Развитие системы телекоммуникаций и информационных технологий

image_pdfimage_print
1.     В Кыргызской Республике за последние годы достигнут прогресс в развитии информационной инфраструктуры, информатизации государственных организаций и частных компаний, развивается соответствующее законодательство, имеется высокий образовательный уровень. Завершены Первый телекоммуникационный проект, проект Транс-Азиатско-Европейской волоконно-оптической линии связи (ТАЕ), создана государственная компьютерная сеть (ГКС), осуществляются различные отраслевые проекты информатизации, создаются Интернет — страницы государственных и неправительственных организаций, коммерческих структур. В этом году принята Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики», Программа развития ИКТ.
Условия для развития сферы телекоммуникаций созданы в немалой степени благодаря свободной конкуренции и изменениям условий функционирования этого рынка. В 1998 году принят Закон Кыргызской Республики «Об элек­трической и почтовой связи». Наряду с Министерством транспорта и комму­никаций, осуществляющим функции госу­дарственного управления, создан неза­висимый орган государственного регу­лирования — Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской Республики. Кроме национального оператора связи — АО «Кыргызтелеком» появились и другие операторы электрической связи, в том числе с участием иностранного капитала. Сегодня на рынке действует 115 операторов, которые предоставляют различные услуги связи на территории всей республики.
2.     Почтовая связь Кыргызской Республики – одна из важных социально-ориентированных структур государства, обеспечивающая социально значимые услуги для населения, в том числе обслуживание пенсионеров и получателей пособий. Сеть почтовой службы Кыргызской Республики состоит из государственного департамента «Кыргыз почтасы» с более 870 отделениями почтовой связи, государственной фельдъегерской связи, а также государственного предприятия «Кыргыз маркасы».
Основные проблемы в развитии почтовой связи Кыргызской Республики связаны с устаревшей и недостаточной материально–технической базой, в том числе организационной техникой и транспортом. Недостаточно развита единая инфраструктура почтовых, телеграфных и других простых форм распространения необходимой государственной информации. Низок перечень предлагаемых услуг по почтово-сберегательным операциям, различным видам коммунальных платежей, операциям с ценными бумагами.
3.     Телекоммуникации. Одной из важнейших проблем остается телефонизация сельских и отдаленных населенных пунктов Кыргызской Республики, так как коммерческие операторы, в отличие от национального оператора АО «Кыргызтелеком», концентрируют свои усилия на наиболее платежеспособных клиентах столицы и больших городов. В 2001 г. в республике еще не телефонизировано свыше 30% населенных пунктов. О состоянии сельской телефонной связи красноречиво говорят имеющиеся статистические данные по плотности телефонных аппаратов: на 100 жителей приходится всего лишь 2.8 телефона в среднем по стране, в городах республики – 17.2. Низкая плотность телефонизации населения и ее неравномерность в сельской местности и городах сопровождается технологическим устареванием кабельного хозяйства. Сотовая, пейджинговая и транкинговая виды связи также неравномерно распределены по стране. Кроме того, эти виды связи пока еще не доступны широким слоям кыргызстанцев из-за их низких доходов.
В настоящее время в целях содействия решению насущных социальных и административных проблем для отдаленных регионов разрешено на основании лицензии предоставлять телекоммуникационные услуги по передаче данных по всей территории республики. При этом, большое внимание будет уделяться тому, чтобы эти услуги были доступны по тарифам широкому кругу потребителей. Также следует отметить, что в целях недопущения необоснованного роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных и разрешенных монополий в области связи разработан план тарифной политики на 2000 – 2003 гг., предусматривающий поэтапную ребалансировку существующих тарифов на телекоммуникационные услуги. Планом не предусмотрено повышение тарифа на такую социально значимую услугу связи, как телеграфная связь, тарифы на которую удерживаются на минимальном уровне.
Неустойчивость приема телевизионных и радиопередач на территории республики, устаревание технологической базы всей системы теле- и радиовещания не позволяют обеспечивать население своевременной и качественной информацией. Кроме того, неравномерно развиты альтернативные источники информации, такие как эфирно-кабельное телевидение и коммерческое радиовещание.
4.     Развитие информационных технологий в Кыргызской Республике дает уникальную возможность для всестороннего развития страны и ее интеграции в мировое сообщество. Кыргызстан имеет необходимые предпосылки для построения информационного общества — высокий уровень образованности населения и базовую телекоммуникационную инфраструктуру. Государственная политика в области развития информационных технологий регулируется принятым в 1999 году Законом Кыргызской Республики «Об информатизации» и принятой в 2002 году Национальной стратегией «Информационно–коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики».
В Кыргызстане также намечаются весьма обнадеживающие позитивные тенденции в вопросе подготовки кадров по информационным технологиям. За 10 лет выпуск специалистов в области ИКТ возрос в 6.4 раза, в то время как общее число выпускников университетов Кыргызстана выросло в 2.9 раза. В республике система образования в основном готовит специалистов по разработке программных средств, которые обеспечивают отечественный рынок большим количеством программных продуктов. Наряду с этим, в стране практически отсутствуют специалисты по проектированию информационных систем, позволяющих оптимизировать деятельность экономических субъектов страны и адаптировать их бизнес под международные стандарты.
