Развитие индустриального производства страны

image_pdfimage_print
1.     За прошедшее десятилетие доля промышленности в ВВП сократилась более чем в 2 раза и составляет 21.3 процента. Среднегодовая численность работников в промышленности сократилась за этот период в 2.2 раза. Несмотря на принимаемые меры, спад производства не преодолен до настоящего времени. Фактически страна из промышленно-аграрной перешла в статус аграрной.
Особенно сильно пострадали наиболее крупные предприятия, в том числе производящие оборонную продукцию, ориентированные на потребителей в рамках бывшего СССР. Промышленность, будучи в прошлом основным сектором экономики, в значительной степени покрывала потребности республики в рабочих местах, вносила большой вклад в содержание объектов социальной инфраструктуры, в обеспечение работников и их семей медицинским обслуживанием, жильем, детскими дошкольными учреждениями и т.д. Спад промышленного производства сильно сказался на жизненном уровне населения, привел к росту безработицы, миграции квалифицированных рабочих и специалистов.
Снизился удельный вес машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности и легкой промышленности. В то же время вырос удельный вес горнодобывающей, металлургической отрасли и электроэнергетики.
2.     В промышленности республики накопились проблемы, решение которых во многом способствовало бы повышению занятости населения и увеличению его доходов. Главными из них являются:
·                слабость институтов государственного управления, отвечающих за разработку и реализацию промышленной политики. Невозможность проведения единой государственной промышленной политики из-за наличия разветвленной и громоздкой структуры, приводящей к дублированию отдельных функций министерств и ведомств;
·                наличие коррупции и регулярного государственного вмешательства в деятельность предприятий;
·                недостаточность профессионального кадрового потенциала в государственных органах, их неприспособленность управлять в рыночных условиях;
·                отсутствие профессиональных менеджеров на производстве;
·                недостаточность навыков по корпоративному управлению;
·                слабое кооперирование и ассоциирование отечественных предприятий;
·                недостаточная развитость института банкротства предприятий;
·                часто меняющийся налоговый режим, не стимулирующий развитие промышленности. Сохранившиеся достаточно обременительные ставки основных налогов для активного развития промышленного сектора. Громоздкость и неэффективность для практического применения существующего Таможенного кодекса. Коррумпированность систем налоговой и таможенной инспекции;
·                недостаточное внимание уделяется совершенствованию системы стандартизации и сертификации промышленной продукции; регулярно вносятся изменения в законодательно-правовую базу особых экономических зон, что вносит неустойчивость в работу СЭЗ и отпугивает потенциальных инвесторов от вложения капитала в страну;
·                неэффективность существующей системы финансирования производства. Банковская система страны еще не способна инвестировать на приемлемых условиях отечественных товаропроизводителей. Неэффективно обслуживаются привлекаемые внешние инвестиции, в том числе под гарантию Правительства.
3.     Сложившаяся ситуация в индустриальном производстве требует разработки четкой промышленной политики, целью которой должна стать стабилизация и дальнейшее поэтапное развитие приоритетных отраслей промышленности.
4.     Главной целью развития промышленности является создание рабочих мест, значительное повышение уровня и глубины переработки местного сырья, импортозамещение и увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке, рост объемов экспорта готовой продукции.
Для реализации этой цели приоритетными направлениями работы будут:
·                законодательная поддержка, направленная на стимулирование свободного развития промышленности, в том числе с использованием новых технологий для производства конкурентоспособной продукции;
·                содействие привлечению прямых инвестиций в частный сектор;
·                продвижение отечественных промышленных товаров на рынки, в том числе с использованием механизма заключения межправительственных соглашений о поставке продукции и услуг на экспорт;
·                использование системы конкурентного государственного заказа на продукцию отечественного производства;
·                содействие ассоциированию отечественных товаропроизводителей, в том числе на основе установления более тесных кооперированных связей крупных промышленных предприятий с малым и средним бизнесом.
5.     Приоритетными отраслями индустриального производства являются, прежде всего, наиболее конкурентоспособные в регионе, а также использующие местную сырьевую базу и разветвленную сеть малых отечественных предприятий.
К ним относятся:
·                энергетика, являющаяся источником промышленного развития и имеющая ключевое стратегическое значение для обеспечения экономической независимости республики. Государство должно сконцентрировать все свои усилия на выработке электроэнергии, угледобыче, развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии;
·                горнодобывающая промышленность, производящая, в частности, цветные и драгоценные металлы и покрывающая до 60% суммарного экспорта. Эти базовые отрасли требуют принятия комплекса эффективных мер по привлечению иностранных инвестиций;
·                легкая промышленность, которая постепенно набирает обороты, обеспечивает темп роста за последние два года 105.4% и 110% соответственно;
·                перерабатывающая отрасль, имеющая огромные резервы роста и нуждающаяся в коренной перестройке;
·                производство строительных материалов, как отрасль, обеспечивающая быстрый возврат вложенных средств и обладающая существенным экспортным потенциалом. Подтверждением эффективности такого подхода служит возобновление производства на Токмакском стекольном заводе, который начал выпуск экспортной продукции.
6.     Для реализации этих приоритетов необходима реорганизация структуры государственного управления промышленностью, с учетом проведения тщательного функционального анализа министерства и задач по реализации новой промышленной политики Кыргызстана. Нужно обеспечить институциональное развитие этого ведомства, ориентировав его на современные методы работы, усилить кадровый потенциал Министерства внешней торговли и промышленности, с привлечением молодых обученных специалистов. Необходимо укрепить министерство, придав ему статус экономического ведомства, отвечающего за основные производственные сферы экономики.