Развитие энергетики

image_pdfimage_print
1.     Энергетический сектор характеризуется, прежде всего, естественной монополизацией в электроэнергетике, приводящей к нарушению взаимоотношений потребителей и производителей энергии, несбалансированностью тарифной политики. Сохраняется высокий уровень зависимости от внешнеэкономической политики, регулирующей взаимные поставки кыргызстанской энергии, водных ресурсов и импортируемого газа и угля, осуществляемые до сих пор на бартерной основе, что приводит к проблемам денежного оборота в секторе. Важным фактом является особая социальная значимость энергетики, проявляющаяся в серьезном влиянии тарифов на электроэнергию на уровень жизни бедных слоев населения.
2.     Электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики республики. Удельный вес электроэнергетики в структуре промышленности Кыргызстана увеличился с 1990 г. почти в 3 раза, при увеличении доли ГЭС в общем балансе выработки электроэнергии. Важным шагом на пути реформ в отрасли стало завершение в 2001 году реструктуризации АО «Кыргызэнерго» с образованием семи самостоятельных акционерных обществ, что позволило разделить производство энергии, ее передачу и распределение. Кроме того, выведена на проектную мощность Таш-Кумырская ГЭС и Шамалды-Сайская ГЭС, введены в эксплуатацию новые линии электропередачи. Вместе с тем, из-за недостатка средств, остаются недостроенными Камбаратинские ГЭС-1 и ГЭС-2.
Анализ работы энергосистемы за 2001 год показывает, что первый этап реструктуризации энергосистемы пока не привел к улучшению финансовых показателей энергетических компаний. Задолженность распределительных электрических компаний перед АО «Электрические станции» привела к формированию больших задолженностей по платежам в республиканский бюджет, заработной плате, остановке в проведении плановых ремонтных работ на электрических станциях, прекращению закупок запасных частей и химических реагентов. При этом уровень сбора по выставленным счетам за электрическую и тепловую энергию составляет 80-85%, из которых лишь 20% собирается деньгами, остальная часть приходится на операции по бартеру и взаимозачетам. Одновременное увеличение потребления электроэнергии внутренними потребителями и нестабильность оплаты поставили отрасль перед серьезными финансовыми проблемами.
Основные причины имеющихся в отрасли проблем — высокая степень изношенности оборудования, отсутствие достаточных финансовых средств для проведения его ремонта и восстановления, что приводит к возникновению аварий и дальнейшему росту потерь энергии, а также несбалансированность существующей тарифной политики.
3.     В настоящий момент практически не используется гидроэнергетический потенциал малых рек и водотоков, который оценивается в 5-8 млрд. кВт.ч в год. Незначительно использование энергии солнца, ветра и геотермальных источников.
В то же время ресурсы возобновляемых источников энергии в Кыргызской Республике практически неограничены. Из получаемых ежегодно отходов животноводства биогазовыми установками могут быть выработаны более одного миллиарда кубометров биогаза и более двух миллионов тонн органических удобрений. Также существует возможность использования ранее построенных малых ГЭС, законсервированных в прошлые годы в связи с вводом в эксплуатацию крупных гидроэлектростанций.
4.     В условиях высокого уровня зависимости страны от импорта энергоресурсов, политика энергосбережения, наряду с ростом экономической эффективности энергетики, могла бы стать серьезной поддержкой на пути повышения уровня энергетической безопасности государства, увеличения конкурентоспособности продукции национальной промышленности и решения экологических проблем. В настоящее время в республике на стадии конечного энергопотребления потери энергии в жилищно-коммунальном секторе составляют 55%, в промышленности – 45% и сельском хозяйстве – 50%. По оценке, суммарный потенциал энергосбережения страны определен в 33 – 55 % общего энергопотребления.
5.     Кроме вышеперечисленных проблем, в энергетической отрасли существуют скрытые перекрестные субсидии между разными группами потребителей. Так, существуют субсидии потребителям электрической и тепловой энергии на внутреннем рынке за счет экспорта электроэнергии, субсидии потребителям природного газа из государственного бюджета, фактическое субсидирование промышленными потребителями электроэнергии населения и сельскохозяйственных потребителей при общем положении, когда потребители энергии в городах субсидируют потребителей в сельской местности.
Существующие механизмы скрытых перекрестных субсидий, наряду с практикой бартерных сделок и взаимозачетов, искажают реальную картину, вследствие чего у потребителей не возникает стимула к энергосбережению и снижению затрат.
6.     Цель развития энергетического сектора республики — создание стабильного, надежного и доступного обеспечения потребителей всеми видами топлива и энергии.
7.     Решение этой задачи предполагает следующие приоритеты:
·                обеспечение энергетической безопасности;
·                достижение энергетической независимости;
·                оптимизация нормативно-правовой базы в энергетике.
Перечисленные приоритеты определяют следующие направления действий.
На этапе стабилизации экономики вопрос эффективности энергетической системы, прежде всего, означает обеспечение энергетической безопасности, подразумевающей два основных направления. Во-первых, безопасность при воздействии факторов внутреннего (по отношению к энергосистеме) характера – технических, технологических и экономических, и, во-вторых, безопасность при воздействии внешних факторов — защита системы от возможных аварий, чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.
Обеспечение безопасности при воздействии технических и технологических факторов. Одним из основных направлений действий при этом должно стать увеличение эффективности использования топлива и энергии. В нынешней ситуации Кыргызстан, располагая значительным энергетическим потенциалом, импортирует около 50% от потребляемых объемов энергоносителей. Это приводит к ухудшению финансового и экономического состояния республики, реальным шагом по увеличению эффективности использования энергоресурсов станет перевод экономики на энергосберегающий путь развития. Основными мероприятиями, обеспечивающими это направление, станут оснащение энергоснабжающих предприятий и потребителей современными приборами учета и контроля; передача на баланс распределительным компаниям приборов учета электроэнергии, находящихся у абонентов. Планируется также создание базы данных по учету потребления электроэнергии. Необходимо формирование у населения менталитета рачительного хозяина, как предпосылки для дальнейшего развития энергетики.
