных институтов, препятствующих развитию коррупции (центров, советов и др.);
·                проведение регулярных исследований в области коррупции и их публикация в СМИ;
·                целенаправленное формирование и укрепление общественного сознания, чувства нетерпимости общества к коррупции через проведение постоянной пропагандистской и информационной работы и соответствующие программы обучения;
·                обеспечение максимальной прозрачности подготовки и исполнения бюджетов всех уровней, открытости, прозрачности и подконтрольности общественности денежных потоков;
·                обеспечение максимальной прозрачности в работе органов государственного управления всех уровней, местных государственных администраций, местных сообществ, а также учреждений, выполняющих контролирующие, регистрирующие и разрешительные функции, через разработку Закона Кыргызской Республики «О конфликте интересов».
 
23.  Главной целью в борьбе с коррупцией является изменение менталитета общества, создание обстановки нетерпимости по отношению к экономическим преступлениям, фактам коррупции и злоупотреблений. Необходимо создание широкой общественной коалиции со здоровыми силами общества, как важнейшего условия успешной борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.
 
Предстоит провести кардинальные преобразования в системе фискального администрирования, правоохранительных органов, управления на областном и районном уровнях.
 
В процессе своей деятельности, направленной на борьбу с экономической преступностью и коррупцией, специализированные структуры должны заниматься предупреждением коррупции и просвещением общественности.
 
Превентивная антикоррупционная политика будет включать такие меры, как предварительная экспертиза законопроектов на предмет исключения условий для коррупции. Необходимо совершенствовать законодательство, провести тест-экспертизы государственных актов, расширить доступ населения к государственной информации.
 
Наряду с этим будет усилен прокурорский надзор за своевременным выявлением и профессиональным расследованием уголовных дел об экономических преступлениях и коррупции, принимая все предусмотренные законом меры к возмещению причиненного преступлениями ущерба; за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением финансовой дисциплины и законности в деятельности государственных органов и других организаций, использующих бюджетные средства.
 
24.  Необходимо выбить почву из-под коррупции, сделать действия государственных органов и госчиновников, более прозрачными и подотчетными. В этих целях будет продолжена реализация программы административной реформы, введение конкурсного порядка набора на госслужбу, увеличение информационной прозрачности работы госструктур.
 
Будут предприняты меры по организации постоянного взаимодействия правоохранительных структур с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции.
 
Будет продолжена работа по изучению и применению зарубежного опыта, международных норм и санкций, заключению двусторонних соглашений между соответствующими органами различных стран, организации взаимодействия по оказанию помощи.
 
Предстоит разработать вторую государственную антикоррупционную программу и план антикоррупционных мер на период до 2005 года.
 
25.  Для реализации комплекса мер, связанных с сокращением коррупции, экономических преступлений, потребуется привлечение значительных ресурсов, в первую очередь, для укрепления систем контроля за финансовыми потоками, перемещением товаров и грузов, системой государственных закупок, а также для подготовки квалифицированных кадров и проведения разъяснительной работы с населением.

Борьба с наркотиками

26.  В 2001-2002 годах была проделана работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в сфере обеспечения контроля оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», а также подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты. Принята Государственная программа противодействия распространению наркомании, незаконному обороту наркотиков в Кыргызской Республики на 2001-2003 годы.
 
Тем не менее, ситуация не улучшается, сохраняется тенденция к ее обострению. Социальные условия в стране продуцируют наркопреступность, подталкивают определенные слои населения к участию в незаконном обороте наркотиков. Из незаконного оборота изъято 4.5 тонны различных наркотиков, хотя в 2001 году раскрыто 3.205 наркопреступлений, что на 9.44% меньше, чем в 2002 году.
 
Проведенная экспресс-оценка показала, что в Бишкеке количество наркоманов в 15 раз превышает официальные статистические данные наркологической службы. Тревогу вызывает расширение социальной базы организованной преступности, связанной с наркотиками: в наркобизнес втягиваются наименее социально-защищенные слои населения – пенсионеры, женщины и молодежь. Более 60% лиц, привлеченных к ответственности за незаконные посевы опия, старше 50 и моложе 30 лет.
 
27.  Основными проблемами являются наличие социальных оснований для наркобизнеса и наркомании, недостаток ресурсов для реализации намечаемых программ, неудовлетворительная работа государственных органов, местных государственных администраций и местного самоуправления по противодействию наркотизму, усиливающийся транзит наркотиков через территорию Кыргызской Республики, рост заболеваний СПИДом.
 
28.  Главная цель предстоящих действий – стабилизация и последующее сокращение наркопреступности и заболеваний наркоманией, защита генофонда нации.
 
Для достижения этой цели необходимо:
·                усиление потенциала правоохранительных органов и органов здравоохранения;
·                содействие ликвидации наркотрафиков;
·                защита социально незащищенных слоев населения от вовлечения в наркобизнес и незаконное употребление наркотиков;
·                пресечение коррупции среди занимающихся противодействием наркотизму;
·                проведение профилактической работы с социально незащищенными группами населения и группами риска;
·                повышение уровня защищенности границ Кыргызской Республики от нарастающего наркотранзита через ее территорию, участие в международном сотрудничестве по борьбе с наркотрафиком;
·                дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области контроля наркотиков.