В настоящее время на рынке информационных услуг в республике оперирует 10 Интернет-поставщиков, около 10 коммерческих структур предоставляют различные информационные продукты, обеспечивают поставку и сборку компьютерной техники в республике. Развивается Государственная компьютерная сеть для обеспечения информационного обмена между государственными структурами и создания на его основе инфраструктуры «электронного правительства». В настоящее время к ГКС подключены свыше 40 государственных ведомств, все областные и районные государственные администрации. Однако до сих пор еще недостаточно развита инфраструктура высокоскоростной передачи данных. Еще не вся территория страны охвачена цифровыми услугами в области телекоммуникаций, до сих пор существует «цифровой разрыв» между городом и селом. Из-за неравномерности развития системы Интернет в городах и сельской местности еще низка осведомленность населения о возможностях Интернет и других информационных технологий.
5.     В республике работает электронная платежная система, в том числе межгосударственные денежные переводы. Международные платежи осуществляются финансово-кредитными учреждениями Кыргызской Республики через:
·                прямые корреспондентские счета «Лоро – Ностро» в банках-корреспондентах государств ЕврАзЭС с использованием стандартных систем телекоммуникаций: факс, телекс, электронная почта, SWIFT;
·                платёжно-расчётные системы пластиковых карт: VISA, EUROPA, Master Card, JCB, Diners Club, Union Card, Cirrus Maestro;
·                системы денежных переводов: Western Union, Money Gram, Contact;
·                «Кыргыз Почтасы».
Вместе с тем из-за отсутствия механизмов стимулирования в использовании ИКТ, низкого уровня финансирования развития информационных технологий на национальном уровне, неэффективного использования донорской помощи, направленной на информатизацию государственных структур на рынке Кыргызстана, использование информационной техники в деятельности государственных и частных структурах находится еще не на должном уровне. Низкий уровень оснащенности населения и субъектов деятельности информационной техникой еще не привило культуру управления с применением ИКТ. Ситуация осложняется нехваткой кадров, владеющих базовыми навыками работы с информационной техникой и технологиями.
В целях объективной оценки состояния сферы ИКТ с помощью ПРООН были проведены обследования отраслей и регионов страны. Проведенный статистический анализ подтверждает наличие вышеуказанных проблем в республике.
6.     Основной целью развития ИКТ является создание базовых основ для построения информационного общества.
7.     Для стабильного продвижения реформ в области внедрения ИКТ предстоит разработать необходимую законодательную и нормативно-правовую базу. В этой сфере к настоящему времени в стране действуют более 20 законов и 20 подзаконных актов. Разработаны государственные стандарты в соответствии с международными стандартами по информационно-коммуникационным технологиям. Через совершенствование и развитие правовых основ информационного общества будет систематизировано существующее законодательство и разработаны новые законы, обеспечивающие эффективное развитие ИКТ.
8.     Необходимо расширить технические и инфраструктурные возможности ИКТ с целью предоставления информационно-коммуникационных услуг для сельских и отдаленных районов. Посредством модернизации существующей инфраструктуры теле- и радиовещания будет обеспечен прием телевизионных и радиовещательных программ в отдаленных населенных пунктах для преодоления «информационного голода».
9.     Будет обеспечена модернизация существующей инфраструктуры почтовой связи, что позволит повысить эффективность работы государственных почтовых служб, обеспечение своевременную доставку корреспонденции, газет, журналов, пенсий и пособий во все регионы страны.
Модернизация существующей телекоммуникационной инфраструктуры будет осуществляться при соответствующей финансовой поддержке донорских организаций. В рамках разработки оптимальной инфраструктуры ИКТ страны ее модернизация будет осуществляться согласно международным стандартам качества. Будет создано единое информационное пространство через внедрение цифровой связи во всех регионах.
10.  С использованием ИКТ будет обеспечен переход системы государственного управления на принципы «электронного правительства».
Через развитие инфраструктуры ИКТ в стране расширится предоставление информационно- коммуникационных услуг населению на всей территории страны. Необходимо обеспечить всему населению равноправный, приемлемый по стоимости и качественный доступ к информационным услугам во всех регионах.
В стране будет построена конкурентоспособная электронная экономика путем развития информационного бизнеса, электронной коммерции, организацию информационных бизнес-центров и т.д.
11.  Необходимо создать благоприятные условия для развития отечественного производства информационной техники, программного обеспечения и информационных услуг, а также отечественной науки в области информационно–коммуникационных технологий.
12.  Государство будет уделять большое внимание повышению инвестиционной привлекательности информационно-телекоммуникационной отрасли, созданию действенного механизма привлечения инвестиций.
Система образования будет ориентирована на подготовку кадров в области ИКТ, с учетом потребностей рынка. Будут активно внедряться дистантные методы получения образования, расширены сферы обучения населения информационным технологиям.
Кыргызстан будет активно стремиться в мировое информационное сообщество.
13.  Реализация развития ИКТ будет осуществляться через активную пропаганду построения информационного общества в Кыргызстане. Будет прививаться современная культура использования ИКТ. Посредством развития ИКТ расширится партнерство бизнеса, гражданского общества и государства.
14.  В целях аккумуляции и жесткого контроля ресурсов на развитие ИКТ, и эффективного их использования будет обеспечена координация работ по информатизации органов государственного управления, различных программ и проектов развития ИКТ. Будут введены механизмы конкурсного отбора целевых программ и проектов развития информатизации.
15.  Будет обеспечена безопасность эксплуатации существующей и вновь создаваемой информационной инфраструктуры, включая телекоммуникационные системы, системы теле- и радиовещания, а также издательских систем, информационных ресурсов страны.
16.  Будет принят ряд мер политики по разработке и принятию Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики с участием представителей гражданского общества, СМИ, частного бизнеса и государственных органов. Документ будет направлен на содействие всемерному развитию и защите прав личности и общества.