Рост технических потерь энергии, вызванный изношенностью оборудования, наряду с ростом тарифов, приводит к удорожанию товаров во всех энергопотребляющих отраслях, делая кыргызскую продукцию неконкурентоспособной на внешних и внутреннем рынках. Сокращение технических потерь энергии будет достигнуто, прежде всего, за счет проведения реконструкции распределительных сетей и модернизации оборудования. Одновременно, борьба с потерями энергии предполагает наличие полной, точной и своевременной информации о технических возможностях и движении потоков энергии по всей системе, что подразумевает разработку системы мониторинга и учета технических мощностей. При этом будет проведен анализ технического состояния сетей с целью выявления участков и фрагментов сети, требующих ремонта, полной или частичной реконструкции, требующих списания и замены. Еще одним важным мероприятием в этом направлении станет создание независимого диспетчерского центра, обеспечивающего оптимизацию режимов электроснабжения, снижение недоотпуска электроэнергии, уменьшение технических и коммерческих потерь и повышение надежности электроснабжения потребителей.
Обеспечение грамотного и четкого управления различными сегментами и всей энергосистемой в целом является наиболее важной задачей этапа стабилизации. Оно подразумевает разработку оптимальной модели энергосистемы и эффективной системы управления энергетикой, обеспечивающей наилучшую координацию всех сегментов системы с целью дальнейшего ее развития и доходности. Осуществление управленческих функций в условиях современного рынка потребует, во-первых, высокообразованных управленческих кадров, что означает разработку системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджерского и инженерно-технического персонала. Во-вторых, будет проведен ряд мероприятий по совершенствованию финансовых потоков, обеспечению прозрачности их прохождения, контролю над полнотой и своевременностью проведения всех платежей как за поставленную энергию и в бюджет, так и по выплате заработной платы. Важным фактором при этом станет введение международных стандартов бухгалтерской отчетности в энергосистеме при активном внедрении современных информационных технологий.
Для стабилизации финансового состояния энергетических компаний необходима взвешенная целенаправленная среднесрочная тарифная стратегия, направленная на выработку политики тарифов, стимулирующей выполнение намеченных мероприятий, энергосбережение и снижение затрат. Для этого предусматривается выполнение ряда условий, таких, как включение в тариф всех фактических затрат потребителя, отсутствие перекрестных субсидий, минимизация коммерческих потерь, оплата в срок всех выставленных счетов и отказ от практики взаимозачетов и бартерных сделок.
Изменение тарифной политики в целях дальнейшего развития энергетического сектора будет сопровождаться превентивными мерами адресной социальной защиты беднейших слоев населения.
В целях покрытия реальных экономических затрат тариф для конечного потребителя будет основываться на затратах по электро- и теплоснабжению конечных потребителей. Он будет покрывать затраты на выработку, передачу и распределение энергии.
Минимизация и дальнейшая ликвидация перекрестных субсидий потребует разработки прозрачного целенаправленного механизма управления ими в рамках тарифной политики. Наиболее важными на этом пути станут шаги по оптимизации системы скидок, рассрочек и надбавок, в том числе разработка системы скидок за предоплату и за участие потребителей в регулировании нагрузок, а также разработка системы надбавок к тарифам при превышении потребителем требований к качеству.
Электроэнергия до настоящего времени относится к услугам, что приводит к ситуации, когда ответственность за хищения и неуплату носит формальный характер. Изменить подобную практику возможно лишь с помощью комплекса мероприятий, таких как проведение правовой экспертизы действующего законодательства по энергетике; оптимизация нормативно-правовой базы в области энергетики, включая придание энергии статуса товара. Необходима разработка методических рекомендаций по правоприменительным мерам и комментариев к законодательным актам, перечня документов для возбуждения дел о принудительном взыскании долгов по оплате за энергию. Все эти мероприятия позволят сократить коммерческие потери энергии.
8.     Закладывая идеи дальнейшего развития энергетического сектора, основная цель формулируется как обеспечение полной энергетической независимости страны.
Эта цель предполагает максимальное использование внутренних энергоресурсов на основе децентрализованного обеспечения ими регионов страны, а также твердой и взаимовыгодной экспортно-импортной политики в отношении энергии и энергоресурсов.
При этом максимальное использование внутренних энергоресурсов предполагает дальнейшее развитие потенциала большой гидроэнергетики путем продолжения строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, с одновременным строительством ЛЭП-500 кВ Токтогул-Камбарата-Кемин, ориентируемой на обеспечение городов, крупных предприятий и экспорта, а также активное использование в целях обеспечения регионального энергоснабжения возможностей малых ГЭС, возобновляемых нетрадиционных источников энергии (ВНИЭ), при одновременном расширении добычи угля, нефти и газа на собственных существующих и новых месторождениях.
Использование возможностей малых ГЭС и установок, действующих на природных возобновляемых источниках энергии, может в значительной мере решить существующие в республике проблемы с обеспечением энергией в регионах, в первую очередь, районах, удаленных от основных линий электропередачи. Как следствие, будут решены многие социальные и экологические проблемы. А обеспечение сельского хозяйства биоудобрениями и биогазом позволит решить проблему нехватки подобных ресурсов полностью.
Для сокращения доли импорта энергоносителей будет выработан механизм замены потребления импортируемого газа и угля за счет увеличения объемов местной добычи, при увеличении объемов добычи нефти за счет внедрения новых технологий и привлечения прямых инвестиций в освоение новых месторождений.