Усиление системы личной и имущественной безопасности граждан 

29.  Правоохранительными органами Кыргызской Республики, органами социальной защиты были приняты меры к обеспечению внутренней безопасности государства, личной и имущественной безопасности граждан, обеспечению правопорядка, защите прав и свобод граждан, соблюдению должностными лицами органов власти государственной и финансовой дисциплины.
 
За истекший период 2002 года на территории республики зарегистрировано на 9.5% преступлений меньше, чем за аналогичный период 2001 года.
 
В последние годы осуществлены организационные и практические меры по повышению роли прокурорского надзора в укреплении законности и борьбе с преступностью. Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора и дальнейшему утверждению законности в Кыргызской Республике» утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов.
 
Одним из приоритетных направлений была защита прав предпринимателей, хозяйствующих субъектов, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
 
Усилен надзор за расследованием уголовных дел органами прокуратуры и другими правоохранительными органами, обеспечен процессуальный контроль за следствием, защитой конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу уголовного процесса, и защита граждан от преступных посягательств.
 
30.  Начата реализация государственной программы по улучшению охраны и условий труда, обеспечению защиты жизни и здоровья работающих на 2002-2005 годы. Количество пострадавших на производстве на 1000 работающих за последние три года снизилось с 0.6 на 1000 работающих в 1999 году до 0.4 – в 2001 году, в то же время количество погибших осталось за этот период на прежнем уровне (0.1 на 1000 работающих). Государственной инспекцией труда обследовано и проверено около 2.8 тыс. предприятий и организаций, в ходе чего выявлено около 15.2 тыс. нарушений трудового законодательства, расследовано 173 групповых, тяжелых, а также со смертельным исходом несчастных случаев.
 
Остается высоким уровень транспортной аварийности.
 
31.  Однако существующая в стране система обеспечения личной и имущественной безопасности граждан не в полной мере обеспечивает выполнение стоящих перед ней задач. Проблемами и основными причинами этого являются:
·                неэффективная работа правоохранительных органов;
·                низкий уровень анализа и предупреждения угроз безопасности граждан;
·                низкий уровень государственной и законодательной дисциплины в менеджменте;
·                высокий уровень техногенных угроз безопасности человека;
·                отсутствие механизмов активного социального участия в правоохранительной работе;
·                изъяны в правоприменительной практике, слабость систем судопроизводства и адвокатуры;
·                несовершенство законодательной базы, особенно в области регулирования имущественных и трудовых отношений.
 
В целях повышения личной и имущественной безопасности граждан государством будет проводиться политика по кардинальному реформированию этой сферы.
 
32.  Главным приоритетом этой работы будет создание эффективной системы законодательных, организационных, гражданских и других механизмов, обеспечивающих снижение рисков, эффективный мониторинг, предупреждение и реагирование на угрозы безопасности граждан.
 
В этих целях предполагается:
·                осуществить реформу правоохранительных органов и системы судопроизводства органов внутренних дел, прокуратуры и адвокатуры, предпринять значительные усилия по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, созданию их эффективной структуры, внедрению в их деятельность современных технологий, повышению квалификации кадров;
·                усовершенствовать и развить законодательную базу, предусматривающую создание принципиально новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов и создающих необходимые условия для борьбы с различными проявлениями преступности;
·                принять меры к усилению надзора за исполнением законодательства в социальной сфере, осуществлять постоянный надзор за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также за своевременностью и полнотой отчислений хозяйствующими субъектами страховых отчислений в Социальный фонд, целевым использованием средств Социального фонда;
·                принять меры к значительному повышению уровня правовой культуры и подготовки населения, обеспечению активного социального участия в правоохранительной работе и контроле за деятельностью правоохранительных органов, созданию системы защиты нарушенных социальных прав и свобод граждан, особенно малоимущих и слабо защищенных слоев населения;
·                развивать социальное партнерство в социально-трудовых отношениях между органами исполнительной власти, работодателями, профсоюзами и другими неправительственными организациями.
 
Осуществление реформ в сфере обеспечения личной и имущественной безопасности граждан потребует значительных финансовых и других ресурсов. Особенно велика будет потребность в технической и технологической помощи.
 
33.  Предстоит реализовать следующие важные мероприятия, направленные на повышение безопасности и защищенности граждан:
·                внедрить в правоохранительных органах эффективную систему реагирования на правонарушения;
·                подготовить и принять новый Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, законы «Об охране труда», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», «О социальном партнерстве»;
·                создать эффективную систему предупреждения и профилактики преступлений, снижения уровня детской и подростковой преступности, обеспечить развитие Центра ювенальной юстиции Академии МВД Кыргызской Республики, создание центров адаптации и работы с несовершеннолетними в областных центрах.
 


Предотвращение социальных конфликтов

34.  Тяжелое социально-экономическое положение значительной части населения, диспропорции регионального развития способствуют росту недовольства и увеличению числа сторонников общественных и политических течений радикального толка внутри страны, что может привести и приводит к возникновению экстремальных форм социальной активности и политической деятельности, а затем к возникновению социальных конфликтов.
 
За последние годы число социальных конфликтов в стране заметно возросло. Некоторые из них вовлекают в зону своего действия большие группы населения, создают проблемы для хозяйственного функционирования, безопасности граждан как в локальных, так и в общенациональных масштабах.
 
Существующий позитивный опыт работы по мониторингу, анализу и раннему предупреждению конфликтов в рамках проекта «Превентивное развитие» ограничен одной только Баткенской областью.
 
При этом органы власти не обладают достаточной подготовкой, технологиями и средствами для предупреждения и разрешения социальных конфликтов. Отсутствуют система мониторинга, анализа и предупреждения социальных рисков, специальные ресурсы для разрешения и планы действий в рамках разворачивающихся социальных конфликтов, а также подготовленные специалисты для ведения этой работы. Не сформированы развернутые механизмы и процедуры социального диалога.
 
35.  В связи с этим становится актуальным формирование общенациональной системы мониторинга, предупреждения и разрешения социальных конфликтов.
 
Она предусматривает:
·                создание общенациональной мониторинговой сети по предупреждению социальных конфликтов в формате и в рамках геоинформационной системы;
·                разработку методологии оценки социальных рисков и создание аналитических команд для анализа и прогнозирования развития социальных ситуаций;
·                подготовку необходимых законодательных актов по формированию достаточного правового поля для предотвращения и разрешения социальных конфликтов;
·                проведение информационной политики, ориентированной на поддержание социальной стабильности и оптимизма, позитивного психологического воздействия,
 
36.  Потребность в финансировании такой системы не может обеспечиваться только за счет бюджета. Необходимо привлечение технической и грантовой помощи в рамках международного сотрудничества по предупреждению и локализации социальных и иных конфликтов регионального и межрегионального уровней. В результате реализации этого комплекса мер появится возможность своевременного анализа и выявления рисков социальных конфликтов и принятия превентивных мер по их предотвращению, а также создания эффективных механизмов разрешения социальных конфликтов и минимизации их влияния на экономику и безопасность страны, общества и человека.

Снижение опасности стихийных бедствий и техногенных катастроф 

37.  Важным фактором безопасного развития являются также сохранение экологического равновесия, предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижение последствий стихийных бедствий. Кыргызская Республика продолжает испытывать разрушительное воздействие природных явлений и угрозы техногенных катастроф. Особенно большой ущерб жизни и здоровью граждан наносят сели. Велика вероятность крупных и мелких землетрясений. Существует несколько источников техногенных угроз безопасности.
 
Для предотвращения возможности и последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф предпринимается немало усилий. Составлены прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Кыргызской Республики. Они доведены до районных государственных администраций, поселковых управ. Проведена гамма-съемка на территории страны для выявления аномалий и установления степени опасности для населения. Проводятся комплексные радиоэкологические исследования на урановых хвостохранилищах г.Майлуу-Суу по программе ТАСIS.
 
По проекту «Чрезвычайные меры в случае наводнений», поддерживаемому Всемирным банком, реализуется двухгодичная программа проведения реабилитации и реконструкции противопаводковых и основных ирригационных сооружений в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях для снятия существующего риска в связи с наводнением.
 
Вместе с тем актуальной остается проблема отсутствия эффективного анализа и прогнозирования рисков стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также недостаточное количество ресурсов для оперативной нейтрализации и ликвидации последствий. Отсутствуют нормативные акты, обеспечивающие возможность снижения ущерба для населения от стихийных бедствий.
 
38.  В ближайшие годы на этом направлении выделены три главных приоритета:
·                повышение эффективности прогнозирования стихийных бедствий и катастроф;
·                обеспечение оперативности реагирования на последствия стихийных бедствий и проведение защитных работ на объектах;
·                усиление потенциала Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций и его институциональное развитие.
 
39.  Финансирование программы строительных и аварийно-восстановительных работ будет осуществляться за счет средств государственного бюджета, а также целевых кредитов и грантов, выделенных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 
Часть работ по предупреждению аварийных ситуаций на объектах образования и здравоохранения, ирригационных сооружениях, системах водопровода, объектах транспортной инфраструктуры, предстоит выполнить в рамках реализуемых кредитов Азиатского Банка Развития, Всемирного Банка, других доноров.
 
Будет осуществлена разработка системы мониторинга и анализа катастрофогенных факторов, усилен контроль над потенциальными источниками техногенных катастроф (хвостохранилища, транспортировка ядовитых и взрывоопасных грузов и др.).
 
Предусматривается разработка Закона об экологическом страховании, который создаст правовую базу для минимизации экономических последствий и эффективного устранения ущерба от стихийных бедствий.